1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДИТ И РЕАЛИЗУЕТ В ТОРГОВЫЕ СЕТИ СОБСТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ - МУЧНЫЕ КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ (ТОРТЫ И ПИРОЖНЫЕ НЕДЛИТЕЛЬНОГО СРОКА РЕАЛИЗАЦИИ). В ТОРГОВЫХ СЕТЯХ К ОКОНЧАНИЮ СРОКА РЕАЛИЗАЦИИ РЕГУЛЯРНО ОСТАЕТСЯ НЕРЕАЛИЗОВАННОЙ ЧАСТЬ ПРОДУКЦ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 14.09.10 03-03-06/1/587

        1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДИТ И РЕАЛИЗУЕТ В ТОРГОВЫЕ СЕТИ
         СОБСТВЕННУЮ ПРОДУКЦИЮ - МУЧНЫЕ КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ
         (ТОРТЫ И ПИРОЖНЫЕ НЕДЛИТЕЛЬНОГО СРОКА РЕАЛИЗАЦИИ). В
        ТОРГОВЫХ СЕТЯХ К ОКОНЧАНИЮ СРОКА РЕАЛИЗАЦИИ РЕГУЛЯРНО
              ОСТАЕТСЯ НЕРЕАЛИЗОВАННОЙ ЧАСТЬ ПРОДУКЦИИ.
            ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛУЧИЛА ПРЕДЛОЖЕНИЕ ТОРГОВОЙ СЕТИ
           ЗАКЛЮЧИТЬ ВЗАМЕН ДЕЙСТВУЮЩЕГО ДОГОВОРА ПОСТАВКИ
        ПРОДУКЦИИ ДВА ДОГОВОРА: ДОГОВОР НА ПОСТАВКУ ПРОДУКЦИИ
          ОРГАНИЗАЦИИ В ТОРГОВУЮ СЕТЬ И ДОГОВОР НА ПОСТАВКУ
             ТОРГОВОЙ СЕТЬЮ ОРГАНИЗАЦИИ ЕЕ ЖЕ ПРОДУКЦИИ.
           ПОДРАЗУМЕВАЕТСЯ, ЧТО ПРЕДМЕТОМ ВТОРОГО ДОГОВОРА
          ЯВЛЯЕТСЯ ОБРАТНАЯ ПРОДАЖА ТОРГОВОЙ СЕТЬЮ ПРОДУКЦИИ
         ОРГАНИЗАЦИИ, СРОК РЕАЛИЗАЦИИ КОТОРОЙ ВСКОРЕ ИСТЕКАЕТ
         ИЛИ ИСТЕК. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТОЛЬКО ПЕРВОГО ДОГОВОРА (Т.Е.
        БЕЗ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ВТОРОГО) НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
              ТОРГОВОЙ СЕТИ, ОДНАКО ПИСЬМЕННО УСЛОВИЕ О
        ВЗАИМОСВЯЗАННОМ ЗАКЛЮЧЕНИИ ПЕРВОГО И ВТОРОГО ДОГОВОРА
                         НИГДЕ НЕ ЗАКРЕПЛЕНО.
            УЧИТЫВАЯ ТО, ЧТО ВЫКУПАЕМАЯ ОБРАТНО ПРОДУКЦИЯ
            НЕ ПОДЛЕЖИТ ВТОРИЧНОЙ ПЕРЕРАБОТКЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ
                         БУДЕТ ЕЕ УНИЧТОЖАТЬ.
