О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ДО 1 ЯНВАРЯ 2009 Г. НАЛОГОМ НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ ИМУЩЕСТВА, СОСТАВЛЯЮЩЕГО ГОСУДАРСТВЕННУЮ (МУНИЦИПАЛЬНУЮ) КАЗНУ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 18 мая 2010 г. N 03-05-04-01/30 (Д) <...> по вопросу налогообложения до 1 января 2009 г. налогом на имущество организаций имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну. Учитывая неоднозначную правоприменительную практику по данному вопросу и в целях обеспечения единообразного применения налоговыми органами и налогоплательщиками гл. 30 Налогового кодекса РФ (далее - Налоговый кодекс) Департамент сообщает. Государственную казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации, казну муниципального образования составляет, в соответствии со ст. ст. 214 и 215 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ), государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со ст. ст. 294, 296 ГК РФ. На основании ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными актами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане. В соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Налогового кодекса. Особенности ведения бухгалтерского учета имущества казны до 2009 г. были установлены Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н (далее - Инструкция N 25), являющейся в соответствии со ст. 264.1 Бюджетного кодекса РФ (далее - Бюджетный кодекс) стандартом бюджетного учета. Статьей 264.1 Бюджетного кодекса определена обязанность отражения в бюджетном учете и в бюджетной отчетности информации о составе всей совокупности нефинансовых активов (в том числе нефинансовых активов независимо от их вовлечения участниками бюджетного процесса в хозяйственный оборот), принадлежащих публично-правовому образованию, как находящихся в оперативном управлении, так и учитываемых в казне. Обязанность ведения бюджетного учета имущественных объектов государственной казны соответствующего бюджета (публично-правового образования), установленная Инструкцией N 25, соответствовала требованиям законодательства Российской Федерации, что подтверждено Решением Верховного Суда Российской Федерации от 10.11.2008 по делу N ГКПИ08-1879. Верховным Судом Российской Федерации указано на то, что отсутствие бюджетного учета имущества государственной (муниципальной) казны приводило бы к искажению бюджетной отчетности части стоимости активов, находящихся в государственной (муниципальной) собственности, а также исключало возможность контроля и оценки эффективности использования имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну (в том числе при передаче его в аренду, в доверительное управление). В соответствии с Инструкцией N 25 имущество казны Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований подлежало учету на балансе уполномоченного органа (бюджетной организации) в составе основных средств на счете бухгалтерского учета 010100000 "Основные средства". Поэтому до 2009 г. налогоплательщиком налога на имущество организаций в отношении имущества государственной (муниципальной) казны признавался балансодержатель данного имущества, то есть государственный (муниципальный) орган (бюджетное учреждение), уполномоченный осуществлять бюджетный учет имущества государственной (муниципальной) казны в составе основных средств. Бюджетные ассигнования на уплату налога на имущество организаций главными распорядителями средств федерального бюджета и бюджетными учреждениями, находящимися в их ведении, ежегодно предусматриваются в федеральном бюджете на соответствующий год. Аналогичный порядок предусматривается и в отношении имущества казны субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если региональными законами о налоге на имущество организаций не были установлены льготы по налогу на имущество организаций в отношении данного имущества или бюджетных учреждений, на балансе которых оно учитывалось. Обратите внимание: разъяснения по указанному вопросу направлены в адрес ФНС России для использования в работе Письмом Минфина России от 11.01.2009 N 03-05-04-01/5. При этом по вопросу налогообложения с 1 января 2009 г. налогом на имущество организаций имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, разъяснения в адрес ФНС России направлены Письмом Минфина России от 22.04.2009 N 03-05-03-01/17. Директор Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики И.В.ТРУНИН 18 мая 2010 г. N 03-05-04-01/30 |