БАНКУ В СЧЕТ ПОГАШЕНИЯ ПРОСРОЧЕННОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗАЕМЩИКОМ БАНКА ПО КРЕДИТУ БЫЛИ ПЕРЕДАНЫ ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА ПО СОГЛАШЕНИЮ ОБ ОТСТУПНОМ. УКАЗАННЫЕ ОБЪЕКТЫ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА БАНКОМ В СОБСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ. С ДАТЫ ПЕРЕХОДА ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ БАНКОМ ПРОВОДЯТСЯ МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРОДАЖУ ДАННОГО ИМУЩЕСТВА. В СООТВЕТСТВИИ С П. 5.3 ГЛ. 5 ПРИЛОЖЕНИЯ 10 К ПОЛОЖЕНИЮ БАНКА РОССИИ ОТ 26.03.2007 N 302-П "О ПРАВИЛАХ ВЕДЕНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ, РАСПОЛОЖЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" УКАЗАННАЯ НЕДВИЖИМОСТЬ ОТРАЖЕНА В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ В СОСТАВЕ МАТЕРИАЛЬНЫХ ЗАПАСОВ (БАЛАНСОВЫЙ СЧЕТ N 61011 "ВНЕОБОРОТНЫЕ ЗАПАСЫ"). ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ ИМУЩЕСТВА В НАДЛЕЖАЩЕМ СОСТОЯНИИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ ПЕРЕД БЮДЖЕТОМ БАНК НЕСЕТ ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ ПО ОПЛАТЕ КОММУНАЛЬНЫХ РАСХОДОВ И ОХРАНЕ ОБЪЕКТА, УПЛАЧИВАЕТ ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ. УКАЗАННЫЕ РАСХОДЫ ДОКУМЕНТАЛЬНО ПОДТВЕРЖДЕНЫ. С КОММУНАЛЬНЫМИ СЛУЖБАМИ И ОХРАННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ ЗАКЛЮЧЕНЫ ДОГОВОРЫ, ОФОРМЛЯЮТСЯ АКТЫ ВЫПОЛНЕННЫХ РАБОТ (ОКАЗАННЫХ УСЛУГ), ПРЕДОСТАВЛЯЮТСЯ СЧЕТА НА ОПЛАТУ, СЧЕТА-ФАКТУРЫ И ДРУГИЕ НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ. В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 210 ГК РФ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ИМУЩЕСТВА ПОМИМО ПРАВ, УКАЗАННЫХ В СТ. 209 ГК РФ, НА СОБСТВЕННИКА ЛОЖАТСЯ ОБЯЗАННОСТИ ПО СОДЕРЖАНИЮ ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО ЕМУ ИМУЩЕСТВА (БРЕМЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО ЕМУ ИМУЩЕСТВА). ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОБЯЗАННОСТЬ СОБСТВЕННИКА ПО НЕСЕНИЮ РАСХОДОВ ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ИМУЩЕСТВА В НАДЛЕЖАЩЕМ СОСТОЯНИИ ОБУСЛОВЛЕНА ГК РФ НЕЗАВИСИМО ОТ ТОГО, КАКИМ ОБРАЗОМ ДАННОЕ ИМУЩЕСТВО УЧИТЫВАЕТСЯ ВЛАДЕЛЬЦЕМ. ТАК КАК РАСХОДЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ ПРИНАДЛЕЖАЩЕГО БАНКУ ИМУЩЕСТВА НЕ СВЯЗАНЫ НЕПОСРЕДСТВЕННО С РЕАЛИЗАЦИЕЙ (ДАННЫЕ РАСХОДЫ ВОЗНИКАЮТ НЕЗАВИСИМО ОТ НАМЕРЕНИЙ СОБСТВЕННИКА ПРОДАТЬ ИЛИ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИМУЩЕСТВО), УМЕНЬШЕНИЕ ДОХОДОВ ОТ ОПЕРАЦИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА НА СУММУ УКАЗАННЫХ ЗАТРАТ В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 268 НК РФ ВЫЗЫВАЕТ СОМНЕНИЕ. ОСОБЕННО ПРИНИМАЯ ВО ВНИМАНИЕ ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД РЕАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА - БОЛЕЕ 1 ГОДА. ПРАВОМЕРНО ЛИ ЗАКРЕПЛЕНИЕ БАНКОМ В УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ ПРИНЦИПА ОТНЕСЕНИЯ ЗАТРАТ НА СОДЕРЖАНИЕ НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА, ПОЛУЧЕННОГО ПО СОГЛАШЕНИЮ ОБ ОТСТУПНОМ В СЧЕТ ПОГАШЕНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ЗАЕМЩИКА, К ПРОЧИМ РАСХОДАМ НА ДАТУ НАЧИСЛЕНИЯ ИЛИ ДАТУ РАСЧЕТОВ В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 272 НК РФ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 16 сентября 2010 г. N 03-03-06/2/165 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке учета в целях налогообложения прибыли расходов по содержанию недвижимого имущества, полученного банком по договору отступного, которое не используется для извлечения дохода, но которое предполагается в дальнейшем реализовать с прибылью, и сообщает следующее. В соответствии с п. 5.6 гл. 5 Приложения 10 к Положению о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденному Приказом Центрального банка Российской Федерации от 26.03.2007 N 302-П, а также Порядком отражения в бухгалтерском учете операций, совершаемых кредитными организациями при прекращении обязательств, обеспечении исполнения обязательств и перемене лиц в обязательствах по договорам на предоставление (размещение) денежных средств, утвержденным Указанием Центрального банка Российской Федерации от 27.07.2001 N 1007-У, движимое и недвижимое имущество, приобретенное в результате осуществления сделок по договорам отступного, залога, учитывается до принятия кредитной организацией решения о его реализации или использовании в собственной деятельности и передачи документов на регистрацию прав собственности на объект недвижимого имущества в составе материальных запасов (счет 61011 "Внеоборотные запасы"). Таким образом, поскольку заложенное имущество или имущество, полученное по договору отступного, учитывается в составе материальных запасов и не приносит дохода, оно не подлежит признанию в качестве основных средств. На основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Учитывая изложенное, полагаем, что расходы (в том числе коммунальные платежи, расходы на охрану), связанные с содержанием имущества, полученного по договору отступного, до момента принятия решения о реализации данного имущества или о переводе в состав основных средств не могут учитываться для целей налогообложения прибыли организации как не соответствующие положениям ст. 252 Кодекса. Вместе с тем согласно п. 1 ст. 268 Кодекса при реализации имущества и (или) имущественных прав, указанных в ст. 268 Кодекса, налогоплательщик вправе уменьшить доходы от таких операций в том числе на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по оценке, хранению, обслуживанию и транспортировке реализуемого имущества. Таким образом, по нашему мнению, сумма расходов по содержанию имущества (в том числе расходы на оплату коммунальных услуг и охрану имущества), понесенных до момента принятия решения о дальнейшем использовании имущества, полученного по договору отступного, и до момента его реализации, может уменьшать доходы от продажи данного имущества. В случае если будет принято решение о переводе имущества, полученного по договору отступного, в состав основных средств, расходы на оплату коммунальных услуг и охрану имущества (в том числе и за период, когда указанное имущество учитывалось в составе внеоборотных запасов) могут быть включены в состав материальных расходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Суммы налогов и сборов, начисленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за исключением перечисленных в ст. 270 Кодекса, учитываются в целях налогообложения прибыли по самостоятельному основанию в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 Кодекса в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 16 сентября 2010 г. N 03-03-06/2/165 |