ОБ ОТМЕНЕ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОГО ДЕЛА; ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 26.04.10 Д23-1530

         ОБ ОТМЕНЕ ЗЕМЛЕУСТРОИТЕЛЬНОГО ДЕЛА; ОБ ОБРАЗОВАНИИ И
          ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КАДАСТРОВОГО УЧЕТА
                         ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

                                ПИСЬМО
    
               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
                                   
                          26 апреля 2010 г. 
                              N Д23-1530

                                 (Д)
                                   
    
     Департамент   недвижимости   Минэкономразвития  России  (далее  -
Департамент   недвижимости)  в  рамках  своей  компетенции  рассмотрел
обращение и по затронутым в обращении вопросам сообщает следующее.
     1. По вопросу об отмене землеустроительного дела.
     Действующее   законодательство   не  предусматривает  возможность
отмены     в     административном     порядке    ранее    утвержденных
землеустроительных   дел.   При   этом   необходимо  отметить,  что  в
соответствии  со  ст.  26 Федерального закона от 18.06.2001 N 78-ФЗ "О
землеустройстве"  (далее - Закон о землеустройстве) споры, возникающие
при   проведении   землеустройства,   разрешаются   в  соответствии  с
законодательством  Российской  Федерации.  Согласно  ст. 64 Земельного
кодекса   Российской   Федерации  земельные  споры  рассматриваются  в
судебном порядке.
     Учитывая   изложенное,  полагаем,  что  отрицательное  заключение
экспертной  комиссии  Управления  Роснедвижимости  по области (далее -
Управление)   от   25  февраля  2010  г.,  полученное  по  результатам
проведенной государственной экспертизы землеустроительной документации
в   отношении  земельного  участка,  занимаемого  кладбищем  (далее  -
Участок),     в     соответствии    с    действующим    процессуальным
законодательством может быть использовано в суде.
     Дополнительно  сообщаем, что согласно информации, предоставленной
Росреестром,    результаты    вышеуказанной    экспертизы   направлены
Управлением прокурору г. Самары.
     Необходимо  отметить,  что  после  вступления в силу Федерального
закона  от  13.05.2008  N  66-ФЗ  "О  внесении  изменений  в отдельные
законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу
отдельных  законодательных  актов  (положений  законодательных  актов)
Российской  Федерации  в  связи  с  принятием  Федерального  закона "О
государственном  кадастре  недвижимости"  (далее  - Закон) в Земельном
кодексе  Российской  Федерации произошла замена понятия "проект границ
земельного  участка" на понятие "схема расположения земельного участка
на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории"
(далее   -  Схема  расположения  земельного  участка).  Также  внесены
изменения  в  Закон  о  землеустройстве,  согласно  которым  земельные
участки  не  являются  объектами землеустройства, в связи с чем с даты
вступления  в  силу  Закона  (17 мая 2008 г.) проекты границ земельных
участков  не  изготавливаются  и  не  утверждаются,  землеустройство в
отношении земельных участков не проводится. Определение местоположения
границ  земельных  участков  осуществляется при проведении кадастровых
работ,  результатом  которых  является  межевой план. Требования к его
подготовке  утверждены Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008
N 412 (далее - Требования).
     2.  Об  образовании и осуществлении государственного кадастрового
учета земельных участков.
     Порядок  образования  земельных  участков  регулируется  гл.  I.1
Земельного  кодекса  Российской  Федерации.  При  этом  в случае, если
земельные  участки образуются из земель, находящихся в государственной
или  муниципальной собственности, в связи с предоставлением для целей,
предусмотренных  ст.  ст.  30,  34,  36  Земельного кодекса Российской
Федерации,  образование  земельных  участков  осуществляется  с учетом
требований   указанных  статей,  в  том  числе  обязательным  условием
образования  земельных  участков  в  данном  случае  является  наличие
утвержденной   органом   местного  самоуправления  Схемы  расположения
земельного  участка.  В  соответствии  с действующим законодательством
Схема   расположения   земельного   участка  является  основанием  для
проведения  кадастровых  работ  по  определению  местоположения границ
образуемого земельного участка.
     Постановка на государственный кадастровый учет земельных участков
осуществляется  на основании представленных в орган кадастрового учета
соответствующего   заявления  и  документов,  предусмотренных  ст.  22
Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре
недвижимости" (далее - Закон о кадастре), в том числе межевого плана.
     Как  следует  из обращения, распоряжением Департамента управления
имуществом  городского  округа  Самара  от 25.01.2010 N 23 в отношении
Участка утверждена Схема расположения земельного участка.
     Таким  образом,  границы  Участка  определяются  в соответствии с
вышеуказанной  Схемой  расположения  земельного участка при проведении
кадастровых работ, результатом которых является межевой план Участка.
     Сведения  об  объектах  недвижимости  и  содержащие их документы,
представленные для осуществления государственного кадастрового учета в
соответствии   с  п.  31  Порядка  ведения  государственного  кадастра
недвижимости,   утвержденного  Приказом  Минэкономразвития  России  от
04.02.2010   N   42,   проверяются  на  предмет  выявления  отсутствия
предусмотренных  ст.  ст.  26  и  27  Закона  о кадастре оснований для
приостановления и отказа в осуществлении государственного кадастрового
учета  (далее  -  проверка документов). При отсутствии таких оснований
органом   кадастрового  учета  принимается  решение  об  осуществлении
государственного кадастрового учета земельного участка.
     Необходимо  отметить, что Законом о кадастре и иными нормативными
правовыми  актами  в  сфере  регулирования кадастровых отношений орган
кадастрового  учета  не наделен полномочиями по проверке правомерности
принятия  и  оценке  содержания  принимаемых  и  утверждаемых органами
местного  самоуправления  документов,  в  том  числе Схем расположения
земельных участков.
     Орган  кадастрового  учета  при  проведении проверки документов в
отношении  Схемы  расположения  земельного участка проверяет только ее
наличие  в  составе  приложения межевого плана (п. 23 Требований) и не
проверяет  соблюдение  органом  местного  самоуправления  действующего
законодательства при ее утверждении.
     Надзор  за  соблюдением  и  исполнением  законов,  действующих на
территории  Российской Федерации, в соответствии с Федеральным законом
от  17.01.1992  N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" от имени
Российской  Федерации  осуществляют  органы  прокуратуры. Министерство
экономического   развития   Российской   Федерации  в  соответствии  с
Положением  о  Минэкономразвития  России,  утвержденным Постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от 05.06.2008 N 437, не наделено
полномочиями по надзору за исполнением законов.
    
Директор
Департамента недвижимости
                                                            А.И.ИВАКИН
26 апреля 2010 г. 
N Д23-1530