НА БАЛАНСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (УЧРЕЖДЕНИЕ) НАХОДИТСЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (ЗДАНИЕ), ПЕРЕДАННАЯ ЕМУ В ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. НА ОСНОВАНИИ КРАТКОСРОЧНЫХ ДОГОВОРОВ УЧРЕЖДЕНИЕ СДАЕТ В АРЕНДУ ПОМЕЩЕНИЯ, СВОБОДНЫЕ ОТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, И ПОЛУ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 21.09.10 03-03-06/4/89

         НА БАЛАНСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (УЧРЕЖДЕНИЕ)
            НАХОДИТСЯ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ (ЗДАНИЕ),
        ПЕРЕДАННАЯ ЕМУ В ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ. НА ОСНОВАНИИ
          КРАТКОСРОЧНЫХ ДОГОВОРОВ УЧРЕЖДЕНИЕ СДАЕТ В АРЕНДУ
        ПОМЕЩЕНИЯ, СВОБОДНЫЕ ОТ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, И ПОЛУЧАЕТ
               ДОХОДЫ ОТ СДАЧИ В АРЕНДУ ЭТИХ ПОМЕЩЕНИЙ
        УКАЗАННЫЕ ДОХОДЫ В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ УЧИТЫВАЮТСЯ В ДОХОДАХ
          ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА И В СМЕТАХ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ
        УЧРЕЖДЕНИЯ. ПОСТУПИВШИЕ СРЕДСТВА ОТРАЖАЮТСЯ НА ЛИЦЕВОМ
        СЧЕТЕ УЧРЕЖДЕНИЯ, ОТКРЫТОГО В УПРАВЛЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО
        КАЗНАЧЕЙСТВА ПО СУБЪЕКТУ РФ, И НАПРАВЛЯЮТСЯ В КАЧЕСТВЕ
        ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ИСТОЧНИКА БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ НА
        СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЯ ЕГО МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ
         (СТ. 30 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА
                              2006 ГОД)
          В 2007 Г. ПОЛОЖЕНИЕ В ОТНОШЕНИИ ДОХОДОВ ОТ АРЕНДЫ
             ИМУЩЕСТВА НЕ ИЗМЕНИЛОСЬ. ОНИ НАПРАВЛЯЛИСЬ НА
          ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ (СТ. 33 ФЕДЕРАЛЬНОГО
             ЗАКОНА О ФЕДЕРАЛЬНОМ БЮДЖЕТЕ НА 2007 ГОД) И
                РАСХОДОВАЛИСЬ НА СОДЕРЖАНИЕ И РАЗВИТИЕ
               МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ БАЗЫ УЧРЕЖДЕНИЯ
          КАКОВ ПОРЯДОК УЧЕТА УЧРЕЖДЕНИЕМ В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА
           ПРИБЫЛЬ РАСХОДОВ, ПРОИЗВЕДЕННЫХ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ,
               ПОЛУЧЕННЫХ ОТ СДАЧИ В АРЕНДУ ИМУЩЕСТВА?
          ПРАВОМЕРНА ЛИ ПРОВЕРКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
         ФИНАНСИРОВАНИЯ НАЛОГОВЫМИ ОРГАНАМИ, ЕСЛИ ПРОВЕРЯЕМЫЙ
           ПЕРИОД В ЭТОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА БЫЛ ПРОВЕРЕН СЧЕТНОЙ
                             ПАЛАТОЙ РФ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                         21 сентября 2010 г. 
                           N 03-03-06/4/89

                                 (Д)
                                   

