СОГЛАСНО П. 23 СТ. 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27.07.2010 N 229-ФЗ (ДАЛЕЕ - ЗАКОН N 229-ФЗ) СТ. 269 НК РФ ДОПОЛНЕНА ПОЛОЖЕНИЯМИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИМИ В 2011 И 2012 ГГ. ПРИМЕНЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА 0,8 К СТАВКЕ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ ПО ДОЛГОВЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ В ИНОСТ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 21.09.10 03-03-06/2/166

        СОГЛАСНО П. 23 СТ. 2 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 27.07.2010
           N 229-ФЗ (ДАЛЕЕ - ЗАКОН N 229-ФЗ) СТ. 269 НК РФ
          ДОПОЛНЕНА ПОЛОЖЕНИЯМИ, ПРЕДУСМАТРИВАЮЩИМИ В 2011 И
            2012 ГГ. ПРИМЕНЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТА 0,8 К СТАВКЕ
            РЕФИНАНСИРОВАНИЯ ПО ДОЛГОВЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ В
           ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ ДЛЯ РАСЧЕТА СУММЫ ПРОЦЕНТОВ,
           УМЕНЬШАЮЩЕЙ НАЛОГОВУЮ БАЗУ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ.
            СОГЛАСНО П. 9 СТ. 10 ЗАКОНА N 229-ФЗ УКАЗАННЫЕ
        ИЗМЕНЕНИЯ ПРИМЕНЯЮТСЯ В ОТНОШЕНИИ ПРОЦЕНТНЫХ РАСХОДОВ
        ПО ДОЛГОВЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ, ОСУЩЕСТВЛЕННЫХ С 1 ЯНВАРЯ
                                2010 Г
        С УЧЕТОМ ДЕЙСТВУЮЩЕЙ СТАВКИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ НА УРОВНЕ
           7,75% УКАЗАННЫЕ НОВОВВЕДЕНИЯ ОЗНАЧАЮТ ПРИЗНАНИЕ
           ПРОЦЕНТНЫХ РАСХОДОВ ПО ДОЛГОВЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ В
           ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ В ПРЕДЕЛАХ 6,2% ГОДОВЫХ (ПРИ
          ДЕЙСТВУЮЩЕМ НОРМАТИВЕ, РАВНОМ 15%). ТАКИМ ОБРАЗОМ,
                 ДАННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ УХУДШАЮТ ПОЛОЖЕНИЕ
        НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ, ИМЕЮЩИХ ВАЛЮТНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА, ПО
           СРАВНЕНИЮ С ПОЛОЖЕНИЯМИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА НА ДАТУ
                    ПРИВЛЕЧЕНИЯ ТАКИХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
         ПОЛОЖЕНИЯ НК РФ НЕ ДОПУСКАЮТ ПРИДАНИЯ ОБРАТНОЙ СИЛЫ
         ТЕМ ПОЛОЖЕНИЯМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, КОТОРЫЕ ПРИВОДЯТ У
         УХУДШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА (П. 2 СТ. 5 НК
          РФ). КРОМЕ ТОГО, ПОЛОЖЕНИЯМИ НК РФ НЕ ДОПУСКАЕТСЯ
           УСТАНОВЛЕНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ СТАВОК НАЛОГОВ И
         НАЛОГОВЫХ ЛЬГОТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МЕСТА ПРОИСХОЖДЕНИЯ
                     КАПИТАЛА (П. 2 СТ. 3 НК РФ)
        ПРАВИЛЬНО ЛИ ПОНИМАЕТ ОРГАНИЗАЦИЯ, ЧТО КОЭФФИЦИЕНТ 0,8
         К СТАВКЕ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ ПРИМЕНЯЕТСЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К
            ДОЛГОВЫМ ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ,
        ПРИВЛЕЧЕННЫМ С 1 ЯНВАРЯ 2011 Г. ПО 31 ДЕКАБРЯ 2012 Г.?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                         21 сентября 2010 г. 
                           N 03-03-06/2/166

                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  учета  в целях налогообложения прибыли расходов в
виде  процентов  по  долговым  обязательствам  в  иностранной валюте и
сообщает следующее.
     Согласно  абз.  3  п.  1.1  ст. 269 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее - НК РФ) (в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N
229-ФЗ)   при   отсутствии  долговых  обязательств  перед  российскими
организациями,  выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а
также  по  выбору  налогоплательщика  предельная  величина  процентов,
признаваемых   расходом   (включая  проценты  и  суммовые  разницы  по
обязательствам,   выраженным   в   условных   денежных   единицах   по
установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц), с 1
января  2011  г. по 31 декабря 2012 г. включительно принимается равной
ставке  процента,  установленной соглашением сторон, но не превышающей
ставку   рефинансирования  Центрального  банка  Российской  Федерации,
увеличенную  в  1,8  раза,  при  оформлении  долгового обязательства в
рублях  и  равной  произведению  ставки  рефинансирования Центрального
банка   Российской   Федерации   и  коэффициента  0,8  -  по  долговым
обязательствам в иностранной валюте.
     Положения п. п. 1 и 1.1 ст. 269 НК РФ (в ред. Федерального закона
от  27.07.2010  N  229-ФЗ)  применяются  в  отношении  расходов в виде
процентов  по  долговым обязательствам, осуществленных с 1 января 2010
г.
     Вместе   с   тем   предельная   величина  процентов  по  долговым
обязательствам  в  иностранной валюте, установленная в размере, равном
произведению  ставки  рефинансирования  Центрального  банка Российской
Федерации  и  коэффициента  0,8,  применяется с 1 января 2011 г. по 31
декабря  2012  г. включительно. Таким образом, положение абз. 3 п. 1.1
ст. 269 НК РФ обратной силы не имеет, т.е. не нарушает требований п. 2
ст. 5 НК РФ.
     Пункт   2   ст.   3   НК   РФ  содержит  запрет  на  установление
дифференцированных   ставок   налогов  и  сборов,  налоговых  льгот  в
зависимости  от  формы  собственности,  гражданства физических лиц или
места происхождения капитала.
     При  этом  положение  абз. 3 п. 1.1 ст. 269 НК РФ при определении
предельного  размера расходов в виде процентов устанавливает различный
коэффициент  к  ставке  рефинансирования Центрального банка Российской
Федерации  в  зависимости  от  валюты обязательства вне зависимости от
места происхождения капитала.
     Таким  образом,  указанная  норма  ст.  269  НК  РФ  не  нарушает
требований как п. 2 ст. 5 НК РФ, так и п. 2 ст. 3 НК РФ.
     Ввиду  того  что  период  применения  абз. 3 п. 1.1 ст. 269 НК РФ
установлен   относительно   момента   возникновения  расходов  в  виде
процентов,  а не самого обязательства, указанная норма применяется и в
отношении обязательств, возникших до 1 января 2011 г.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
21 сентября 2010 г. 
N 03-03-06/2/166