КОНВЕНЦИЯ ОБ ОСНОВАХ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ БЕЗОПАСНОСТИ И ГИГИЕНЕ ТРУДА. Конвенция. Международная организация труда. 15.06.06 187

Оглавление

                 КОНВЕНЦИЯ ОБ ОСНОВАХ, СОДЕЙСТВУЮЩИХ
                     БЕЗОПАСНОСТИ И ГИГИЕНЕ ТРУДА

                            КОНВЕНЦИЯ 187

                        ГЕНЕРАЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 
                    МЕЖДУНАРОДНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА

                           15 июня 2006 года

                                  (Д)


     Генеральная конференция Международной организации труда,
     созванная  в  Женеве Административным советом Международного бюро
труда и собравшаяся 31 мая 2006 года на свою 95-ю сессию,
     признавая   глобальные  масштабы  производственного  травматизма,
профессио-нальных   заболеваний  и  гибели  людей  на  производстве  и
необходимость принятия дальнейших мер с целью их сокращения,
     напоминая,    что    защита   работников   в   случае   общих   и
профессиональных  забо-леваний  и травматизма на производстве является
одной  из задач Между-народной организации труда, предусмотренной в ее
Уставе,
     признавая,     что    случаи    производственного    травматизма,
профессиональных за-болеваний и гибели людей на производстве оказывают
негативное воздей-ствие на производительность и процесс экономического
и социального развития, 

     отмечая пункт  g)  раздела  III  Филадельфийской  декларации,   в
соответствии с которым Международная организация труда приняла на себя
торжествен-ное обязательство  способствовать  принятию  странами  мира
программ,  имеющих  целью  обеспечивать  необходимую  защиту  жизни  и
здоровья трудящихся всех профессий,

     памятуя о Декларации МОТ 1998 года об основополагающих  принципах
и пра-вах в сфере труда и механизме ее реализации,
     отмечая Конвенцию 1981 года о безопасности и гигиене труда (155),
Рекомен-дацию  1981 года о безопасности и гигиене труда (164) и другие
акты  Международной  организации  труда,  имеющие отношение к основам,
со-действующим безопасности и гигиене труда, 
     напоминая,  что  содействие безопасности и гигиене труда является
частью  Программы  достойного труда для всех Международной организации
тру-да, 
     напоминая  о  Заключениях  о  нормотворческой  деятельности МОТ в
области  безопасности и гигиены труда - глобальная стратегия, принятых
на 91-й сессии (2003 г.) Международной конференции труда, в частности,
в   отно-шении  обеспечения  того,  чтобы  в  национальных  программах
вопросам   бе-зопасности   и   гигиены  труда  уделялось  приоритетное
внимание, 
     подчеркивая  важность  постоянного развития национальной культуры
профи-лактики в области безопасности и гигиены труда, 
     решив  принять ряд предложений, касающихся безопасности и гигиены
труда, что является четвертым пунктом повестки дня сессии, и
     решив придать этим предложениям форму международной конвенции,

     принимает  сего  пятнадцатого  дня июня месяца две тысячи шестого
года  следую-щую  конвенцию, которая может именоваться Конвенцией 2006
года об основах, содействующих безопасности и гигиене труда.

                             I.Определения

                                Статья 1

     Применительно к настоящей Конвенции:

     a)   термин  национальная политика означает национальную политику
в  области  безопасности  и  гигиены  труда  и производственной среды,
разработанную  в  со-ответствии  с  принципами, заложенными в статье 4
Конвенции 1981 года о бе-зопасности и гигиене труда (155);
     b) термин  национальная  система безопасности и гигиены труда или
нацио-нальная  система  означает   инфраструктуру,   предусматривающую
основные  рамки  для  проведения  национальной политики и национальных
программ в области безопасности и гигиены труда;
     c) термин  национальная программа по безопасности и гигиене труда
или на-циональная программа  означает  любую  национальную  программу,
включаю-щую  задачи,  которые  предстоит решить в установленные сроки,
приоритеты   и   средства   действий,   сформулированные    в    целях
совершенствования  безопасно-сти  и  гигиены  труда,  а также средства
оценки достигнутых результатов;
     d) термин    национальная   культура   профилактики   в   области
безопасности и гигиены труда означает культуру,  в  которой  право  на
безопасную  и  здоровую  производственную  среду  соблюдается  на всех
уровнях,  когда  правительства,  работодатели  и  работники  принимают
активное участие в обеспечении безо-пасной и здоровой производственной
среды  посредством  системы  установлен-ных  прав,  ответственности  и
обязанностей  и  когда  принципам профилактики придается самый высокий
приоритет.