     В    Департаменте   налоговой   и   таможенно-тарифной   политики
рассмотрено  письмо  о  порядке  учета бюджетным учреждением расходов,
произведенных за счет средств, полученных от сдачи в аренду имущества,
находящегося   в  государственной  собственности  и  закрепленного  за
бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, и сообщается
следующее.
     В  соответствии с ч. 11 ст. 5 Федерального закона от 26.04.2007 N
63-ФЗ  "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в
части  регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с
бюджетным    законодательством    Российской    Федерации    отдельных
законодательных  актов  Российской  Федерации"  до  вступления  в силу
Федерального    закона,    определяющего   особенности   использования
бюджетными   учреждениями   средств   от   оказания   платных   услуг,
безвозмездных   поступлений   от   физических   и   юридических   лиц,
международных организаций и правительств иностранных государств, в том
числе  добровольных  пожертвований, и средств от иной приносящей доход
деятельности,  доходы  от  сдачи  в  аренду  имущества, находящегося в
федеральной  собственности  и  переданного  в  оперативное  управление
федеральным    бюджетным    учреждениям    культуры    и    искусства,
здравоохранения,  науки,  образования,  а  также архивным учреждениям,
отражаются  на лицевых счетах указанных учреждений, открытых в органах
Федерального  казначейства, и направляются на содержание и развитие их
материально-технической    базы    сверх    бюджетных    ассигнований,
предусмотренных   ведомственной   структурой   расходов   федерального
бюджета.
     В   соответствии  с  Приказом  Министерства  финансов  Российской
Федерации   от  30.09.2008  N  104н  "О  Порядке  доведения  бюджетных
ассигнований,   лимитов   бюджетных   обязательств   при   организации
исполнения    федерального    бюджета   по   расходам   и   источникам
финансирования  дефицита  федерального  бюджета  и  передачи бюджетных
ассигнований,   лимитов   бюджетных   обязательств  при  реорганизации
участников    бюджетного   процесса   федерального   уровня"   главные
распорядители средств федерального бюджета доводят до находящихся в их
ведении  учреждений  лимиты  бюджетных  обязательств за счет источника
дополнительного бюджетного финансирования - арендной платы.
     При  этом  ограничений  для  определения главными распорядителями
бюджетных    средств    направлений   указанных   расходов   бюджетным
законодательством Российской Федерации не установлено.
     В  соответствии  с гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее   -   Кодекс)   бюджетные   учреждения,  получающие  доходы  от
предпринимательской  и  иной  деятельности, приносящей доход, являются
плательщиками  налога  на  прибыль  организаций и определяют налоговую
базу по налогу в порядке, установленном данной главой Кодекса.
     Особенности  ведения  налогового  учета  бюджетными  учреждениями
установлены в ст. 321.1 Кодекса.
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  321.1  Кодекса доходами бюджетных
учреждений  от коммерческой деятельности признаются доходы, получаемые
от  юридических  и  физических  лиц  по  операциям реализации товаров,
работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы.
     Участие бюджетных учреждений в договорных отношениях, возникающих
при  передаче  в  пользование  арендаторам  имущества,  находящегося в
государственной  собственности  и  переданного бюджетным учреждениям в
оперативное  управление,  относится  к коммерческой (приносящей доход)
деятельности этих бюджетных учреждений.
     Таким образом, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в
государственной  или  муниципальной  собственности,  закрепленного  за
бюджетными  учреждениями  на  праве  оперативного  управления, в целях
налогообложения   прибыли   являются  доходами  названных  учреждений,
передавших указанное имущество в аренду.
     При этом, если указанные учреждения имеют право на дополнительное
финансирование  за  счет  арендных  платежей, указанное финансирование
учитывается  в  составе  бюджетных  ассигнований, выделяемых бюджетным
учреждениям.
     Согласно  п.  2  ст.  321.1  Кодекса в составе доходов и расходов
бюджетных  учреждений,  включаемых  в  налоговую  базу, не учитываются
доходы,  полученные  в  виде средств целевого финансирования и целевых
поступлений  на  содержание  бюджетных  учреждений  и ведение уставной
деятельности,  финансируемой  за счет указанных источников, и расходы,
производимые за счет этих средств.
     Следовательно,  если расходы, связанные с содержанием и развитием
материально-технической  базы,  произведены  бюджетным  учреждением за
счет  бюджетных  ассигнований,  то  в  целях  налогообложения  прибыли
указанные расходы не учитываются.
     Также  сообщаем,  что вопросы, связанные с осуществлением Счетной
палатой  Российской  Федерации  контроля  за  использованием бюджетных
средств,  законодательством Российской Федерации о налогах и сборах не
регулируются.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
21 сентября 2010 г. 
N 03-03-06/4/89