ФИЗЛИЦО ЯВЛЯЕТСЯ НАСЛЕДНИКОМ ПО АКЦИЯМ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОБРАЗОВАННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ. НОТАРИУСОМ ОТКРЫТО НАСЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЛО. ПО ЗАПРОСУ НОТАРИУСА РЕЕСТРОДЕРЖАТЕЛЯМИ АКЦИЙ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ВЫПИСКИ ИЗ РЕЕСТРА С УКАЗАНИЕМ НОМИНАЛЬНОЙ СТОИ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 15.09.10 03-05-06-03/106

         ФИЗЛИЦО ЯВЛЯЕТСЯ НАСЛЕДНИКОМ ПО АКЦИЯМ ОРГАНИЗАЦИЙ,
         ОБРАЗОВАННЫХ В РЕЗУЛЬТАТЕ РЕОРГАНИЗАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ.
          НОТАРИУСОМ ОТКРЫТО НАСЛЕДСТВЕННОЕ ДЕЛО. ПО ЗАПРОСУ
           НОТАРИУСА РЕЕСТРОДЕРЖАТЕЛЯМИ АКЦИЙ ПРЕДСТАВЛЕНЫ
         ВЫПИСКИ ИЗ РЕЕСТРА С УКАЗАНИЕМ НОМИНАЛЬНОЙ СТОИМОСТИ
       АКЦИЙ. ОДНАКО ДЛЯ ИСЧИСЛЕНИЯ ГОСПОШЛИНЫ НОТАРИУС ТРЕБУЕТ
           ПРЕДСТАВИТЬ ДОКУМЕНТ О РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ АКЦИЙ.
           В СООТВЕТСТВИИ С П. 3 СТ. 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
        ОТ 31.12.2005 N 201-ФЗ ВНЕСЕНО ИЗМЕНЕНИЕ В ПП. 5 П. 1
        СТ. 333.25 НК РФ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩЕЕ ИСЧИСЛЕНИЕ РАЗМЕРА
             ГОСПОШЛИНЫ ЗА ВЫДАЧУ СВИДЕТЕЛЬСТВ О ПРАВЕ НА
          НАСЛЕДСТВО ОТ СТОИМОСТИ НАСЛЕДУЕМОГО ИМУЩЕСТВА НА
            ОСНОВАНИИ ДОКУМЕНТА, ПРЕДСТАВЛЕННОГО ПО ВЫБОРУ
              ПЛАТЕЛЬЩИКА, В КОТОРОМ МОЖЕТ БЫТЬ УКАЗАНА
         ИНВЕНТАРИЗАЦИОННАЯ, РЫНОЧНАЯ, КАДАСТРОВАЯ ЛИБО ИНАЯ
            (НОМИНАЛЬНАЯ) СТОИМОСТЬ ИМУЩЕСТВА. НОТАРИУСЫ И
         ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, СОВЕРШАЮЩИЕ НОТАРИАЛЬНЫЕ ДЕЙСТВИЯ,
         НЕ ВПРАВЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ ВИД СТОИМОСТИ ИМУЩЕСТВА (СПОСОБ
         ОЦЕНКИ) В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ И
          ТРЕБОВАТЬ ОТ ПЛАТЕЛЬЩИКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТА,
                 ПОДТВЕРЖДАЮЩЕГО ДАННЫЙ ВИД СТОИМОСТИ
                      ИМУЩЕСТВА (СПОСОБ ОЦЕНКИ).
             ВОЗМОЖНО ЛИ ИСЧИСЛЕНИЕ ГОСПОШЛИНЫ ЗА ВЫДАЧУ
            СВИДЕТЕЛЬСТВА О ПРАВЕ НА НАСЛЕДСТВО ПО АКЦИЯМ
                      С НОМИНАЛЬНОЙ СТОИМОСТЬЮ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                         15 сентября 2010 г.