             ПОДПУНКТОМ "И" П. 2 Ч. 1 СТ. 13 ФЕДЕРАЛЬНОГО
              ЗАКОНА ОТ 28.12.2009 N 381-ФЗ "ОБ ОСНОВАХ
         ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
           В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" ТОРГОВЫМ СЕТЯМ ЗАПРЕЩЕНО
              НАВЯЗЫВАТЬ ПОСТАВЩИКАМ УСЛОВИЯ О ВОЗВРАТЕ
         ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ, НЕ ПРОДАННЫХ ПО ИСТЕЧЕНИИ
        СРОКА РЕАЛИЗАЦИИ, ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ СЛУЧАЕВ, ЕСЛИ ВОЗВРАТ
              ТАКИХ ТОВАРОВ ДОПУСКАЕТСЯ ИЛИ ПРЕДУСМОТРЕН
                        ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РФ.
            В П. 3.11.22 САНПИН 2.3.4.545-96, УТВЕРЖДЕННЫХ
            ПОСТАНОВЛЕНИЕМ ГОСКОМСАНЭПИДНАДЗОРА РОССИИ ОТ
         25.09.1996 N 20, СКАЗАНО, ЧТО КОНДИТЕРСКИЕ ИЗДЕЛИЯ С
        КРЕМОМ МОГУТ БЫТЬ ВОЗВРАЩЕНЫ НА ПРЕДПРИЯТИЕ НЕ ПОЗДНЕЕ
             24 Ч С МОМЕНТА ОКОНЧАНИЯ СРОКА РЕАЛИЗАЦИИ. О
        КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЯХ БЕЗ КРЕМА В САНПИН 2.3.4.545-96
                          НИЧЕГО НЕ СКАЗАНО.
             ПО АНАЛОГИЧНОМУ ВОПРОСУ, КАСАЮЩЕМУСЯ ХЛЕБА И
           ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ ИЗДЕЛИЙ, МИНФИН РОССИИ В ПИСЬМЕ ОТ
        04.02.2010 N 03-03-06/4/8, СОСЛАВШИСЬ НА ПОЛОЖЕНИЕ П.
            3.11.8 УКАЗАННОГО САНПИН О ВОЗВРАТЕ ПОСТАВЩИКУ
          ЧЕРСТВОГО ХЛЕБА, СДЕЛАЛ ВЫВОД О ЗАКОННОСТИ ТАКОГО
          УСЛОВИЯ ДОГОВОРА МЕЖДУ ПОСТАВЩИКОМ И ПРЕДПРИЯТИЕМ
          ТОРГОВЛИ, И, СООТВЕТСТВЕННО, ПРИЗНАНО ПРАВОМЕРНЫМ
           УЧИТЫВАТЬ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ
               РАСХОДЫ НА ПРИОБРЕТЕНИЕ (ОБРАТНЫЙ ВЫКУП)
             У ОРГАНИЗАЦИИ ТОРГОВЛИ ХЛЕБА И ХЛЕБОБУЛОЧНЫХ
                 ИЗДЕЛИЙ С ИСТЕКШИМ СРОКОМ ГОДНОСТИ.
           ПРАВОМЕРНО ЛИ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ УКАЗАННЫХ ДОГОВОРОВ
        УЧИТЫВАТЬ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДЫ
            НА ВЫКУП МУЧНЫХ КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ (ТОРТОВ И
               ПИРОЖНЫХ НЕДЛИТЕЛЬНОГО СРОКА РЕАЛИЗАЦИИ)
                          У ТОРГОВЫХ СЕТЕЙ?
           ЕСЛИ ДА, ТО МОЖНО ЛИ УЧИТЫВАТЬ УКАЗАННЫЕ РАСХОДЫ
         НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, ИСТЕК СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ
                         ИЛИ ТОЛЬКО ИСТЕКАЕТ?
