ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ. Постановление. Правительство РФ. 01.06.00 426

    ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОМ МОНИТОРИНГЕ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                            1 июня 2000 г.
                                N 426

                                (НТЦС)


     В соответствии       с       Федеральным        законом        "О
санитарно-эпидемиологическом   благополучии  населения"  Правительство
Российской Федерации постановляет:
     1. Утвердить   прилагаемое  Положение  о  социально-гигиеническом
мониторинге.
     2. В   подпункте   30   пункта   7   Положения   о   Министерстве
здравоохранения  Российской  Федерации,  утвержденного  постановлением
Правительства  Российской Федерации от 3 июня 1997 г.  N 659 (Собрание
законодательства Российской Федерации,  1997,  N 23,  ст.  2691; 1999,
N 47,  ст.  5706),  слова:  "формирует  базы данных о состоянии охраны
здоровья  населения  и  среды  обитания  человека"  заменить  словами:
"осуществляет  формирование базы данных о состоянии здоровья населения
и среды обитания человека - федерального информационного фонда  данных
социально-гигиенического  мониторинга,  координирует  деятельность  по
ведению социально-гигиенического мониторинга,  осуществляемую органами
и  учреждениями  государственной  санитарно-эпидемиологической  службы
Российской  Федерации   и   соответствующими   федеральными   органами
исполнительной власти".
     3. Рекомендовать   органам   исполнительной   власти    субъектов
Российской  Федерации  и органам местного самоуправления разработать с
участием       органов       и       учреждений        государственной
санитарно-эпидемиологической  службы  Российской Федерации мероприятия
по социально-гигиеническому мониторингу, предусмотрев осуществление их
финансирования   за  счет  бюджетов  субъектов  Российской  Федерации,
местных бюджетов и других источников.
     4. Признать   утратившими   силу:   постановление   Правительства
     Российской Федерации от 6 октября
1994 г.  N  1146  "Об  утверждении Положения о социально-гигиеническом
мониторинге" (Собрание законодательства  Российской  Федерации,  1994,
N 25, ст. 2711);
     пункт 4  изменений,  которые   вносятся   в   некоторые   решения
Правительства   Российской   Федерации,   утвержденных  постановлением
Правительства Российской Федерации от 5  апреля  1999  г.  N  374  "Об
изменении и признании утратившими силу некоторых решений Правительства
Российской   Федерации   по    вопросам,    касающимся    Министерства
здравоохранения   Российской   Федерации"  (Собрание  законодательства
Российской Федерации, 1999, N 15, ст. 1824).

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                           М. Касьянов
1 июня 2000 г.
N 426



                                                            УТВЕРЖДЕНО
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                   от 1 июня 2000 года
                                                                 N 426


                              ПОЛОЖЕНИЕ

                о социально-гигиеническом мониторинге

                          I. Общие положения

     1. Настоящее   Положение   устанавливает  цели,  задачи,  порядок
проведения   социально-гигиенического   мониторинга   и   формирования
федерального  информационного  фонда  данных  социально-гигиенического
мониторинга.
     2. Социально-гигиенический  мониторинг  - государственная система
наблюдения,  анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и
среды  обитания  человека,  а  также определения причинно-следственных
связей между состоянием здоровья  населения  и  воздействием  факторов
среды обитания человека (далее именуется - мониторинг).
     3. Мониторинг     осуществляется     в     целях      обеспечения
санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
     4. Мониторинг проводится на федеральном уровне,  уровне субъектов
Российской  Федерации,  уровне  муниципальных  образований  на  основе
разработанных  и  утвержденных  в  установленном  порядке  нормативных
правовых  актов,  в том числе санитарных правил,  а также методических
материалов.
     5. Федеральный         информационный         фонд         данных
социально-гигиенического мониторинга (далее  именуется  -  федеральный
информационный  фонд)  представляет  собой  базу  данных  о  состоянии
здоровья населения и среды обитания человека, сформированную на основе
многолетних  наблюдений,  а  также  совокупность  нормативных правовых
актов  и  справочных  материалов  в  области   анализа,   прогноза   и
определения  причинно-следственных  связей  между  состоянием здоровья
населения и воздействием факторов среды обитания человека.
     6. При ведении мониторинга решаются следующие задачи:
     а) формирование федерального информационного фонда;
     б) выявление   причинно-следственных   связей   между  состоянием
здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека  на
основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;
     в) обеспечение  межведомственной  координации   деятельности   по
ведению  мониторинга в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического
благополучия населения,  выработки предложений  для  принятия  решений
федеральными  органами исполнительной власти,  органами исполнительной
власти   субъектов   Российской   Федерации   и   органами    местного
самоуправления.
     7. В рамках мониторинга используются  данные  наблюдения:  а)  за
     состоянием здоровья населения и факторами среды обитания
человека, в  том  числе   биологическими   (вирусные,   бактериальные,
паразитарные),  химическими,  физическими (шум,  вибрация, ультразвук,
инфразвук,  тепловое,  ионизирующее, неионизирующее и иные излучения),
социальными (питание,  водоснабжение,  условия быта, труда и отдыха) и
иными  факторами  (ведется  органами  и  учреждениями  государственной
санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации);
     б) за     природно-климатическими     факторами,      источниками
антропогенного воздействия на окружающую природную среду,  в том числе
на атмосферный воздух,  поверхностные и подземные воды, почву (ведется
Федеральной   службой   России   по  гидрометеорологии  и  мониторингу
окружающей  среды,  Министерством   сельского   хозяйства   Российской
Федерации,  Министерством  природных  ресурсов  Российской  Федерации,
Государственным  комитетом  Российской  Федерации  по   статистике   и
подведомственными им организациями);
     в) за радиационной  обстановкой  (ведется  федеральными  органами
исполнительной  власти,  организациями,  осуществляющими  радиационный
контроль,  в том числе и аккредитованными лабораториями  радиационного
контроля);
     г) за    факторами    социальной    среды    человека    (ведется
Государственным комитетом Российской Федерации по статистике,  другими
заинтересованными  федеральными  органами  исполнительной   власти   и
подведомственными им организациями);
     д) за состоянием охраны и  условиями  труда  работающих  (ведется
Министерством  труда  и  социального  развития  Российской  Федерации,
Государственным  комитетом   Российской   Федерации   по   статистике,
Министерством  экономического развития и торговли Российской Федерации
и  подведомственными  им   организациями   в   рамках   всероссийского
мониторинга социально-трудовой сферы);
     е) за  структурой  и  качеством  питания,  безопасностью  пищевых
продуктов  для  здоровья  населения  (ведется  органами и учреждениями
государственной   санитарно-эпидемиологической    службы    Российской
Федерации,  государственной  ветеринарной службы Российской Федерации,
Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав
потребителей, а также органами, осуществляющими государственный надзор
в области стандартизации и сертификации).
     8. Проведение мониторинга осуществляется путем:  а) наблюдения за
     показателями здоровья населения и состоянием
среды обитания    человека;    б)   сбора,   хранения,   обработки   и
     систематизации данных
наблюдения за состоянием здоровья населения и среды обитания человека;
     в) использования  всех  информационных  баз  данных  о  состоянии
здоровья   граждан   и   среды   обитания  человека,  которые  ведутся
структурными   подразделениями,   учреждениями   федеральных   органов
исполнительной   власти   по   вопросам  железнодорожного  транспорта,
обороны,  внутренних дел,  безопасности,  пограничной службы, юстиции,
налоговой        полиции,        осуществляющими       государственный
санитарно-эпидемиологический надзор соответственно на  железнодорожном
транспорте,  в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках,
на объектах обороны и оборонного  производства  и  иного  специального
назначения.
     9. Проведение мониторинга обеспечивает:
     а) установление  факторов,  оказывающих  вредное  воздействие  на
человека, и их оценку;
     б) прогнозирование  состояния здоровья населения и среды обитания
человека;
     в) определение   неотложных   и   долгосрочных   мероприятий   по
предупреждению  и  устранению  воздействия  вредных   факторов   среды
обитания человека на здоровье населения;
     г) подготовку решений по реализации мер,  направленных на  охрану
здоровья населения и среды обитания человека;
     д) информирование  государственных  органов,   органов   местного
самоуправления,  организаций  независимо от их организационно-правовой
формы, а также граждан о результатах, полученных в ходе мониторинга.

