ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ 1 сентября 2010 г. N 902 (Д) В соответствии с Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337, и пунктом 4 Приказа Минобрнауки России от 11 июня 2010 г. N 180/к "Об утверждении структуры Министерства образования и науки Российской Федерации" приказываю: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте воспитания и социализации детей Министерства образования и науки Российской Федерации. 2. Директору Департамента воспитания и социализации детей (далее - Департамент) Левитской А.А. в трехмесячный срок осуществить разработку и утверждение должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих Департамента. 3. Признать утратившими силу Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации: от 15 октября 2008 г. N 298 "Об утверждении Положения о Департаменте государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации"; от 12 февраля 2009 г. N 43 "О внесении изменений в Положение о Департаменте государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации"; от 19 ноября 2009 г. N 648 "О внесении изменения в Положение о Департаменте государственной политики в сфере воспитания, дополнительного образования и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации". 4. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на заместителя Министра Калину И.И. Министр А.ФУРСЕНКО 1 сентября 2010 г. N 902 Приложение Утверждено Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 сентября 2010 г. N 902 ПОЛОЖЕНИЕ О ДЕПАРТАМЕНТЕ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ I. Общие положения 1. Департамент воспитания и социализации детей (далее - Департамент) является структурным подразделением Министерства образования и науки Российской Федерации (далее - Министерство). 2. Департамент руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, Положением о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 337 (далее - Положение о Министерстве), Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 2005 г. N 123 "О полномочиях Министерства образования и науки Российской Федерации по оказанию содействия в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи", нормативными правовыми актами Министерства, а также настоящим Положением. 3. Департамент осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии со структурными подразделениями Министерства, федеральными службами, находящимися в ведении Министерства, другими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. II. Полномочия 4. Департамент осуществляет следующие полномочия: 4.1. Обеспечивает осуществление Министерством функций по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере: воспитания (в том числе развития инновационных моделей поликультурного воспитания) и дополнительного образования детей; образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с девиантным (общественно опасным) поведением; опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан; обеспечения безопасной деятельности обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и профилактики асоциального поведения несовершеннолетних; социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также по оказанию государственных услуг в сфере воспитания. 4.2. Готовит в установленной сфере деятельности Департамента проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и других документов, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации. 4.3. Готовит предложения в планы мероприятий Правительства Российской Федерации и Министерства в целях реализации государственной политики в установленной сфере деятельности Департамента, а также о выполнении плана действий Правительства Российской Федерации по реализации основных положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу в установленной сфере деятельности Департамента. 4.4. Готовит предложения в план организации законопроектных работ Министерства. 4.5. Обобщает практику применения законодательства Российской Федерации, разрабатывает предложения по его совершенствованию и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности Департамента. 4.6. Обеспечивает в установленной сфере деятельности Департамента подготовку (рассмотрение) совместно с другими структурными подразделениями Министерства: проектов заключений, официальных отзывов и поправок Правительства Российской Федерации на проекты федеральных законов, поступивших в установленном порядке в Министерство; концепций и проектов технических заданий на разработку проектов федеральных законов, поступивших в установленном порядке в Министерство на согласование или подготовленных самостоятельно в установленном порядке; проектов федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, поступивших в установленном порядке в Министерство на согласование. 4.7. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации обеспечивает в установленной сфере деятельности Департамента подготовку следующих проектов нормативных правовых актов Министерства: порядка ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием; положения о психолого-медико-педагогической комиссии; положения о категориях обучающихся, воспитанников, направляемых в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы), а также содержащихся на полном государственном обеспечении; типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением; типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья; типового положения об оздоровительном образовательном учреждении санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей; других нормативных правовых актов по вопросам в установленной сфере деятельности Департамента. 4.8. