О ЗАКОННОСТИ И ОБОСНОВАННОСТИ ДЕЙСТВИЙ АДМИНИСТРАЦИЙ ГОРОДОВ-КУРОРТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ КИСЛОВОДСКА, ПЯТИГОРСКА, ЖЕЛЕЗНОВОДСКА, ЕССЕНТУКОВ В ЧАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В ПРЕДЕЛАХ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 13.05.10 Д23-1772

                О ЗАКОННОСТИ И ОБОСНОВАННОСТИ ДЕЙСТВИЙ
         АДМИНИСТРАЦИЙ ГОРОДОВ-КУРОРТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ
          КИСЛОВОДСКА, ПЯТИГОРСКА, ЖЕЛЕЗНОВОДСКА, ЕССЕНТУКОВ
      В ЧАСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,
              РАСПОЛОЖЕННЫХ В ПРЕДЕЛАХ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                            13 мая 2010 г.
                              N Д23-1772

                                 (Д)

     Департамент  недвижимости  Минэкономразвития  России   рассмотрел
письмо по вопросу о законности и обоснованности действий администраций
городов-курортов  федерального   значения   Кисловодска,   Пятигорска,
Железноводска,  Ессентуки  в  части  изменения   целевого   назначения
земельных участков, расположенных в пределах городских округов.
     Минэкономразвития России не наделено  полномочием  давать  оценку
законности и обоснованности деятельности  вышеуказанных  администраций
городов-курортов федерального значения.
     Вместе с тем  в  пределах  своей  компетенции  считаем  возможным
сообщить следующее.
     Согласно п. п. 2, 3 ст. 16 Федерального закона  от  23.02.1995  N
26-ФЗ  "О   природных   лечебных   ресурсах,   лечебно-оздоровительных
местностях и курортах" (далее - Федеральный закон N 26-ФЗ), п. 1 ст. 2
Федерального  закона  от  14.03.1995  N  33-ФЗ  "Об  особо  охраняемых
природных территориях" курорты и их земли относятся к особо охраняемым
природным   территориям.   Их   охрана   осуществляется    посредством
установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны.
     В  настоящее  время  в  Земельном  кодексе  Российской  Федерации
(далее  -  Земельный  кодекс)  между  нормами,  определяющими   состав
категорий  земель,  содержится   внутреннее   противоречие.   Так,   в
соответствии  со  ст.  83  Земельного   кодекса   земельные   участки,
находящиеся в черте населенного пункта, относятся к  категории  земель
населенных пунктов, а  исходя  из  ст.  94  Земельного  кодекса  земли
курортов,  в  том  числе  и  земли  населенных   пунктов,   являющиеся
городами-курортами, относятся  к  категории  земель  особо  охраняемых
территорий и объектов.
     В  целях  устранения  данного  противоречия   разработан   проект
федерального закона N 97705-5  "О  внесении  изменений  в  Федеральный
закон  "Об  особо  охраняемых  природных  территориях"   и   некоторые
законодательные акты Российской  Федерации",  который  подготовлен  ко
второму чтению в Государственной Думе Федерального Собрания Российской
Федерации.
     По мнению Минэкономразвития России, земельные участки в  границах
населенных  пунктов  во  всех  случаях  должны  относиться  к   землям
населенных пунктов. Данная точка зрения подтверждается положениями ст.
15 Федерального закона  от  24.07.2007  N  221-ФЗ  "О  государственном
кадастре  недвижимости",  ст.  ст.  5  и  14  Федерального  закона  от
21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной
категории в другую", из содержания которых следует, что при  включении
земельных участков в границы населенных пунктов сведения о  категориях
данных земельных участков должны быть  изменены  органом  кадастрового
учета на категорию земель населенных пунктов.
     Что касается вопроса о  предоставлении  земель  особо  охраняемых
территорий  в  собственность  граждан  и  юридических  лиц,   отмечаем
следующее.
     В соответствии  с  п.  5  ст.  27  Земельного  кодекса  земельные
участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности
и расположенные в пределах особо охраняемых территорий, ограничиваются
в обороте. В связи  с  чем  такие  земельные  участки  не  могут  быть
предоставлены  в  частную  собственность,  за   исключением   случаев,
установленных федеральными  законами  (п.  2  ст.  27,  п.  4  ст.  28
Земельного кодекса).
     Запрет на предоставление в собственность земель особо  охраняемых
территорий установлен  также  п.  8  ст.  28  Федерального  закона  от
21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и  муниципального
имущества" и п. 5 ст. 58 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ  "Об
охране окружающей среды".
     Согласно п.  2  ст.  27  Земельного  кодекса  земельные  участки,
отнесенные к землям, ограниченным  в  обороте,  не  предоставляются  в
частную   собственность,   за   исключением   случаев,   установленных
федеральными законами. Таким исключением можно считать,  в  частности,
ст. 16 Федерального закона  от  29.12.2004  N  189-ФЗ  "О  введении  в
действие   Жилищного   кодекса    Российской    Федерации",    которой
предусмотрено,  что  в  существующей  застройке  поселений   земельный
участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие  в
состав такого  дома  объекты  недвижимого  имущества,  является  общей
долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.
     По вопросу  об  изменении  разрешенного  использования  земельных
участков. Виды разрешенного использования устанавливаются  в  правилах
землепользования и застройки (ч. 6 ст. 30  Градостроительного  кодекса
Российской Федерации, а  до  их  принятия  в  градостроительном  плане
земельного участка (ч. 1 ст. 4 Федерального  закона  от  29.12.2004  N
191-ФЗ "О введении в действие  Градостроительного  кодекса  Российской
Федерации").
     Изменение  правил  землепользования  и  застройки  не  влияет  на
границы  округов  горно-санитарной  охраны.  В  то  же  время  правила
землепользования и застройки  должны  учитывать  режимы  использования
земельных участков в данных округах.
     Кроме  того,   необходимо   принимать   во   внимание   положения
Федерального закона от  03.12.2008  N  244-ФЗ  "О  передаче  земельных
участков, находящихся в границах  курортов  федерального  значения,  в
собственность  субъектов  Российской   Федерации   или   муниципальную
собственность, об отнесении указанных земельных участков к федеральной
собственности,  собственности  субъектов  Российской   Федерации   или
муниципальной собственности и о внесении изменения в Федеральный закон
"Об особо охраняемых природных территориях".

Заместитель директора
Департамента недвижимости
                                                           М.В.БОЧАРОВ
13 мая 2010 г.
N Д23-1772