                    Порядок проведения мониторинга

     10. Проведение  мониторинга   на   федеральном   уровне,   уровне
субъектов   Российской  Федерации,  уровне  муниципальных  образований
осуществляется     органами     и     учреждениями     государственной
санитарно-эпидемиологической  службы  Российской Федерации совместно с
федеральными органами исполнительной власти,  органами  исполнительной
власти    субъектов   Российской   Федерации   и   органами   местного
самоуправления.
     11. Учреждения    государственной    санитарно-эпидемиологической
службы   Российской   Федерации   совместно   с   органами    местного
самоуправления и организациями осуществляют:
     а) сбор,  хранение,  первичную  обработку,   оценку   информации,
полученной в ходе мониторинга, и передачу ее в центры государственного
санитарно-эпидемиологического   надзора   в    субъектах    Российской
Федерации;
     б) подготовку предложений для органов местного самоуправления  по
вопросам    обеспечения   санитарно-эпидемиологического   благополучия
населения в городских и сельских поселениях.
     12. Учреждения    государственной    санитарно-эпидемиологической
службы Российской Федерации в  субъектах  Российской  Федерации  и  на
транспорте  (водном,  воздушном)  совместно с уполномоченными органами
исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и  организациями
осуществляют:
     а) ведение баз данных мониторинга на уровне субъектов  Российской
Федерации и на транспорте;
     б) проведение    анализа     полученных     данных,     выявление
причинно-следственных  связей  между  состоянием  здоровья населения и
факторами   среды   обитания   человека,   прогнозирование    динамики
наблюдаемых  явлений  на  уровне  субъектов  Российской Федерации и на
транспорте;
     в) подготовку  предложений  для  органов  государственной  власти
субъектов    Российской    Федерации    по    вопросам     обеспечения
санитарно-эпидемиологического   благополучия  населения,  установления
факторов,  оказывающих  вредное  воздействие   на   человека,   и   их
устранения;
     г) передачу информации в федеральный информационный фонд.
     13. Министерство     здравоохранения     Российской     Федерации
осуществляет:
     а) формирование  федерального  информационного  фонда;  б) единое
     методическое обеспечение мониторинга в Российской
Федерации; в) подготовку предложений для федеральных органов
исполнительной власти  по  реализации  мер,  направленных  на   охрану
здоровья населения и среды обитания человека;
     г) совершенствование единых технологий приема и  передачи  данных
по   информационным   каналам   связи  для  формирования  федерального
информационного фонда.
     14. Структура,   объем   и  периодичность  представления  данных,
полученных в  ходе  мониторинга,  в  федеральный  информационный  фонд
определяются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
     15. Представление  в  федеральный  информационный  фонд   данных,
полученных в ходе мониторинга, обмен ими между органами исполнительной
власти,  учреждениями и организациями,  участвующими в его проведении,
осуществляются на безвозмездной основе.