О РАЗЪЯСНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ГЛ. X И XI ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.12.1995 N 208-ФЗ "ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ" ОБ ОДОБРЕНИИ СДЕЛОК, ОДНОВРЕМЕННО ЯВЛЯЮЩИХСЯ КРУПНЫМИ СДЕЛКАМИ И СДЕЛКАМИ, В СОВЕРШЕНИИ КОТОРЫХ ИМЕЕТСЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ.. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 12.03.10 Д06-717

        О РАЗЪЯСНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ ГЛ. X И XI ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
         ОТ 26.12.1995 N 208-ФЗ "ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ" ОБ
          ОДОБРЕНИИ СДЕЛОК, ОДНОВРЕМЕННО ЯВЛЯЮЩИХСЯ КРУПНЫМИ
          СДЕЛКАМИ И СДЕЛКАМИ, В СОВЕРШЕНИИ КОТОРЫХ ИМЕЕТСЯ
                         ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ.

                                ПИСЬМО
    
               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
                                   
                           12 марта 2010 г. 
                              N Д06-717

                                 (Д)
                                   

     Департамент  корпоративного управления Минэкономразвития России в
пределах  своей  компетенции  рассмотрел обращение, содержащее просьбу
разъяснить  положения  гл.  X и XI Федерального закона от 26.12.1995 N
208-ФЗ  "Об  акционерных обществах" (далее - Закон об АО) об одобрении
сделок,  одновременно  являющихся  крупными  сделками  и  сделками,  в
совершении которых имеется заинтересованность.
     В   соответствии   с  Положением  о  Министерстве  экономического
развития    Российской    Федерации,    утвержденным    Постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  05.06.2008  N  437  (далее -
Положение),  Минэкономразвития  России  является  федеральным  органом
исполнительной   власти,   осуществляющим   выработку  государственной
политики  и  нормативно-правовое  регулирование  в  отнесенных  к  его
ведению   сферах  деятельности.  В  то  же  время  согласно  Положению
Министерство  не вправе осуществлять толкование норм законодательства,
за     исключением     нормативно-правовых     актов,     утвержденных
Минэкономразвития  России.  В  этой  связи Департамент может высказать
лишь позицию по вопросам, изложенным в обращении.
     В  соответствии с п. 5 ст. 79 Закона об АО, в случае если крупная
сделка  одновременно  является  сделкой,  в совершении которой имеется
заинтересованность,   к   порядку  ее  совершения  применяются  только
положения  гл.  XI  Закона  об  АО.  Однако  п.  2 ст. 81 Закона об АО
устанавливает  исключения  из  применения  правил гл. XI Закона об АО,
определяя  перечень  сделок, которые не подлежат одобрению по правилам
данной  главы,  даже  если  такие  сделки  формально квалифицируются в
качестве  сделок с заинтересованностью. Так, абз. 2 п. 2 ст. 81 Закона
об  АО  предусмотрено, что в случае заинтересованности всех акционеров
общества  в  совершении  сделки  положения  гл.  XI  к такой сделке не
применяются.
     Действующее    законодательство    при   разрешении   вопроса   о
необходимости   одобрения   сделки,  являющейся  одновременно  крупной
сделкой и сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, но
не  подлежащей  одобрению  в  силу  п.  2 ст. 81 Закона об АО, не дает
прямого  указания на то, что она должна одобряться как крупная. В этой
связи возникает возможность двоякого толкования положений ст. 79 гл. X
и  ст.  81  гл.  XI  Закона об АО. С одной стороны, ввиду отсутствия в
законе  четкого  указания  на  необходимость одобрения такой сделки по
правилам  ст.  79  Закона  об  АО  она  не  нуждается в дополнительном
одобрении,  однако,  с  другой  стороны,  такая  сделка  не утрачивает
признаков крупной, вследствие чего сохраняется риск причинения убытков
обществу (акционерам) в результате совершения ее без одобрения.
     По мнению Департамента, в случае если крупная сделка одновременно
является  сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, но
при  этом  не  подлежит  одобрению  в силу п. 2 ст. 81 Закона об АО, с
общества не снимается обязанность по ее одобрению в соответствии с гл.
X  Закона об АО, учитывая то, что по закону такая сделка не утрачивает
статуса  крупной,  а  ст.  78  Закона об АО содержит закрытый перечень
изъятий из общего правила. Судебная практика по таким делам исходит из
аналогичной  позиции  (например,  Постановления ФАС Северо-Кавказского
округа  от  22.03.2005  по  делу  N Ф08-955/2005, ФАС Северо-Западного
округа   от   23.12.2008   по   делу   N  А56-8320/2008,  Семнадцатого
арбитражного  апелляционного  суда  от 02.09.2009 N 17АП-7299/2009-ГК,
ФАС Уральского округа от 02.12.2009 N Ф09-9303/09-С4).
     В  целях устранения коллизии между нормами ст. ст. 79 и 81 Закона
об   АО   в  ситуациях,  аналогичных  описанной  заявителем,  проектом
федерального   закона  "О  внесении  изменений  в  Гражданский  кодекс
Российской  Федерации,  Федеральный закон "Об акционерных обществах" и
некоторые   другие   законодательные   акты   Российской   Федерации",
разработанным  Минэкономразвития  России  и  внесенным в Правительство
Российской   Федерации,   предусматривается   в   том   числе   норма,
устанавливающая  обязанность  общества  по  одобрению таких сделок как
крупных.

Заместитель директора
Департамента корпоративного 
управления
                                                           Р.А.КОКОРЕВ
12 марта 2010 г. 
N Д06-717