                                II.Цель

                                Статья 2


     1.Каждое государство-член,  ратифицирующее  настоящую  Конвенцию,
содействует постоянному совершенствованию безопасности и гигиены труда
в   целях   предупреждения   случаев   производственного  травматизма,
профессиональных  за-болеваний  и   гибели   людей   на   производстве
посредством    разработки,   на   основе   консультаций   с   наиболее
представительными   организациями    работодателей    и    работников,
национальной политики, национальной системы и национальной программы.
     2.Каждое государство-член предпринимает  активные  меры  в  целях
постепенного  создания  безопасной  и  здоровой производственной среды
посредством национальной системы и  национальных  программ  в  области
безопасности   и   гигиены   труда,  принимая  во  внимание  принципы,
заложенные в актах  Международной  организации  труда  (МОТ),  имеющие
отношение к основам, содействующим безо-пасности и гигиене труда.
     3.Каждое государство-член,  на  основе  консультаций  с  наиболее
представительными    организациями    работодателей    и   работников,
периодически рассматривает меры,  которые можно было бы предпринять  в
целях   ратификации   соответствующих   конвенций   МОТ   по  вопросам
безопасности и гигиены труда.

                       III.Национальная политика

                                Статья 3

     1.Каждое государство-член  содействует  безопасной   и   здоровой
производственной среде посредством разработки национальной политики.

     2. Каждое   государство-член   на  всех  соответствующих  уровнях
содействует и стремится к достижению реализации  права  работников  на
безопасную и здоровую производственную среду.

     3. При    разработке    своей    национальной   политики   каждое
государство-член,  с учетом своих национальных условий и  практики,  а
также    на   основе   консультаций   с   наиболее   представительными
организациями работодателей и работников, содействует основополагающим
принципам,  таким как:  оценка профессиональных рисков или опасностей;
борьба  с  профессиональными  рисками  или  опасностями  в  месте   их
возникновения;  развитие  национальной культуры профилактики в области
безопасности   и   гигиены   труда,   которая   включает   информацию,
консультации и подготовку.

                        IV.Национальная система

                                Статья 4

     1. Каждое   государство-член  создает,  поддерживает,  постепенно
развивает   и   периодически   пересматривает   национальную   систему
безопасности  и  гигиены  труда  на  основе  консультаций  с  наиболее
представительными организациями работодателей и работников.

     2. Национальная система безопасности и  гигиены  труда  включает,
помимо прочего:

     а) законодательные  и  нормативные  правовые  акты,  коллективные
договоры,  в соответствующих случаях,  и любые другие  соответствующие
акты по безопасности и гигиене труда;

     b) орган или ведомство,  либо органы или ведомства, отвечающие за
вопросы безопасности и  гигиены  труда,  созданные  в  соответствии  с
национальными зако-нодательством и практикой;

     с) механизмы     для    обеспечения    соблюдения    национальных
законодательных  и  нормативных  правовых   актов,   включая   системы
инспекции;

     d)   меры,  направленные  на обеспечение сотрудничества на уровне
предприятия между его руководством, работниками и их представителями в
качестве основ-ного элемента мер профилактики на производстве.

     3. Национальная   система   безопасности   и   гигиены  труда,  в
соответствующих случаях, включает:

     а) национальный трехсторонний консультативный орган  или  органы,
занимающиеся вопросами безопасности и гигиены труда;

     b) информационные    и   консультативные   услуги   по   вопросам
безопасности и гигиены труда;

     с) профессиональную подготовку по вопросам безопасности и гигиены
труда;

     d) службы   гигиены   труда   в   соответствии   с  национальными
законодательством и практикой;

     е)   научно-исследовательские  работы  в  области  безопасности и
гигиены труда;

     f) механизм,  позволяющий  осуществлять  сбор  и  анализ данных о
случаях производственного травматизма и профессиональных  заболеваний,
принимая во внимание соответствующие акты МОТ;
     g) положения, предусматривающие сотрудничество с соответствующими
системами   страхования  или  социального  обеспечения,  охватывающими
случаи производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
     h) вспомогательные   механизмы,   направленные   на   постепенное
улучшение  условий  в  области  безопасности  и   гигиены   труда   на
микропредприятиях,  а  также  на  малых  и  средних  предприятиях  и в
неформальной экономике.

                        V.Национальная программа

                                Статья 5

     1. Каждое государство-член  разрабатывает,  проводит,  следит  за
выполнением,  оценивает  и  периодически  пересматривает  национальную
программу по безопасности и гигиене труда  на  основе  консультаций  с
наиболее представительными организациями работодателей и работников.