            2. ПРИ ОБРАТНОМ ВЫКУПЕ ПРОДУКЦИИ ТОРГОВЫЕ СЕТИ
         ПРЕДЪЯВЛЯЮТ ОРГАНИЗАЦИИ НДС. ОБРАТНЫЙ ВЫКУП И ОПЛАТА
          ДАННОГО НДС ЯВЛЯЮТСЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ НЕОБХОДИМЫМИ
        УСЛОВИЯМИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПОСТАВОК ПРОДУКЦИИ В ТОРГОВУЮ
        СЕТЬ, Т.Е. ОБРАТНЫЙ ВЫКУП ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ НА ОСНОВАНИИ
          ДОГОВОРА ОБ ОБРАТНОМ ВЫКУПЕ, КОТОРЫЙ ЗАКЛЮЧЕН ДЛЯ
          ТОГО, ЧТОБЫ СТАЛИ ВОЗМОЖНЫ ОПЕРАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ
                ПРОДУКЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ В ТОРГОВУЮ СЕТЬ.
               ИМЕЕТ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВО НА ВЫЧЕТ НДС,
          ПРЕДЪЯВЛЕННОГО ТОРГОВОЙ СЕТЬЮ ПРИ ОБРАТНОМ ВЫКУПЕ,
           НА ОСНОВАНИИ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ? ЕСЛИ ИМЕЕТ
                    ПРАВО, ТО НА КАКОМ ОСНОВАНИИ:
             - НА ОСНОВАНИИ П. 5 СТ. 171 НК РФ (В СЛУЧАЕ
            ВОЗВРАТА ТОВАРА ИЛИ ОТКАЗА ОТ НЕГО, ЕСЛИ НДС С
           РЕАЛИЗАЦИИ УПЛАЧЕН НАШЕЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ В БЮДЖЕТ,
          ЕСЛИ ВОЗВРАТ ОФОРМЛЕН ДОГОВОРОМ ОБРАТНОГО ВЫКУПА);
               - НА ОСНОВАНИИ ПП. 1 П. 2 СТ. 171 НК РФ
           (ПРИОБРЕТЕНИЕ ТОВАРА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ,
            ПРИЗНАВАЕМЫХ ОБЪЕКТОМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ПО НДС);
                        - НА ДРУГОМ ОСНОВАНИИ?
             ЕСЛИ ЖЕ ОРГАНИЗАЦИЯ НЕ ИМЕЕТ ПРАВА НА ВЫЧЕТ
             НДС В ЭТОЙ СИТУАЦИИ, ТО НА КАКОМ ОСНОВАНИИ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                         14 сентября 2010 г.
                           N 03-03-06/1/587

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
обращение   по  вопросу  учета  расходов,  связанных  с  возвратом  из
розничной сети продукции, срок реализации которой вскоре истекает либо
истек, в целях налогообложения и сообщает следующее.
     1. Касательно налога на прибыль организаций.
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  252 Налогового кодекса Российской
Федерации   (далее  -  НК  РФ)  расходами  признаются  обоснованные  и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст.
265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     Под  обоснованными  расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
     Под  документально  подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные    документами,    оформленными    в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации.
     Согласно  положениям Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О
качестве  и  безопасности  пищевых  продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ)
некачественные  и  опасные  пищевые  продукты, признаваемые таковыми в
соответствии   с   п.  2  ст.  3  данного  Закона,  подлежат  изъятию,
уничтожению или утилизации (ст. ст. 24, 25 Закона N 29-ФЗ).
     Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 25.09.1996 N 20 для
предприятий   пищевой  и  перерабатывающей  промышленности  утверждены
Санитарные   правила  и  нормы  производства  хлеба,  хлебобулочных  и
кондитерских изделий СанПиН 2.3.4.545-96 (далее - Санитарные правила).
     Согласно п. 3.1.1 Санитарных правил установленные в них правила и
нормы определяют гигиенические требования к устройству, оборудованию и
содержанию   всех   предприятий,   цехов,  участков  (в  дальнейшем  -
предприятий),  вырабатывающих  хлеб, хлебобулочные и кондитерские (без
крема  и  с  кремом)  изделия,  независимо  от  форм  собственности  и
ведомственной    принадлежности,   а   также   требования   к   режиму
производства,  хранения,  реализации,  качеству хлеба, хлебобулочных и
кондитерских изделий.
