ОРГАНИЗАЦИЯ В ПЕРИОД С 2008 ПО 2009 ГГ. ОКАЗЫВАЛА УСЛУГИ ПО ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗОВ ЗА ПРЕДЕЛЫ РФ МОРСКИМИ СУДАМИ, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМИ В РОССИЙСКОМ МЕЖДУНАРОДНОМ РЕЕСТРЕ СУДОВ (РМРС), АГЕНТСКИЕ УСЛУГИ ПО ОБСЛУЖИВАНИЮ МОРСКИХ СУДОВ В ПЕРИОД СТОЯНКИ В ПОРТАХ ПО АГЕНТСКИМ СОГЛАШЕНИЯМ И УСЛУГИ ПО СДАЧЕ В АРЕНДУ (БЕРБОУТ-ЧАРТЕР) МОРСКОГО СУДНА, ЗАРЕГИСТРИРОВАННОГО В РМРС. ЯВЛЯЮТСЯ ЛИ ДОХОДАМИ (РАСХОДАМИ), УКАЗАННЫМИ В ПП. 33 П. 1 СТ. 251 И П. 48.5 СТ. 270 НК РФ СООТВЕТСТВЕННО, ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ДОХОДЫ И РАСХОДЫ В ВИДЕ КУРСОВОЙ РАЗНИЦЫ, ВОЗНИКАЮЩЕЙ ОТ ПЕРЕОЦЕНКИ ИМУЩЕСТВА В ВИДЕ ВАЛЮТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ, СТОИМОСТЬ КОТОРЫХ ВЫРАЖЕНА В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ, ПРОЦЕНТОВ ПО КРЕДИТАМ И УСЛУГ БАНКОВ? ПРОИЗВОДИТСЯ ЛИ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УКАЗАННЫХ ДОХОДОВ (РАСХОДОВ) МЕЖДУ РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 16 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/592 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, относящимся к своей компетенции, сообщает следующее. В соответствии с пп. 33 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) при определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее - РМРС). Для целей гл. 25 НК РФ под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг. Согласно п. 48.5 ст. 270 НК РФ к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС. Таким образом, положения вышеуказанных статей относятся к судам, зарегистрированным в РМРС, используемым для перевозок грузов, пассажиров и их багажа, при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг. В случае если организация-судовладелец передает судно, зарегистрированное в РМРС, по договору тайм-чартера (фрахта) или бербоут-чартера (фрахтования судна без экипажа) организации-фрахтователю, которая использует судно как для международных перевозок (один из пунктов находится за пределами Российской Федерации), так и для каботажных перевозок (пункт отправления и пункт назначения находятся на территории Российской Федерации), то для целей налогообложения прибыли не учитываются доходы и расходы, относящиеся непосредственно к деятельности по эксплуатации указанных судов в международных перевозках. В соответствии со ст. 313 НК РФ в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога налогоплательщик организует ведение налогового учета. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и устанавливается в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Таким образом, организации-судовладельцу следует обеспечить в налоговом учете разделение доходов от эксплуатации судна, зарегистрированного в РМРС, на доход, относящийся к эксплуатации судна в международных перевозках, и доход, относящийся к эксплуатации судна в каботажных перевозках. Полагаем, что в этих целях могут быть использованы данные судового журнала. Внереализационные расходы, которые непосредственно связаны с использованием судов, зарегистрированных в РМРС (в понимании пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ), в соответствии с п. 48.5 ст. 270 НК РФ для целей налогообложения прибыли не учитываются. Те внереализационные расходы, которые связаны с несколькими видами деятельности налогоплательщика, в том числе с эксплуатацией судна, зарегистрированного в РМРС, и не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному ее виду, в соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. При этом часть расходов, относящаяся к деятельности по эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС (в понимании пп. 33 п. 1 ст. 251 НК РФ), определенная в вышеуказанном порядке, для целей налогообложения прибыли не учитывается. В соответствии с п. 11 ст. 250 и пп. 5 п. 1 ст. 265 НК РФ в составе внереализационных доходов (расходов) учитываются курсовые разницы от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте (за исключением авансов выданных (полученных)), в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации. Курсовые разницы, возникшие от переоценки имущества в виде валютных ценностей, не являются доходами (расходами), указанными в пп. 33 п. 1 ст. 251 и п. 48.5 ст. 270 НК РФ соответственно, и учитываются для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Распределение указанных доходов (расходов) между различными видами деятельности налогоплательщика не производится. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 16 сентября 2010 г. N 03-03-06/1/592 |