ОБ ОБРАЩЕНИИ БАНКА РОССИИ В АРБИТРАЖНЫЙ СУД С ЗАЯВЛЕНИЯМИ О ПРИЗНАНИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ БАНКРОТАМИ ПИСЬМО ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 30 мая 2000 г. N 114-T (ЦБР) Главным управлениям (национальным банкам) Центрального банка Российской Федерации Статья 37 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" устанавливает обязанность Банка России в пятидневный срок обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом кредитной организации, у которой лицензия на осуществление банковских операций отозвана в связи с неудовлетворительным финансовым положением, если в течение 45 календарных дней с момента отзыва у нее лицензии на осуществление банковских операций Банк России не получил определение арбитражного супа о принятии заявления о признании кредитной организации банкротом или иное документальное подтверждение возбуждения производства по делу о ее банкротстве. В случае отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций по иным основаниям, Банку России предоставлено право на обращение в арбитражный суд с заявлением в соответствии со ст. 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" независимо от наличия кредиторской задолженности. При обращении в арбитражный суд в порядке, предусмотренном данными статьями Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций", Банк России освобожден от уплаты государственной пошлины по следующим основаниям. В соответствии с Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.96 г. N 2 "Об оплате Банком России и его учреждениями государственной пошлины при обращении в арбитражные суды" Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты государственной пошлины, если они, как это предусмотрено Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (статьи 4 и 42), обращаются в арбитражные суды в соответствии с федеральным законом в защиту государственных и общественных интересов. Согласно п. 7 ст. 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Банк России осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций. В статье 55 указанного Федерального закона установлено, что главной целью банковского регулирования и надзора является поддержание стабильности банковской системы и защита интересов вкладчиков и кредиторов. Обращение Банка России в арбитражный суд с заявлением о банкротстве кредитной организации в порядке ст. 37 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" вызвано исполнением возложенной на него обязанности по возбуждению в суде дела о банкротстве кредитной организации, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций. В связи с тем, что удовлетворение требований кредиторов и вкладчиков такой кредитной организации возможно только после принятия решения о ее ликвидации, действия Банка России направлены на защиту общественных и государственных интересов. Обращение Банка России в арбитражный суд с заявлением о банкротстве кредитной организации в порядке ст. 35 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" также связано с выполнением им обязанностей по защите интересов вкладчиков и кредиторов, возложенных на Банк России Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Таким образом, в соответствии с п.п.1 п.З ст.5 Федерального закона "О государственной пошлине" Банк России освобожден от уплаты государственной пошлины как орган, обращающийся в арбитражный суд в защиту общественных интересов, так как согласно ч.З ст.55 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" главной целью банковского регулирования и надзора является поддержание банковской системы и зашита интересов вкладчиков и кредиторов. В случае, если арбитражный суп своим определением возвращает территориальному учреждению Банка России заявление о признании кредитной организации банкротом по основаниям, предусмотренным пп. 5 п. 1 ст. 108 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (не представлены документы. подтверждающие уплату государственной пошлины), территориальное учреждение вправе обжаловать такое определение в установленном арбитражно-процессуальным законодательством порядке в связи с неправильным применением судом норм материального права. В.Н. Горюнов |