О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДОГОВОРА АРЕНДЫ ЛЕСНОГО УЧАСТКА, ИСПОЛЬЗУЕМОГО В КУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ, ТУРИСТИЧЕСКИХ И СПОРТИВНЫХ ЦЕЛЯХ.. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 26.03.10 Д23-1028

           О ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДОГОВОРА АРЕНДЫ
                   ЛЕСНОГО УЧАСТКА, ИСПОЛЬЗУЕМОГО В
        КУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ, ТУРИСТИЧЕСКИХ И СПОРТИВНЫХ
                                ЦЕЛЯХ.

                                ПИСЬМО
    
               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
                                   
                           26 марта 2010 г. 
                              N Д23-1028

                                 (Д)
                                   
    
     Департамент   недвижимости  Минэкономразвития  России  рассмотрел
обращение  ООО  по  вопросу  аренды  лесного  участка, используемого в
культурно-оздоровительных,  туристических  и  спортивных  целях,  и  в
пределах компетенции сообщает.
     В  прилагаемой  к  письму  копии  искового  заявления,  поданного
территориальным  управлением  Росимущества  в арбитражный суд области,
указано  на  ничтожность  договора  аренды  в  силу  того, что участок
лесного  фонда на момент заключения договора аренды с ООО находился на
праве постоянного (бессрочного) пользования у ФГОУ ВПО.
     В  качестве  обоснования данной позиции приводятся положения п. 3
ст. 264 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский
кодекс) и п. 4 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации (далее -
Земельный   кодекс),   которыми   установлен  запрет  на  распоряжение
земельными   участками   для   организаций,   которым   такие  участки
предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования.
     В  то же время, по мнению Департамента недвижимости, ссылка на п.
3  ст.  264  Гражданского  кодекса  и п. 4 ст. 20 Земельного кодекса в
части   обоснования   исковых   требований  некорректна  по  следующим
основаниям.
     В  соответствии  со  ст.  9  Лесного кодекса Российской Федерации
(далее  -  Лесной  кодекс)  в  редакции,  действовавшей  в  2005 г., к
участкам лесного фонда относились участки леса, а также участки лесных
земель, не покрытых лесной растительностью, и участки нелесных земель.
При  этом  устанавливалось,  что границы участков лесного фонда должны
были  быть  обозначены  в  натуре с помощью лесохозяйственных знаков и
(или)  указаны  в планово-картографических материалах (лесных картах).
Кроме  того,  в  соответствии  с  абз.  3  указанной статьи к участкам
лесного   фонда   и   правам  пользования  ими  применялись  положения
гражданского   законодательства   Российской   Федерации  об  объектах
гражданских   прав,  а  также  положения  земельного  законодательства
Российской   Федерации   о  земельных  участках,  если  иное  не  было
установлено Лесным кодексом.
     Указанные    положения    законодательства   и   особый   порядок
формирования, а также учета участков лесного фонда не позволяли на тот
момент   отождествлять   участки  лесного  фонда  с  такими  объектами
недвижимости, как земельные участки, для учета и формирования которых,
помимо Земельного кодекса, в 2005 г. действовали Федеральные законы от
18.06.2001  N  78-ФЗ  "О  землеустройстве"  и от 02.01.2000 N 28-ФЗ "О
государственном  земельном  кадастре". Следует также отметить, что два
вышеуказанных  Федеральных  закона не распространялись на отношения по
формированию  и  учету  участков  лесного фонда. Формирование участков
лесного  фонда  осуществлялось  в результате проведения лесоустройства
(ст.  72  Лесного  кодекса),  а  сами лесные участки подлежали учету в
особом реестре - лесном кадастре.
     Таким образом, до 2007 г. в законодательстве Российской Федерации
проводилось  различие  между  понятиями "земельный участок" и "участок
лесного  фонда".  При  этом  лесные участки выступали самостоятельными
объектами  гражданских  прав.  В  связи с этим, по мнению Департамента
недвижимости,  применение к отношениям, связанным с передачей в аренду
участков  лесного  фонда,  правил  оборота земельных участков (ст. ст.
268, 269 Гражданского кодекса, ст. 20 Земельного кодекса) некорректно.
     В  соответствии с ч. 4 ст. 31 Лесного кодекса для аренды участков
лесного   фонда   применялись   нормы  Лесного  кодекса,  гражданского
законодательства   и  Положения  об  аренде  участков  лесного  фонда,
утвержденного  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации от
24.03.1998  N 345. При передаче участков лесного фонда в аренду должно
было  применяться  только  лесное  и гражданское законодательство, что
исключает  применение  к  анализируемому случаю норм ст. 20 Земельного
кодекса.
    
Директор
Департамента недвижимости
                                                            А.И.ИВАКИН
26 марта 2010 г. 
N Д23-1028