ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЙ (ИСПЫТАНИЙ) И ИЗМЕРЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА О БЕЗОПАСНОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ. Постановление. Правительство РФ. 12.10.10 814

                   ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ И МЕТОДОВ
          ИССЛЕДОВАНИЙ (ИСПЫТАНИЙ) И ИЗМЕРЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫХ
         ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА
             О БЕЗОПАСНОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
                 И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
                                   
                          12 октября 2010 г. 
                                N 814
     
                                 (Д)
                                   
    
     В  соответствии  со  статьей 7 Федерального закона "О техническом
регулировании" Правительство Российской Федерации постановляет:
     Утвердить прилагаемые правила и методы исследований (испытаний) и
измерений,   необходимые  для  применения  и  исполнения  технического
регламента    о   безопасности   колесных   транспортных   средств   и
осуществления оценки соответствия.
    
Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                               В.ПУТИН
12 октября 2010 г. 
N 814
    
    
                                                            Утверждены
                                          Постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                 от 12 октября 2010 г. 
                                                                 N 814
    
                            ПРАВИЛА И МЕТОДЫ
           ИССЛЕДОВАНИЙ (ИСПЫТАНИЙ) И ИЗМЕРЕНИЙ, НЕОБХОДИМЫЕ
          ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА
              О БЕЗОПАСНОСТИ КОЛЕСНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ
                  И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ
    
