О ПОРЯДКЕ ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ ДОХОДОВ АМЕРИКАНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЗАКЛЮЧЕННОМУ С РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КОНТРАКТУ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЗА ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ПРИВЛЕКАЕТ КЛИЕНТОВ НА ТЕРРИТОРИИ РФ С ЦЕЛЬЮ ПОКУПКИ ПОСТАВЛЯЕМЫХ Э. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 09.09.10 03-08-05

            О ПОРЯДКЕ ОБЛОЖЕНИЯ НАЛОГОМ НА ПРИБЫЛЬ ДОХОДОВ
        АМЕРИКАНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО ЗАКЛЮЧЕННОМУ С РОССИЙСКОЙ
         ОРГАНИЗАЦИЕЙ КОНТРАКТУ, СОГЛАСНО КОТОРОМУ РОССИЙСКАЯ
          ОРГАНИЗАЦИЯ ЗА ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ПРИВЛЕКАЕТ КЛИЕНТОВ
          НА ТЕРРИТОРИИ РФ С ЦЕЛЬЮ ПОКУПКИ ПОСТАВЛЯЕМЫХ ЭТОЙ
            АМЕРИКАНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ТОВАРОВ, ПОЛУЧАЕТ С
         РОССИЙСКИХ КЛИЕНТОВ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА И ПЕРЕЧИСЛЯЕТ
         ИХ АМЕРИКАНСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КОТОРАЯ ВЫСЫЛАЕТ ТОВАР
                     ИЗ США ПОКУПАТЕЛЯМ ПО ПОЧТЕ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          9 сентября 2010 г.
                              N 03-08-05

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
запрос  относительно  налогообложения доходов американской организации
по  заключенному  с  российской  организацией контракту на привлечение
клиентов  на  территории Российской Федерации с целью покупки товаров,
поставляемых данной американской организацией, и сообщает.
     Как  следует  из  запроса, в соответствии с контрактом российская
организация  за вознаграждение привлекает для американской организации
клиентов  на  территории Российской Федерации с целью покупки товаров,
поставляемых данной американской организацией, а также получает с этих
российских  клиентов  денежные  средства и перечисляет их американской
организации.  Товар  отправляется  российским покупателям с территории
США по почте на адрес, указанный покупателем.
     В  соответствии  со  ст.  247 Кодекса объектом налогообложения по
налогу   на   прибыль   для  иностранных  организаций,  осуществляющих
деятельность     в     Российской     Федерации    через    постоянные
представительства,   признаются   полученные   через   эти  постоянные
представительства  доходы, уменьшенные на величину произведенных этими
постоянными   представительствами  расходов,  которые  определяются  в
соответствии  с  гл. 25 Кодекса, а также другие доходы от источников в
Российской  Федерации, указанные в п. 1 ст. 309 Кодекса, относящиеся к
постоянному представительству.
     В  соответствии с п. 1 ст. 5 Договора между Российской Федерацией
и Соединенными Штатами Америки об избежании двойного налогообложения и
предотвращении  уклонения  от  налогообложения  в отношении налогов на
доходы  и  капитал  от 17.06.1992 (далее - Договор) термин "постоянное
представительство"   означает  постоянное  место  деятельности,  через
которое  лицо  с  постоянным местопребыванием в одном Договаривающемся
Государстве,   являющееся   или   не   являющееся  юридическим  лицом,
осуществляет   коммерческую  деятельность  в  другом  Договаривающемся
Государстве.
     При  определении  факта образования постоянного представительства
на  территории  Российской  Федерации американской компании необходимо
учитывать положения п. 5 ст. 5 Договора, согласно которым, несмотря на
положения  п.  п.  1  и  2  ст.  5  Договора,  если  лицо с постоянным
местопребыванием  в  одном  Договаривающемся  Государстве осуществляет
деятельность  в  другом  Договаривающемся Государстве через агента, то
считается,  что  это  лицо  имеет  постоянное представительство в этом
другом  Государстве  в  отношении  любой  деятельности,  которую агент
осуществляет  для  этого  лица,  если  агент  удовлетворяет каждому из
следующих условий:
     a)   он  имеет  полномочия  заключать  контракты  в  этом  другом
Государстве от имени этого лица;
     b) он обычно использует эти полномочия;
     c)  он  не  является  агентом  с независимым статусом, к которому
применяются положения п. 6;
     d)   его  деятельность  не  ограничивается  видами  деятельности,
упомянутыми в п. 4 ст. 5 Договора.
     Таким  образом,  п.  5  ст.  5  Соглашения  содержит общепринятый
принцип  международного налогообложения, согласно которому предприятие
одного  государства  должно  рассматриваться  как  имеющее  постоянное
представительство в другом государстве, если при определенных условиях
в   этом   другом   государстве   действует  лицо  (зависимый  агент),
представляющее  это  предприятие,  даже  если это предприятие не имеет
постоянного места деятельности в этом другом государстве в значении п.
п. 1 и 2 ст. 5 Договора.
     Зависимыми  агентами  признаются  лица,  которые  в силу сферы их
полномочий   или  характера  деятельности  вовлекают  до  определенной
степени предприятие одного государства в участие в предпринимательской
деятельности на территории другого государства.
     Пунктом 5 указанной статьи Договора установлено, что только лица,
имеющие   полномочия   на   заключение   контрактов,  могут  считаться
зависимыми  агентами,  при  условии,  что  такое  лицо использует свои
полномочия  по  заключению  контрактов  многократно,  а не в единичных
случаях.  При  этом  фраза  "полномочия  заключать  контракты от имени
предприятия"   не   ограничивает  применение  данного  п.  5  к  лицу,
непосредственно  заключающему  контракты  от  имени  предприятия. Этот
пункт  применяется  также  к  лицу,  заключающему  контракты,  которые
накладывают   обязательства   на  это  предприятие,  даже  если  такие
контракты  не  заключены  от  имени  самого предприятия. Недостаточное
участие   предприятия  в  операциях,  совершаемых  зависимым  агентом,
является  лишь  показателем  предоставления  зависимому агенту широких
полномочий.
     Учитывая  вышеизложенное, по нашему мнению, если в соответствии с
контрактом,   заключенным   с  американской  организацией,  российской
организации предоставлены достаточно широкие полномочия (в зависимости
от  того,  кому  покупатели  могут направлять рекламации, осуществлять
возврат  товаров  и т.д.), деятельность такой американской организации
может   приводить   к  образованию  постоянного  представительства  на
территории  Российской  Федерации  согласно  вышеуказанным  критериям.
Следовательно,   согласно   п.  1  ст.  7  Соглашения  прибыль  данной
американской   организации   подлежит   налогообложению  в  Российской
Федерации,   но   только  в  той  части,  которая  относится  к  этому
постоянному представительству.
     В  силу  нормы  п.  1  ст.  246  Кодекса иностранные организации,
осуществляющие  деятельность  в  Российской Федерации через постоянные
представительства,  являются  самостоятельными плательщиками налога на
прибыль организаций.
     Одновременно  сообщаем,  что  настоящее  письмо  Департамента  не
содержит  правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах  и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о
налогах  и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в
настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            Н.А.КОМОВА
9 сентября 2010 г.
N 03-08-05