     На  основании  п.  3.11.8  Санитарных правил хлеб и хлебобулочные
изделия по истечении сроков продажи подлежат изъятию из торгового зала
и возвращаются поставщику как черствые.
     Также  п.  п.  3.11.20  -  3.11.22  Санитарных правил установлены
порядок и условия возврата хлеба, хлебобулочных и кондитерских изделий
с кремом на предприятие.
     Таким   образом,  положениями  Санитарных  правил  на  поставщика
(производителя):
     - возлагается  ответственность  за  переработку  (утилизацию) или
уничтожение  некачественных пищевых продуктов вне зависимости от того,
что  право  собственности  на  указанные  пищевые  продукты  перешло к
торговой  организации,  являющейся  с учетом требований Закона N 29-ФЗ
владельцем данных продуктов;
     - предопределяется  необходимость включения в договоры отчуждения
продукции   хлебопекарной   промышленности  (купли-продажи,  поставки)
организациям торговли условия о последующем выкупе указанной продукции
поставщиками  (производителями)  по истечении сроков реализации либо о
заключении  договоров  о приобретении некачественных пищевых продуктов
для целей их последующей утилизации или уничтожения.
     Таким  образом,  существующее  нормативное правовое регулирование
отношений   в   сфере   оборота   хлебобулочной   продукции  обязывает
поставщиков     (производителей)    приобретать    (выкупать)    хлеб,
хлебобулочные  и  кондитерские  изделия  с  истекшим сроком годности у
предприятий  торговли  и  осуществлять их последующую утилизацию путем
переработки или уничтожения.
     В  этой связи считаем, что расходы в виде стоимости приобретаемых
(выкупаемых)   кондитерских  изделий  с  истекшим  сроком  годности  у
предприятий  торговли для последующей утилизации путем переработки или
уничтожения,   а   также   расходы,  связанные  с  уничтожением  такой
продукции,  могут  быть  учтены  для целей налогообложения прибыли при
условии,  что  данные расходы произведены в рамках предпринимательской
деятельности и документально подтверждены надлежащим образом.
     Пунктом  2  ст.  3 Закона N 29-ФЗ установлены условия, по которым
пищевые  продукты,  материалы  и  изделия признаются некачественными и
опасными и не подлежат реализации, утилизируются или уничтожаются.
     Таким  образом, при принятии решения об обратном выкупе продукции
следует   руководствоваться   данной  нормой,  учитывая  в  том  числе
установленные   сроки   реализации   продукции.  При  этом  отсутствие
указанных  условий  и не истекший срок реализации продукции, по нашему
мнению, основанием для обратного выкупа продукции не являются.
     2. Касательно налога на добавленную стоимость.
     Согласно  п.  2  ст.  171  НК  РФ  вычетам подлежат суммы налога,
предъявленные  налогоплательщикам  в  отношении товаров, приобретаемых
для  осуществления  операций,  признаваемых  объектами налогообложения
налогом  на  добавленную  стоимость.  Поскольку указанные кондитерские
изделия  не  используются  для  операций,  подлежащих  налогообложению
налогом  на  добавленную  стоимость, то суммы налога, предъявленные по
таким кондитерским изделиям, вычету не подлежат.
     Одновременно  сообщаем,  что  мнение  Департамента, приведенное в
настоящем   письме,  не  содержит  правовых  норм  или  общих  правил,
конкретизирующих  нормативные  предписания,  и не является нормативным
правовым  актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007
N    03-02-07/2-138    направляемое    мнение    Департамента    имеет
информационно-разъяснительный    характер   по   вопросам   применения
законодательства   Российской  Федерации  о  налогах  и  сборах  и  не
препятствует   налоговым   органам,  налогоплательщикам,  плательщикам
сборов  и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства
о  налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной
в настоящем письме.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
14 сентября 2010 г.
N 03-03-06/1/587