О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ДЕЙСТВУЮЩИМ СОБСТВЕННИКОМ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗДАНИЯ, СТРОЕНИЯ, СООРУЖЕНИЯ, НАХОДЯЩИЕСЯ НА ВЫКУПАЕМОМ ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 18.05.10 Д05-1507

          О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА
              ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ДЕЙСТВУЮЩИМ СОБСТВЕННИКОМ
               ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ЗДАНИЯ, СТРОЕНИЯ,
       СООРУЖЕНИЯ, НАХОДЯЩИЕСЯ НА ВЫКУПАЕМОМ ЗЕМЕЛЬНОМ УЧАСТКЕ

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                           18 мая 2010 г.
                             N Д05-1507

                                 (Д)

     Департамент корпоративного управления Министерства экономического
развития  Российской  Федерации  (далее  -   Департамент)   рассмотрел
обращение и сообщает следующее.
     Согласно  Положению  о   Министерстве   экономического   развития
Российской  Федерации,  утвержденному   Постановлением   Правительства
Российской Федерации от 05.06.2008  N  437,  Минэкономразвития  России
является федеральным  органом  исполнительной  власти,  осуществляющим
функции по выработке государственной политики  и  нормативно-правовому
регулированию,  в  том  числе  в  сфере  оценочной   деятельности.   В
компетенцию Минэкономразвития России не входит  разъяснение  положений
действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе  лишь
высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении,  которое  не
является обязательным для правоприменителя.
     Согласно п. 1 ст.  36  Земельного  кодекса  Российской  Федерации
(далее - Земельный кодекс) юридические лица, имеющие  в  собственности
здания,   расположенные   на   земельных   участках,   находящихся   в
государственной или муниципальной собственности, приобретают права  на
эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом.
     В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Высшего  Арбитражного
Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11  "О  некоторых  вопросах,
связанных с применением земельного законодательства",  определяя  цену
земельного  участка  по   договору   купли-продажи,   заключаемому   в
соответствии  со  ст.  36  Земельного  кодекса  Российской  Федерации,
стороны должны руководствоваться Федеральным законом от  25.10.2001  N
137-ФЗ  "О  введении  в   действие   Земельного   кодекса   Российской
Федерации",  содержащим  императивную  норму  о  конкретных   условиях
определения стоимости земельного участка.
     Согласно п. 1 ст. 2 Закона  N  137-ФЗ  до  1  января  2012  г.  в
соответствии  с  данным  пунктом  осуществляется   продажа   земельных
участков,   находящихся   в    государственной    или    муниципальной
собственности:
     коммерческим  организациям  и  индивидуальным   предпринимателям,
являющимся собственниками расположенных на  таких  земельных  участках
зданий, строений, сооружений, если эти  здания,  строения,  сооружения
были отчуждены из государственной или муниципальной  собственности,  в
том числе в случае, если на таких  земельных  участках  возведены  или
реконструированы здания, строения, сооружения;
     коммерческим  организациям  и  индивидуальным   предпринимателям,
являющимся собственниками расположенных на  таких  земельных  участках
зданий, строений, сооружений, если эти  здания,  строения,  сооружения
были возведены на таких  земельных  участках  вместо  разрушенных  или
снесенных и ранее отчужденных  из  государственной  или  муниципальной
собственности зданий, строений, сооружений;
     гражданам    и    некоммерческим     организациям,     являющимся
собственниками  расположенных  на  таких  земельных  участках  зданий,
строений, сооружений, если право собственности указанных  лиц  на  эти
здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу  Земельного
кодекса  Российской  Федерации  и  если  федеральными   законами   для
указанных  собственников  не  установлен  иной  порядок   приобретения
земельных участков в собственность.
     При приобретении указанными лицами таких  земельных  участков  их
цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
     двадцати  процентов  кадастровой  стоимости  земельного  участка,
расположенного в городах с численностью населения  свыше  3  миллионов
человек;
     двух  с  половиной  процентов  кадастровой  стоимости  земельного
участка, расположенного в иной местности.
     До установления субъектами Российской Федерации  цены  земельного
участка применяется  наибольшая  для  соответствующей  местности  цена
земельного участка.
     Как следует из положений рассматриваемого пункта, Закон N  137-ФЗ
не содержит ограничений  относительно  выкупа  земельных  участков  по
льготной  цене  применительно  к  порядку   приобретения   действующим
собственником права собственности  на  здания,  строения,  сооружения,
находящиеся на выкупаемом земельном участке.
     Постановлением Президиума Высшего  Арбитражного  Суда  Российской
Федерации от 09.04.2009 N 14649/08 установлено, что лицо  относится  к
категории собственников, для которых действует  льготная  цена  выкупа
земельного участка в силу п. 1 ст. 2 Закона N 137-ФЗ,  в  случае  если
здания  на  земельном  участке  ранее  были  приобретены  в   процессе
приватизации государственного имущества.
     На основании изложенного,  по  мнению  Департамента,  для  выкупа
земельного участка по льготной цене, установленной в соответствии с п.
1  ст.  2  Закона  N  137-ФЗ,  обязательным  условием  является   факт
отчуждения объектов недвижимости из государственной или  муниципальной
собственности без привязки к лицу, которым данные объекты недвижимости
были приобретены первоначально, и дальнейшему способу  передачи  права
собственности на указанные объекты.

Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
                                                      Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
18 мая 2010 г.
N Д05-1507