     1. Настоящий документ устанавливает правила и методы исследований
(испытаний)  и  измерений,  необходимые  для  применения  и исполнения
технического  регламента о безопасности колесных транспортных средств,
утвержденного  Постановлением Правительства Российской Федерации от 10
сентября   2009   г.   N   720  (далее  -  технический  регламент),  и
осуществления  оценки  соответствия  отдельных  объектов  технического
регулирования, в отношении которых такие правила и методы исследований
(испытаний)   и   измерений   полностью  или  частично  отсутствуют  в
документах   в   области   стандартизации   (далее   соответственно  -
исследования    (испытания)    и   измерения,   объекты   технического
регулирования).
     2.  При  осуществлении  оценки соответствия объектов технического
регулирования  применяются следующие методы исследований (испытаний) и
измерений:
     а) визуальная оценка;
     б) инструментальные измерения геометрических параметров;
     в) измерение скорости движения транспортного средства;
     г) измерение сил;
     д) оценка функционирования;
     е) экспертиза документации;
     ж)   проверка   непрерывности   электрической  цепи  и  измерение
электрического сопротивления;
     з) проверка отсутствия утечки газа через соединения деталей свечи
при разнице давлений 4 +/- 0,05 мегапаскаля;
     и) проверка скорости нагрева оболочки свечи.
     3.   Отбор   образцов   объектов  технического  регулирования,  в
отношении  которых  проводятся  исследования  (испытания)  и измерения
(далее   -  образцы),  осуществляется  в  соответствии  с  техническим
регламентом.
     4. При проведении визуальной оценки:
     а)  образец находится в состоянии, обеспечивающем возможность его
функционирования  в  соответствии с его прямым назначением (визуальная
оценка  может  проводиться  при  неподвижном  состоянии образца либо в
случае  необходимости  при  его  функционировании,  в  том числе и при
движении);
     б) снятие и разборка образца не производится;
     в)  оцениваются  характеристики  образца,  требования  к  которым
содержатся в техническом регламенте;
     г)   средства   измерений   и   испытательное   оборудование   не
используются.
     5.  Инструментальные  измерения геометрических параметров образца
проводятся  при  его  неподвижном  состоянии с помощью соответствующих
инструментов.
     Тип    используемого   инструмента   определяется   особенностями
измеряемой   величины  (рулетка,  линейка,  штангенциркуль,  калибр  и
другие).
     6.    Измерение   скорости   движения   транспортного   средства,
отобранного  в  качестве образца, проводится на мерном участке дороги,
уклон которой не превышает 0,5 процента.
     Перед   проведением   измерений  агрегаты  и  шины  транспортного
средства  должны  быть  прогреты  до  рабочей  температуры пробегом по
дороге  с  асфальтобетонным или булыжным покрытием протяженностью 10 -
20   километров   со   скоростями,  соответствующими  эксплуатационным
скоростям движения.
     При  проведении  испытательных заездов с целью проверки показаний
спидометра  проводятся заезды по испытательному участку протяженностью
не   менее   1   километра   с  постоянной  скоростью,  обеспечивающей
безопасность движения.
     Выполняются  5  заездов  со  скоростями от 30 километров в час до
максимальной  технически  возможной  скорости движения, измеряемыми по
спидометру.
     Время  прохождения  испытательного участка измеряется с точностью
до 0,1 секунды. Расчетная скорость транспортного средства определяется
с  точностью  до  0,1  километра  в  час  и сравнивается с показаниями
скорости по спидометру.
     7.   Измерение   сил   применяется  для  определения  массы  люка
транспортного  средства  посредством проверки усилия, необходимого для
его открытия.
     Измерение  сил  производится путем приложения к образцу либо сил,
значения   которых  известны,  либо  сил,  непосредственно  измеряемых
измерительными   устройствами   (динамометрами).   Точность  измерения
составляет 0,5 ньютона.
     Измерение   сил,   проводимое   в   отношении   аварийного   люка
транспортного    средства,   предназначенного   для   перевозки   лиц,
находящихся  под  стражей,  применяется  для  проверки усилия, которое
выдерживает   люк  с  сохранением  работоспособности.  Для  проведения
испытания   люк   закрывается  замковыми  устройствами.  Испытательная
нагрузка  величиной  5000  +/-  100 ньютонов прикладывается снизу люка
вертикально  вверх  на  стальные  пластины  размером  330  x  100 x 20
миллиметров.  Пластины  располагают  около замковых устройств. Широкая
сторона  пластины располагается параллельно узкой стороне люка. Первая
пластина  располагается  на  расстоянии 30 миллиметров от края люка, а
вторая  - на расстоянии 100 миллиметров от первой. Нагрузка повышается
дискретно   через  500  +/-  100  ньютонов.  Под  действием  нагрузки,
достигшей максимального значения, люк выдерживается 5 минут. Испытания
повторяют при расположении пластин около петель.
     При  необходимости  измеренное  значение  силы  умножают на длину
плеча ее приложения и получают расчетное значение крутящего момента.
     8.   Оценка   функционирования  образца  производится  путем  его
приведения   в   действие  способом,  предусмотренным  инструкцией  по
эксплуатации.  Для этого выполняются операции, описанные в техническом
регламенте и подлежащие проверке.
     При  выполнении  указанных  операций  или  после  их окончания (в
зависимости от конкретных требований) проводится сравнение результатов
операций с требованиями технического регламента.
     9.  Экспертиза  документации, касающейся образца, предусматривает
ее  анализ  с целью установления соответствия требованиям технического
регламента  конкретных  технических параметров, результатов расчетов и
другой   информации,   представленной   заявителем  в  соответствии  с
требованиями технического регламента.
     10.  Для  проверки  непрерывности  электрической цепи и измерения