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в установленной сфере деятельности Департамента участвует в разработке проектов следующих нормативных правовых актов Министерства: перечня профессий и направлений подготовки (специальностей), по которым осуществляются профессиональное образование и профессиональная подготовка; федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников, минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений; порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений; форм документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, технических требований к ним, порядка выдачи, заполнения, хранения и учета соответствующих бланков документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации (для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и специальных (коррекционных) классов общеобразовательных учреждений); федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, и порядка проведения экспертизы учебников; федеральных государственных образовательных стандартов, федеральных государственных требований к минимуму содержания дополнительной профессиональной образовательной программы и уровню профессиональной переподготовки; порядка отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, а также перечня этих организаций; порядка проведения государственной (итоговой) аттестации в любых формах, в том числе в форме единого государственного экзамена, порядка проверки экзаменационных работ и порядка применения системы оценки результатов, а также порядка подачи и рассмотрения апелляций; порядка приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения, в том числе порядка проведения дополнительных вступительных испытаний при поступлении в образовательные учреждения среднего профессионального образования и образовательные учреждения высшего профессионального образования; порядка формирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов, осуществляющих управление в сфере образования; порядка разработки и использования дистанционных образовательных технологий при всех формах получения образования; порядка проведения экспертизы при лицензировании образовательной деятельности образовательных учреждений, использующих дистанционные образовательные технологии частично или в полном объеме для реализации образовательных программ; перечня показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории, и показателей деятельности его филиалов; порядка утверждения устава федерального государственного образовательного учреждения; положения о статусе руководителя государственного образовательного учреждения федерального подчинения; перечня затрат, учитываемых при установлении родительской платы за содержание ребенка в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; о продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы); нормативных правовых актов по другим вопросам в установленной сфере деятельности Департамента. 4.9. Разрабатывает предложения, касающиеся части расходов инвестиционного характера средств Министерства как субъекта бюджетного планирования в проект федерального бюджета, в проект федеральной адресной инвестиционной программы, а также по изменению показателей утвержденного перечня строек и объектов инвестиционной программы в ходе ее реализации. 4.10. Участвует в разработке прогнозов социально-экономического развития, системы показателей оценки деятельности Министерства в установленной сфере деятельности Департамента, а также предложений по обоснованию приоритетов в соответствии с прогнозными показателями развития на краткосрочный и среднесрочный периоды. 4.11. Разрабатывает и осуществляет совместно со структурными подразделениями Министерства, заинтересованными органами государственной власти, общественными объединениями и организациями систему мер по повышению воспитательного потенциала образовательного учреждения; развитию дополнительного образования детей (в том числе выявлению и поддержке одаренных детей в системе дополнительного образования); образованию детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с девиантным (общественно опасным) поведением; обеспечению безопасной деятельности обучающихся, воспитанников образовательных учреждений; совершенствованию системы профилактики асоциального поведения несовершеннолетних; профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; профилактике социально опасных заболеваний в образовательной среде; профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; защите прав и законных интересов обучающихся, воспитанников; профилактике социального сиротства и развития семейных форм устройства детей; развитию и координации деятельности профессиональных служб сопровождения семьи. 4.12. Участвует в разработке предложений по приоритетным направлениям международного сотрудничества в установленной сфере деятельности Департамента и обеспечении их реализации. 4.13. Организует осуществление Министерством функции федерального оператора государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей. 4.13.1. Осуществляет в установленном порядке подготовку документов для решения вопроса о выдаче предварительных разрешений на усыновление детей в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 4.13.2. Обеспечивает исполнение Министерством международных договоров в области усыновления (удочерения) детей. 4.14. Осуществляет в установленном порядке подготовку документов для решения вопроса о выдаче разрешений на открытие представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и разрешений на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций и контроль за их деятельностью. 4.15. Подготавливает и обобщает аналитические материалы и справки для руководства Министерства к заседаниям коллегии Министерства, заседаниям Правительства Российской Федерации, а также к Президиуму Правительства Российской Федерации, а также к иным мероприятиям по вопросам в установленной сфере деятельности Департамента. 4.16. Организует информационно-аналитическое, методическое обеспечение деятельности органов, осуществляющих управление в сфере образования, образовательных учреждений в установленной сфере деятельности Департамента. 4.17. Осуществляет организационно-техническое обеспечение деятельности: Межведомственной комиссии по вопросам поддержки и развития всероссийских детских центров; Межведомственной комиссии по вопросам усыновления (удочерения) и иных форм устройства детей на воспитание в семьи. 4.18. Обеспечивает координацию подготовки, корректировки, реализации федеральных целевых и государственных программ, межгосударственных, межотраслевых, ведомственных программ и внепрограммных мероприятий в установленной сфере деятельности Департамента. 