О ПОРЯДКЕ ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ ДОХОДОВ АМЕРИКАНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЗАКЛЮЧЕННОМУ С РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КОНТРАКТУ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗА ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ПРИВЛЕКАЕТ КЛИЕНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РФ С ЦЕЛЬЮ ПОКУПКИ ПОСТАВЛЯЕМЫХ ЭТОЙ АМЕРИКАНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ТОВАРОВ, ПОЛУЧАЕТ С РОССИЙСКИХ КЛИЕНТОВ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ПЕРЕЧИСЛЯЕТ ИХ АМЕРИКАНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КОТОРАЯ ВЫСЫЛАЕТ ТОВАР ИЗ США ПОКУПАТЕЛЯМ ПО ПОЧТЕ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 9 сентября 2010 г. N 03-08-05 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно налогообложения доходов американской организации по заключенному с российской организацией контракту на привлечение клиентов на территории Российской Федерации с целью покупки товаров, поставляемых данной американской организацией, и сообщает. Как следует из запроса, в соответствии с контрактом российская организация за вознаграждение привлекает для американской организации клиентов на территории Российской Федерации с целью покупки товаров, поставляемых данной американской организацией, а также получает с этих российских клиентов денежные средства и перечисляет их американской организации. Товар отправляется российским покупателям с территории США по почте на адрес, указанный покупателем. В соответствии со ст. 247 Кодекса объектом налогообложения по налогу на прибыль для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, признаются полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 Кодекса, а также другие доходы от источников в Российской Федерации, указанные в п. 1 ст. 309 Кодекса, относящиеся к постоянному представительству. В соответствии с п. 1 ст. 5 Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 17.06.1992 (далее - Договор) термин "постоянное представительство" означает постоянное место деятельности, через которое лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве, являющееся или не являющееся юридическим лицом, осуществляет коммерческую деятельность в другом Договаривающемся Государстве. При определении факта образования постоянного представительства на территории Российской Федерации американской компании необходимо учитывать положения п. 5 ст. 5 Договора, согласно которым, несмотря на положения п. п. 1 и 2 ст. 5 Договора, если лицо с постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся Государстве осуществляет деятельность в другом Договаривающемся Государстве через агента, то считается, что это лицо имеет постоянное представительство в этом другом Государстве в отношении любой деятельности, которую агент осуществляет для этого лица, если агент удовлетворяет каждому из следующих условий: a) он имеет полномочия заключать контракты в этом другом Государстве от имени этого лица; b) он обычно использует эти полномочия; c) он не является агентом с независимым статусом, к которому применяются положения п. 6; d) его деятельность не ограничивается видами деятельности, упомянутыми в п. 4 ст. 5 Договора. Таким образом, п. 5 ст. 5 Соглашения содержит общепринятый принцип международного налогообложения, согласно которому предприятие одного государства должно рассматриваться как имеющее постоянное представительство в другом государстве, если при определенных условиях в этом другом государстве действует лицо (зависимый агент), представляющее это предприятие, даже если это предприятие не имеет постоянного места деятельности в этом другом государстве в значении п. п. 1 и 2 ст. 5 Договора. Зависимыми агентами признаются лица, которые в силу сферы их полномочий или характера деятельности вовлекают до определенной степени предприятие одного государства в участие в предпринимательской деятельности на территории другого государства. Пунктом 5 указанной статьи Договора установлено, что только лица, имеющие полномочия на заключение контрактов, могут считаться зависимыми агентами, при условии, что такое лицо использует свои полномочия по заключению контрактов многократно, а не в единичных случаях. При этом фраза "полномочия заключать контракты от имени предприятия" не ограничивает применение данного п. 5 к лицу, непосредственно заключающему контракты от имени предприятия. Этот пункт применяется также к лицу, заключающему контракты, которые накладывают обязательства на это предприятие, даже если такие контракты не заключены от имени самого предприятия. Недостаточное участие предприятия в операциях, совершаемых зависимым агентом, является лишь показателем предоставления зависимому агенту широких полномочий. Учитывая вышеизложенное, по нашему мнению, если в соответствии с контрактом, заключенным с американской организацией, российской организации предоставлены достаточно широкие полномочия (в зависимости от того, кому покупатели могут направлять рекламации, осуществлять возврат товаров и т.д.), деятельность такой американской организации может приводить к образованию постоянного представительства на территории Российской Федерации согласно вышеуказанным критериям. Следовательно, согласно п. 1 ст. 7 Соглашения прибыль данной американской организации подлежит налогообложению в Российской Федерации, но только в той части, которая относится к этому постоянному представительству. В силу нормы п. 1 ст. 246 Кодекса иностранные организации, осуществляющие деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, являются самостоятельными плательщиками налога на прибыль организаций. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 9 сентября 2010 г. N 03-08-05 |