электрического   сопротивления,   проводимых   в  отношении  цистерны,
предназначенной   для  перевозки  нефтепродуктов,  устанавливаемой  на
транспортном средстве, используется омметр с погрешностью измерения не
более 5 процентов измеряемой величины.
     Измерения   электрического   сопротивления  осуществляется  между
болтом  заземления  и  точками  на  корпусе,  оборудовании  и  деталях
цистерны   транспортного   средства,  предназначенного  для  перевозки
нефтепродуктов.   Отдельно   измеряется   электрическое  сопротивление
заземляющего устройства.
     11.  Проверка  отсутствия  утечки  газа  через соединения деталей
свечи при разнице давлений 4 +/- 0,05 мегапаскаля проводится на стенде
с пневматическим давлением указанной величины в течение 15 секунд.
     12.  Проверка  скорости  нагрева  оболочки  свечи  проводится  на
установке,  оборудованной устройством охлаждения, которое поддерживает
в месте герметизации корпуса температуру ниже 30 градусов Цельсия.
     13.  Испытательные лаборатории (центры) самостоятельно определяют
методики  выполнения  измерений, исходя из целей получения объективных
характеристик  свойств  образцов,  требования  к  которым содержатся в
техническом регламенте.
     Методики   выполнения   измерений,   применяемые   испытательными
лабораториями (центрами), соответствуют национальному стандарту ГОСТ Р
8.563-2009, оформляются документально и обеспечивают воспроизводимость
результатов измерений.
     14.   Для   проведения   исследований   (испытаний)  и  измерений
назначается  ответственное  лицо,  которое  несет  ответственность  за
безопасность  людей  и оборудования. Лицо, ответственное за проведение
исследований  (испытаний)  и измерений, контролирует и требует четкого
соблюдения   всех   правил  и  инструкций  по  безопасности,  а  также
разъясняет  каждому участнику исследований (испытаний) и измерений его
задание  и  обязанности  и указывает рабочее место, которое необходимо
занимать во время исследований (испытаний) и измерений.
     При    проведении   дорожных   испытаний   необходимо   соблюдать
законодательство Российской Федерации в области безопасности дорожного
движения,   за   исключением   испытаний,   проводимых  на  специально
выделенных участках.
     К   проведению  дорожных  испытаний  допускаются  только  опытные
инженеры-испытатели   и   водители-испытатели,   имеющие  водительские
удостоверения    на    право    управления    транспортным   средством
соответствующей категории.
     Исследования (испытания) и измерения прекращаются при обнаружении
неисправностей   образца  или  испытательного  оборудования  либо  при
изменении  их  состояния  (например, смещение или ослабление крепления
образца  к  испытательному  оборудованию),  влияющих  на  безопасность
исследований (испытаний) и измерений.
     15.  В  процессе  проведения исследований (испытаний) и измерений
используются   испытательное   оборудование   и   средства  измерений,
способные обеспечить требуемый уровень точности.
     Погрешность  измерений  должна  составлять  не  более 3 процентов
номинального значения измеряемой величины.
     Указанные  средства  измерений  должны  быть утвержденного типа и
поверены  в  соответствии  с законодательством Российской Федерации об
обеспечении единства измерений.
     16. Исследования (испытания) и измерения проводятся при следующих
условиях:
     а)   образец   полностью   укомплектован   согласно   технической
документации;
     б) внешние условия (температура, давление, влажность, фоновый шум
и   другие)   не  выходят  за  пределы,  предусмотренные  техническими
условиями и инструкцией по эксплуатации;
     в) регулировочные параметры соответствуют требованиям технической
документации изготовителя;
     г)  масса транспортного средства, в случае если ее величина может
повлиять   на   результаты  оценки  соответствия,  имеет  максимальное
значение.
     17.  Обработка  результатов  исследований (испытаний) и измерений
проводится в соответствии с общетехническими правилами и процедурами.
     18.   Результаты   оценки   соответствия  оформляются  протоколом
исследований (испытаний) и измерений (в произвольной форме), в котором
указываются:
     а)     наименование     испытательной    лаборатории    (центра),
местонахождение, телефон, факс и адрес электронной почты;
     б) идентификационные параметры образца;
     в) условия проведения исследований (испытаний) и измерений;
     г)   описание  методики  проведения  исследований  (испытаний)  и
измерений со ссылкой на настоящий документ;
     д)  используемое  испытательное  (измерительное)  оборудование  и
средства измерений;
     е)   перечень   разделов   (пунктов  и  подпунктов)  технического
регламента,     содержащих     требования,     соответствие    которым
устанавливается,  и результаты оценки соответствия в отношении каждого
отдельного требования технического регламента;
     ж)  заключение  о  соответствии  образца требованиям технического
регламента;
     з)  должность,  фамилия и подпись лица, проводившего исследования
(испытания) и измерения;
     и)   должность,  фамилия  и  подпись  руководителя  испытательной
лаборатории  (центра),  заверенная  печатью  испытательной лаборатории
(центра);
     к)  дата  проведения  исследований  (испытаний) и измерений, дата
оформления и регистрационный номер протокола.
     19.  В  протоколе  исследований  (испытаний)  и  измерений  могут
указываться:
     а) возможная погрешность измерений;
     б)  математические  доказательства возможности применения формул,
ранее  не  применявшиеся  при аналогичных расчетах и не содержащиеся в
справочной   технической  литературе,  в  случае  если  при  обработке
результатов использованы такие формулы;
     в)    возможность    распространения   результатов   исследований
(испытаний)   и   измерений  на  другие  типы  и  модификации  объекта
технического  регулирования,  в  отношении  образца которого проведены
исследования (испытания) и измерения.