О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НДФЛ, ТРАНСПОРТНЫМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ НАЛОГАМИ, А ТАКЖЕ НАЛОГОМ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ДОХОДОВ ИНВАЛИДОВ I, II, III ГРУПП, А ТАКЖЕ О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОХОДОВ, ВЫПЛАЧИВАЕМЫХ ОРГАНИЗАТОРАМИ ЛОТЕРЕЙ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 10.09.10 03-04-06/9-210

           О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ НДФЛ, ТРАНСПОРТНЫМ И ЗЕМЕЛЬНЫМ
          НАЛОГАМИ, А ТАКЖЕ НАЛОГОМ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ
           ЛИЦ ДОХОДОВ ИНВАЛИДОВ I, II, III ГРУПП, А ТАКЖЕ
               О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДОХОДОВ, ВЫПЛАЧИВАЕМЫХ
                        ОРГАНИЗАТОРАМИ ЛОТЕРЕЙ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                         10 сентября 2010 г.
                           N 03-04-06/9-210

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  внесения  изменений в Налоговый кодекс Российской
Федерации  (далее  - Кодекс) в части освобождения инвалидов I, II, III
групп  от  уплаты  налога  на  доходы  физических лиц, транспортного и
земельного  налогов,  а  также  налога на имущество физических лиц и в
соответствии со ст. 34.2 Кодекса разъясняет следующее.
     В соответствии с п. 1 ст. 3 Кодекса каждое лицо должно уплачивать
законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закрепленную
в  ст.  57  Конституции  Российской  Федерации конституционно-правовую
обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
     В  настоящее  время в соответствии с положениями гл. 23 "Налог на
доходы  физических  лиц"  Кодекса налогоплательщиками налога на доходы
физических   лиц   признаны   все  без  исключения  категории  граждан
независимо  от  их  профессиональной,  социальной  или какой-либо иной
принадлежности.
     Вместе с тем данной главой определены виды доходов, при получении
которых у налогоплательщиков не возникает обязанности по уплате налога
на   доходы   физических   лиц,  а  также  предусмотрены  стандартные,
социальные  налоговые  вычеты,  в частности, для налогоплательщиков из
числа  малоимущих  и  социально  незащищенных категорий граждан, в том
числе инвалидов.
     В  частности,  в  соответствии  со  ст. 217 Кодекса не облагаются
налогом  на  доходы  физических лиц государственные пособия, пенсии по
государственному пенсионному обеспечению и трудовые пенсии, социальные
доплаты  к  пенсиям,  суммы  единовременных выплат (в том числе в виде
материальной   помощи),  осуществляемых  налогоплательщикам  из  числа
малоимущих  категорий  граждан в виде сумм адресной социальной помощи,
оказываемой  за  счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов
Российской  Федерации,  местных  бюджетов  или  внебюджетных  фондов в
соответствии  с  программами,  утверждаемыми ежегодно соответствующими
органами государственной власти.
     Пунктом   28   ст.  217  Кодекса  предусмотрено  освобождение  от
обложения  доходов  налогоплательщиков  в виде подарков, полученных от
организаций,  стоимость  которых не превышает 4000 руб. Следовательно,
стоимость  подарков,  превышающая  4000  руб.,  облагается  налогом на
доходы физических лиц по ставке 13 процентов.
     Наряду   с   полным   или   частичным  освобождением  доходов  от
налогообложения  положения  гл.  23  "Налог  на доходы физических лиц"
Кодекса  предусматривают  также уменьшение налоговой базы на различные
стандартные и социальные налоговые вычеты.
     В  частности,  инвалиды  с детства, а также инвалиды I и II групп
при  определении  размера  налоговой  базы  имеют  право  на получение
стандартных  налоговых  вычетов  в  размере  500  руб. за каждый месяц
налогового периода.
     Кроме  того, в рамках социальных вычетов предусмотрено уменьшение
облагаемого  дохода  на  такие  социально значимые расходы, как оплата
лечения,  медицинского  обслуживания  и стоимости лекарств, как самого
налогоплательщика, так и его детей.
     По  вопросу налогообложения доходов, выплачиваемых организаторами
лотерей, следует иметь в виду, что согласно ст. 228 Кодекса физические
лица,   получающие  выигрыши,  выплачиваемые  организаторами  лотерей,
тотализаторов  и  других  основанных  на  риске  игр  (в  том  числе с
использованием  игровых  автоматов),  уплачивают  налог исходя из сумм
таких выигрышей.
     Указанные   налогоплательщики  обязаны  самостоятельно  исчислить
суммы  налога из полученных сумм выигрышей по установленной в п. 1 ст.
224  Кодекса  ставке  в размере 13 процентов (до 1 января 2002 г. - 35
процентов).  Также  они  должны представить в налоговый орган по месту
своего  учета  декларацию  по  налогу  на доходы физических лиц. Сумма
налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная исходя
из    налоговой   декларации,   уплачивается   по   месту   жительства
налогоплательщика   в   срок  не  позднее  15  июля  года,  в  котором
представлена налоговая декларация.
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  4  Закона Российской Федерации от
09.12.1991  N  2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее -
Закон)  от  уплаты  налога  на  имущество физических лиц освобождаются
инвалиды I и II групп.
     При  этом  п.  4  ст. 4 данного Закона предусмотрено, что органам
местного  самоуправления  предоставлено  право устанавливать налоговые
льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
     Одновременно  отмечаем,  что  гл.  28  "Транспортный  налог" и 31
"Земельный  налог"  Кодекса  не  содержат  положений, согласно которым
инвалиды   освобождаются  от  уплаты  соответственно  транспортного  и
земельного налога.
     Вместе  с  тем  нормы гл. 28 "Транспортный налог" и 31 "Земельный
налог" Кодекса не исключают возможности предоставления инвалидам I, II
и  III  групп  льгот  в  виде  освобождения  от уплаты транспортного и
земельного налогов.
     Так,   ст.   356   Кодекса   определено,   что  при  установлении
транспортного  налога  законами  субъектов  Российской Федерации могут
предусматриваться  налоговые  льготы  и основания для их использования
налогоплательщиком.
     Согласно  п. 2 ст. 387 Кодекса при установлении земельного налога
нормативными  правовыми  актами представительных органов муниципальных
образований   (законами   городов   федерального   значения  Москвы  и
Санкт-Петербурга)  могут устанавливаться налоговые льготы, основания и
порядок  их  применения,  включая  установление  размера не облагаемой
налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
     Учитывая   изложенное,   считаем,   что  вопрос  об  освобождении
инвалидов от уплаты транспортного и земельного налогов, а также налога
на  имущество  физических  лиц  должен  решаться  не на федеральном, а
соответственно на региональном и местном уровне.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
10 сентября 2010 г.
N 03-04-06/9-210