4.19. Участвует в установленном законодательством Российской Федерации порядке в размещении заказов и заключении государственных контрактов, а также иных гражданско-правовых договоров на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения нужд Министерства, а также проведении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности и осуществляет контроль за соблюдением условий выполнения государственных контрактов и иных гражданско-правовых договоров, приемке работ, подготовке сводных отчетов, справок и аналитических материалов по федеральным целевым и государственным программам, межгосударственным, межотраслевым, ведомственным программам и внепрограммным мероприятиям в установленной сфере деятельности Департамента. 4.20. Участвует в разработке проектов нормативных правовых актов в части лицензирования и государственной аккредитации образовательных учреждений и их филиалов по реализуемым ими образовательным программам, а также по оценке качества образования. 4.21. Организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан в установленной сфере деятельности Департамента, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок. 4.22. Готовит в пределах своей компетенции предложения по защите сведений, составляющих государственную тайну. 4.23. Готовит предложения по профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке работников Департамента. 4.24. Готовит проекты актов Министерства по созданию комиссий, советов, рабочих групп в установленной сфере деятельности Департамента. 4.25. Организует разработку методических материалов по вопросам в установленной сфере деятельности. 4.26. Организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности. 4.27. Принимает участие в реализации плана заседаний Правительственных комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; по профилактике правонарушений; по обеспечению безопасности дорожного движения. 4.28. Осуществляет реализацию приоритетного национального проекта "Образование" в части поддержки талантливой молодежи. 5. Департамент с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право: 5.1. Запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам, входящим в компетенцию Департамента. 5.2. Организовывать проведение оценки хода реализации федеральных целевых программ в установленной сфере деятельности Департамента. 5.3. Привлекать в установленном порядке для проработки вопросов в установленной сфере деятельности Департамента представителей структурных подразделений Министерства, федеральных служб, находящихся в ведении Министерства, научных и иных организаций, ученых и специалистов. 5.4. Созывать и проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию Департамента, с участием при необходимости представителей структурных подразделений Министерства, федеральных служб и организаций, находящихся в ведении Министерства, руководителей образовательных учреждений. 5.5. Вносить предложения руководству Министерства по созыву и проведению совещаний в установленной сфере деятельности Департамента с участием руководителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования. 5.6. Вести в установленном порядке служебную переписку с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями по вопросам, входящим в компетенцию Департамента. 5.7. Готовить предложения по изданию в установленном порядке информационных бюллетеней, методических и иных материалов, сборников, аналитических обзоров, справочников и других печатных изданий в установленной сфере деятельности Департамента. 5.8. Готовить предложения по утверждению в установленном порядке ведомственных наград. 6. Департамент в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять полномочия по контролю и надзору и руководствуется положениями пункта 7 Положения о Министерстве. III. Организация деятельности 7. Департамент возглавляет директор, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Министром образования и науки Российской Федерации. Директор несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Департамент полномочий. Директор имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром образования и науки Российской Федерации. Количество заместителей директора устанавливается Министром. 8. В состав Департамента входят отделы по основным направлениям деятельности Департамента. Структура и численность работников Департамента определяются штатным расписанием, утверждаемым в установленном порядке, на основе нормативов и лимитов штатной численности в пределах предусмотренного в федеральном бюджете фонда оплаты труда. 9. Директор: 9.1. Распределяет обязанности между своими заместителями. 9.2. Утверждает положения об отделах Департамента и должностные регламенты работников Департамента. 9.3. В установленном порядке готовит предложения о назначении на должность и освобождении от должности работников Департамента. 9.4. Готовит предложения по структуре и штатному расписанию отделов Департамента в пределах установленных фонда оплаты труда и численности работников Департамента. 9.5. Обеспечивает подготовку проектов приказов, имеющих нормативный характер, а по оперативным и другим текущим вопросам организации деятельности Министерства - проекты приказов ненормативного характера. 9.6. Готовит предложения руководству Министерства для представления работников Департамента к присвоению почетных званий и награждению государственными наградами Российской Федерации, а также ведомственными наградами. 9.7. Подчиняется заместителю Министра образования и науки Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей. 9.8. Представляет в установленном порядке Министерство в отношениях с государственными органами, в том числе с федеральными службами, находящимися в ведении Министерства, а также с государственными внебюджетными фондами, другими организациями и гражданами. 9.9. Подписывает в установленном порядке от имени Министерства договоры и другие гражданско-правовые документы. 10. Департамент имеет штампы и бланк установленного образца. |