РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАПРАВЛЯЕТ РАБОТНИКОВ В КОМАНДИРОВКУ ЗА ГРАНИЦУ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ НА ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД С ПЕРИОДИЧЕСКИМ ВЫЕЗДОМ В РОССИЮ. КАКОВ ПОРЯДОК ОБЛОЖЕНИЯ НДФЛ ДОХОДОВ РАБОТНИКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В КОМАНДИРОВКЕ СВЫШЕ 183 ДНЕЙ В НАЛОГОВОМ П. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 05.10.10 03-04-06/6-236

            РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ НАПРАВЛЯЕТ РАБОТНИКОВ В
           КОМАНДИРОВКУ ЗА ГРАНИЦУ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ НА
         ДЛИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД С ПЕРИОДИЧЕСКИМ ВЫЕЗДОМ В РОССИЮ.
           КАКОВ ПОРЯДОК ОБЛОЖЕНИЯ НДФЛ ДОХОДОВ РАБОТНИКОВ,
              НАХОДЯЩИХСЯ В КОМАНДИРОВКЕ СВЫШЕ 183 ДНЕЙ
                         В НАЛОГОВОМ ПЕРИОДЕ?
                ВОЗНИКАЕТ ЛИ У РАБОТНИКОВ ОБЯЗАННОСТЬ
         САМОСТОЯТЕЛЬНО ИСЧИСЛИТЬ И УПЛАТИТЬ НДФЛ В ОТНОШЕНИИ
          ПОЛУЧЕННЫХ ДОХОДОВ ИЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО ОТНОШЕНИЮ К
          РАБОТНИКУ ВПРАВЕ ПРОДОЛЖАТЬ ВЫПОЛНЯТЬ ОБЯЗАННОСТИ
                      НАЛОГОВОГО АГЕНТА ПО НДФЛ?
           ДОЛЖНА ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОДАВАТЬ В НАЛОГОВЫЙ ОРГАН
        СВЕДЕНИЯ ПО ВЫПЛАТАМ, ОСУЩЕСТВЛЕННЫМ РАБОТНИКАМ, ЕСЛИ
        РАБОТНИК САМОСТОЯТЕЛЬНО ИСЧИСЛЯЕТ И УПЛАЧИВАЕТ НДФЛ В
        ОТНОШЕНИИ СВОИХ ДОХОДОВ И ПОДАЕТ НАЛОГОВУЮ ДЕКЛАРАЦИЮ
                    В РОССИЙСКИЙ НАЛОГОВЫЙ ОРГАН?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          5 октября 2010 г.
                           N 03-04-06/6-236

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу обложения налогом на доходы физических лиц выплат,
производимых   сотрудникам  организации  в  период  их  нахождения  за
пределами   Российской   Федерации,  и  в  соответствии  со  ст.  34.2
Налогового  кодекса  Российской  Федерации (далее - Кодекс) разъясняет
следующее.
     В  соответствии  с  п.  1 ст. 207 Кодекса плательщиками налога на
доходы   физических   лиц   признаются   физические  лица,  являющиеся
налоговыми  резидентами Российской Федерации, а также физические лица,
получающие  доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся
налоговыми резидентами Российской Федерации.
     Подпунктом  6 п. 3 ст. 208 Кодекса определено, что вознаграждение
за  выполнение  трудовых  или  иных  обязанностей, выполненную работу,
оказанную   услугу,   совершение   действия  за  пределами  Российской
Федерации для целей налогообложения относится к доходам, полученным от
источников за пределами Российской Федерации.
     Как  указывается в рассматриваемом письме, организация направляет
своих сотрудников за пределы Российской Федерации на длительный период
времени  для  выполнения  своих трудовых обязанностей, предусмотренных
трудовыми   договорами.   В  таком  случае  фактическое  место  работы
сотрудников   будет  находиться  в  иностранном  государстве  и  такие
сотрудники не могут считаться находящимися в командировке, поскольку в
соответствии   со  ст.  166  Трудового  кодекса  Российской  Федерации
служебная   командировка   представляет  собой  поездку  работника  по
распоряжению   работодателя   на   определенный  срок  для  выполнения
служебного поручения вне места постоянной работы.
     При  направлении  работников  на  работу за границу на длительный
период   времени,   когда   они   все   свои   трудовые   обязанности,
предусмотренные  трудовым  договором,  выполняют  по  месту  работы  в
иностранном   государстве,   получаемое  ими  вознаграждение  является
вознаграждением  за  выполнение  трудовых  обязанностей  на территории
иностранного  государства,  которое относится к доходам, полученным от
источников за пределами Российской Федерации.
     До  момента,  пока  сотрудники  организации  будут признаваться в
соответствии  со  ст.  207  Кодекса  налоговыми резидентами Российской
Федерации,  указанные  доходы  подлежат  обложению  налогом  на доходы
физических лиц по ставке 13 процентов.
     В  соответствии  с  пп.  3 п. 1 ст. 228 Кодекса физические лица -
налоговые   резиденты   Российской  Федерации,  получающие  доходы  от
источников, находящихся за пределами Российской Федерации, исчисление,
декларирование  и  уплату  налога  на доходы физических лиц производят
самостоятельно по завершении налогового периода.
     Таким  образом,  в  отношении  доходов  сотрудников  организации,
полученных   от   источников   за   пределами   Российской  Федерации,
организация-работодатель  не  признается  налоговым  агентом. На такую
организацию   ст.   230   Кодекса   не   возлагаются   обязанности  по
представлению  в  налоговые  органы  сведений  об  указанных  доходах,
полученных физическими лицами.
     В  случае  если  в  течение налогового периода статус сотрудников
организации   меняется  на  нерезидента  и  остается  таким  до  конца
налогового  периода,  такие лица в соответствии с п. 1 ст. 207 Кодекса
не  признаются  плательщиками  налога  на  доходы  физических  лиц  по
доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.
     Соответственно,  обязанностей налогоплательщика по декларированию
доходов  от  источников за пределами Российской Федерации, в том числе
полученных  до  приобретения  статуса  нерезидента, и уплате налога на
доходы физических лиц такие лица не имеют.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
5 октября 2010 г.
N 03-04-06/6-236