                          N 03-05-06-03/106

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
обращение  по  вопросу  исчисления  размера государственной пошлины за
выдачу  свидетельства  о  праве на наследство, объектом права которого
являются акции, и сообщает.
     Согласно  пп.  5  п.  1  ст. 333.25 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  по  выбору  плательщика  для исчисления
государственной  пошлины  может  быть представлен документ с указанием
инвентаризационной,  рыночной,  кадастровой  либо  иной  (номинальной)
стоимости    имущества,    выданный   организациями   (органами)   или
специалистами-оценщиками (экспертами), указанными в пп. 7 - 10 данного
пункта.   Нотариусы   и  должностные  лица,  совершающие  нотариальные
действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки)
в  целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика
представления   документа,   подтверждающего   данный   вид  стоимости
имущества (способ оценки).
     В    случае   представления   нескольких   документов,   выданных
организациями  (органами)  или  специалистами-оценщиками (экспертами),
указанными в пп. 7 - 10 п. 1 ст. 333.25 Кодекса, с указанием различной
стоимости  имущества  при  исчислении  размера государственной пошлины
принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.
     Стоимость  ценных  бумаг определяется специалистами-оценщиками на
основании пп. 10 п. 1 ст. 333.25 Кодекса.
     Статьей   5  Федерального  закона  от  29.07.1998  N  135-ФЗ  "Об
оценочной  деятельности  в  Российской  Федерации"  (далее  -  Закон N
135-ФЗ)  установлено,  что  совокупность вещей, составляющих имущество
лица,   в   том  числе  имущество  определенного  вида  (движимое  или
недвижимое,  в  том  числе  предприятия),  право  собственности и иные
вещные  права  на имущество или отдельные вещи из состава имущества, а
также  права  требования,  обязательства  (долги)  включены в перечень
объектов оценки.
     Проведение  оценки  объектов оценки является обязательным в целях
контроля  за правильностью уплаты налогов в случае возникновения спора
об исчислении налогооблагаемой базы (ст. 8 Закона N 135-ФЗ).
     Согласно  Федеральному  стандарту  оценки  "Цель  оценки  и  виды
стоимости  (ФСО  N  2)"  (далее  -  ФСО  N  2), утвержденному Приказом
Минэкономразвития   России   от  20.07.2007  N  255,  при  определении
стоимости  объекта  оценки,  вид  которой  определяется  в  задании на
оценку,  используются:  рыночная  стоимость; инвестиционная стоимость;
ликвидационная  стоимость;  кадастровая  стоимость.  Результат  оценки
может  использоваться  при  определении  сторонами цены для совершения
сделки  или  иных  действий  с  объектом оценки, в том числе для целей
налогообложения.   Кадастровая  стоимость  определяется  оценщиком,  в
частности, для целей налогообложения.
     Также  ст.  7  Закона  N 135-ФЗ установлено, что в случае, если в
нормативном   правовом   акте,   содержащем  требование  обязательного
проведения  оценки  какого-либо  объекта  оценки,  либо  в договоре об
оценке  объекта  оценки  не определен конкретный вид стоимости объекта
оценки, установлению подлежит рыночная стоимость данного объекта.
     Указанное  правило подлежит применению и в случае использования в
нормативном  правовом акте не предусмотренных Законом N 135-ФЗ или ФСО
N 2 терминов, определяющих вид стоимости объекта оценки.
     Учитывая положения ст. 333.25 Кодекса, Закона N 135-ФЗ и ФСО N 2,
для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства
о праве на наследство, объектом права которого являются ценные бумаги,
в том числе акции, должна применяться рыночная стоимость.
     Данный  подход  к определению стоимости наследуемого имущества, в
том  числе  и  акций,  соответствует  ст.  1115  Гражданского  кодекса
Российской Федерации, согласно которой ценность имущества определяется
исходя из его рыночной стоимости.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
15 сентября 2010 г.
N 03-05-06-03/106