     2. Национальная программа:

     а) содействует  развитию  национальной  культуры  профилактики  в
области безопасности и гигиены труда;

     b) вносит вклад в  защиту  работников  благодаря  ликвидации  или
сведению    к    минимуму,   насколько   это   практически   возможно,
производственных рисков и опасностей,  в соответствии с  национальными
законодательством     и     практикой,    в    целях    предупреждения
производственного травматизма,  профессиональных заболеваний и  гибели
людей на производстве, а также содействия безопасности и гигиене труда
на рабочем месте;

     с) разрабатывается   и   пересматривается   на   основе   анализа
национальной  ситуации  в сфере безопасности и гигиены труда,  включая
анализ национальной системы безопасности и гигиены труда;

     d)   включает задачи, цели и показатели результативности;

     е) подкрепляется, насколько это возможно, другими дополнительными
национальными   программами  и  планами,  содействующими  постепенному
обеспечению безопасной и здоровой производственной среды.

     3. Национальная программа предается широкой гласности и,  по мере
возможности,  утверждается  и  запускается в действие высшими органами
государственной власти.

                      VI. Заключительные положения

                                Статья 6

     Настоящая Конвенция не пересматривает никакую иную  международную
трудовую конвенцию или рекомендацию.

                                Статья 7

     Официальные грамоты    о    ратификации    настоящей    Конвенции
направляются Генеральному  директору  Международного  бюро  труда  для
регистрации.

                                Статья 8

     1. Настоящая  Конвенция  имеет  обязательную  силу только для тех
государств-членов  Международной  организации  труда,  ратификационные
грамоты которых зарегистрированы Генеральным директором Международного
бюро труда.
     2. Она  вступает  в  силу через 12 месяцев после даты регистрации
Генеральным директором ратификационных грамот двух государств-членов.
     3. Впоследствии  настоящая  Конвенция вступает в силу для каждого
государства-члена  через  12  месяцев  после  даты   регистрации   его
ратификационной грамоты.

                                Статья 9

     1. Государство-член,  ратифицировавшее  настоящую  Конвенцию,  по
истечении десяти лет со дня ее первоначального вступления в силу может
денонсиро-вать  ее  на  основе  заявления,  направленного Генеральному
директору  Международного  бюро  труда  для  регистрации.   Денонсация
вступает  в  силу  через  один  год после даты регистрации заявления о
денонсации.
     2. Для  каждого  государства-члена,  ратифицировавшего  настоящую
Конвенцию и в годичный срок по истечении указанных в предыдущем пункте
десяти  лет  не  воспользовавшегося предусмотренным в настоящей статье
правом на денонсацию,  Конвенция остается в силе на  следующие  десять
лет, и впоследствии оно сможет денонсировать ее в течение первого года
каждого  последующего  десятилетия  в   порядке,   предусмотренном   в
настоящей статье.

                               Статья 10

     1. Генеральный  директор  Международного  бюро труда извещает все
государства-члены Международной организации труда о  регистрации  всех
ратификационных  грамот  и  заявлений  о денонсации,  направленных ему
государствами-членами Организации.
     2. Извещая государства-члены Организации о регистрации полученной
им второй ратификационной грамоты,  Генеральный директор  обращает  их
внимание на дату вступления в силу настоящей Конвенции.

                               Статья 11

     Генеральный директор   Международного   бюро   труда   направляет
Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций для регистрации,
в  соответствии  со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций,
исчерпывающие сведения о всех  зарегистрированных  им  ратификационных
грамотах и заявлениях о денонсации.

                               Статья 12

     Каждый раз,  когда  Административный  совет  Международного  бюро
труда считает это необходимым, он представляет Генеральной конференции
доклад    о    применении    настоящей   Конвенции   и   рассматривает
целесообразность включения в повестку дня  Конференции  вопроса  о  ее
пересмотре.

                               Статья 13

     1. Если  Конференция  примет  новую  конвенцию,  пересматривающую
настоящую Конвенцию,  и если в новой конвенции не предусмотрено  иное,
то:

     а) ратификация      каким-либо     государством-членом     новой,
пересматривающей  конвенции   влечет   за   собой,   в   силу   права,
незамедлительную   денонсацию   настоящей   Конвенции,  независимо  от
положений статьи 9 выше и при  условии,  что  новая,  пересматривающая
конвенция вступила в силу;

     b) со  дня  вступления  в силу новой,  пересматривающей конвенции
настоящая  Конвенция   перестает   быть   открытой   для   ратификации
государствами-членами.

     2. Настоящая  Конвенция остается в любом случае в силе по форме и
по содержанию для тех государств-членов, которые ратифицировали ее, но
не ратифицировали пересматривающую конвенцию.

                               Статья 13

     Английский и   французский   тексты   настоящей  Конвенции  имеют
одинаковую силу.




15 июня 2006 года
Оглавление