НА БАЛАНСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (УЧРЕЖДЕНИЕ) НАХОДИТСЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (ЗДАНИЕ), ПЕРЕДАННАЯ ЕМУ В ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. НА ОСНОВАНИИ КРАТКОСРОЧНЫХ ДОГОВОРОВ УЧРЕЖДЕНИЕ СДАЕТ В АРЕНДУ ПОМЕЩЕНИЯ, СВОБОДНЫЕ ОТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, И ПОЛУЧАЕТ ДОХОДЫ ОТ СДАЧИ В АРЕНДУ ЭТИХ ПОМЕЩЕНИЙ УКАЗАННЫЕ ДОХОДЫ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ УЧИТЫВАЮТСЯ В ДОХОДАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И В СМЕТАХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ УЧРЕЖДЕНИЯ. ПОСТУПИВШИЕ СРЕДСТВА ОТРАЖАЮТСЯ НА ЛИЦЕВОМ СЧЕТЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ОТКРЫТОГО В УПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО СУБЪЕКТУ РФ, И НАПРАВЛЯЮТСЯ В КАЧЕСТВЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИСТОЧНИКА БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ НА СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЯ ЕГО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ (СТ. 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2006 ГОД) В 2007 Г. ПОЛОЖЕНИЕ В ОТНОШЕНИИ ДОХОДОВ ОТ АРЕНДЫ ИМУЩЕСТВА НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ. ОНИ НАПРАВЛЯЛИСЬ НА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ (СТ. 33 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2007 ГОД) И РАСХОДОВАЛИСЬ НА СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ УЧРЕЖДЕНИЯ КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА УЧРЕЖДЕНИЕМ В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДОВ, ПРОИЗВЕДЕННЫХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ОТ СДАЧИ В АРЕНДУ ИМУЩЕСТВА? ПРАВОМЕРНА ЛИ ПРОВЕРКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ, ЕСЛИ ПРОВЕРЯЕМЫЙ ПЕРИОД В ЭТОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА БЫЛ ПРОВЕРЕН СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ РФ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 21 сентября 2010 г. N 03-03-06/4/89 (Д) В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо о порядке учета бюджетным учреждением расходов, произведенных за счет средств, полученных от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности и закрепленного за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, и сообщается следующее. В соответствии с ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" до вступления в силу Федерального закона, определяющего особенности использования бюджетными учреждениями средств от оказания платных услуг, безвозмездных поступлений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований, и средств от иной приносящей доход деятельности, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности и переданного в оперативное управление федеральным бюджетным учреждениям культуры и искусства, здравоохранения, науки, образования, а также архивным учреждениям, отражаются на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в органах Федерального казначейства, и направляются на содержание и развитие их материально-технической базы сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных ведомственной структурой расходов федерального бюджета. В соответствии с Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.09.2008 N 104н "О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня" главные распорядители средств федерального бюджета доводят до находящихся в их ведении учреждений лимиты бюджетных обязательств за счет источника дополнительного бюджетного финансирования - арендной платы. При этом ограничений для определения главными распорядителями бюджетных средств направлений указанных расходов бюджетным законодательством Российской Федерации не установлено. В соответствии с гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются плательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по налогу в порядке, установленном данной главой Кодекса. Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями установлены в ст. 321.1 Кодекса. В соответствии с п. 1 ст. 321.1 Кодекса доходами бюджетных учреждений от коммерческой деятельности признаются доходы, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы. Участие бюджетных учреждений в договорных отношениях, возникающих при передаче в пользование арендаторам имущества, находящегося в государственной собственности и переданного бюджетным учреждениям в оперативное управление, относится к коммерческой (приносящей доход) деятельности этих бюджетных учреждений. Таким образом, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, закрепленного за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, в целях налогообложения прибыли являются доходами названных учреждений, передавших указанное имущество в аренду. При этом, если указанные учреждения имеют право на дополнительное финансирование за счет арендных платежей, указанное финансирование учитывается в составе бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям. Согласно п. 2 ст. 321.1 Кодекса в составе доходов и расходов бюджетных учреждений, включаемых в налоговую базу, не учитываются доходы, полученные в виде средств целевого финансирования и целевых поступлений на содержание бюджетных учреждений и ведение уставной деятельности, финансируемой за счет указанных источников, и расходы, производимые за счет этих средств. Следовательно, если расходы, связанные с содержанием и развитием материально-технической базы, произведены бюджетным учреждением за счет бюджетных ассигнований, то в целях налогообложения прибыли указанные расходы не учитываются. Также сообщаем, что вопросы, связанные с осуществлением Счетной палатой Российской Федерации контроля за использованием бюджетных средств, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не регулируются. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 21 сентября 2010 г. N 03-03-06/4/89 |