ПО ДОГОВОРУ ЗАЙМА, ЗАКЛЮЧЕННОМУ МЕЖДУ ООО (ЗАИМОДАВЕЦ) И ФИЗЛИЦОМ (ЗАЕМЩИК), ПРОЦЕНТЫ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАЕМНЫМИ СРЕДСТВАМИ НАЧИСЛЯЮТСЯ ОДИН РАЗ В ГОД - 31 ДЕКАБРЯ. ПРОЦЕНТЫ СОСТАВЛЯЮТ 0,7 СТАВКИ РЕФИНАНСИРОВАНИЯ БАНКА РОССИИ, УСТАНОВЛЕННОЙ НА КАЖДУЮ ДАТУ ПОЛУЧЕНИЯ (ВОЗВРАТА) ЗАЕМНЫХ СРЕДСТВ. ДОЛЖНО ЛИ ООО В КАЧЕСТВЕ НАЛОГОВОГО АГЕНТА 31 ДЕКАБРЯ НАЧИСЛЯТЬ И УПЛАЧИВАТЬ НДФЛ ПО СТАВКЕ 13%, ЕСЛИ ПРОЦЕНТЫ ЗАИМОДАВЦУ НЕ ВЫПЛАЧЕНЫ, А СУММА НАЧИСЛЕННЫХ ЗА ГОД ПРОЦЕНТОВ УВЕЛИЧИЛА ОСНОВНОЙ ДОЛГ? СУЩЕСТВУЕТ ЛИ В ДАННОЙ СИТУАЦИИ (СТАВКА РЕФИНАНСИРОВАНИЯ БАНКА РОССИИ БОЛЬШЕ ПРОЦЕНТА ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАЕМНЫМИ СРЕДСТВАМИ) У ЗАЕМЩИКА МАТЕРИАЛЬНАЯ ВЫГОДА? ЕСЛИ ДА, ТО КАК ООО ИСЧИСЛЯТЬ НДФЛ С ДОХОДОВ В ВИДЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ ВЫГОДЫ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 8 октября 2010 г. N 03-04-06/6-247 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по вопросу обложения налогом на доходы физических лиц дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее. Как указывается в рассматриваемом письме, договором займа, заключенным между организацией и физическим лицом, предусмотрено, что проценты по договору не выплачиваются заемщиком, а причисляются к сумме основного долга, увеличивая его. Проценты за пользование займом рассчитываются исходя из семи десятых ставки рефинансирования Банка России. Подпунктом 1 п. 2 ст. 212 Кодекса определено, что при получении дохода в виде материальной выгоды от экономии на процентах заемными (кредитными) средствами налоговая база определяется как превышение суммы процентов за пользование заемными (кредитными) средствами, выраженными в рублях, исчисленной исходя из двух третьих действующей ставки рефинансирования, установленной Банком России на дату фактического получения налогоплательщиком дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. Следовательно, при расчете налоговой базы в отношении доходов физических лиц в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование налогоплательщиком заемными (кредитными) средствами необходимо принимать во внимание две суммы - сумму процентов, исчисленную исходя из двух третьих действующей на дату получения дохода ставки рефинансирования Банка России, и сумму процентов, исчисленную исходя из условий договора с части долга по займу, оставшейся с даты предыдущего получения дохода в виде материальной выгоды, за количество дней, прошедших с даты предыдущего получения дохода (либо с даты выдачи займа в случае первичного получения дохода). В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 223 Кодекса дата фактического получения доходов при получении доходов в виде материальной выгоды определяется как день уплаты налогоплательщиком процентов по полученным заемным (кредитным) средствам. В случае если проценты по займу не выплачиваются заемщиком, а причисляются к сумме основного долга, датами получения дохода в виде материальной выгоды будут являться даты причисления процентов к сумме основного долга. Коэффициент, применяемый к ставке рефинансирования Банка России в целях определения налоговой базы по доходам в виде материальной выгоды, уменьшен с трех четвертых до двух третьих Федеральным законом от 22.07.2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", вступившим в силу с 1 января 2009 г. Таким образом, принимая во внимание размер процентной ставки по указанному займу (семь десятых ставки рефинансирования Банка России), доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование указанным займом возникает в данном случае только до 1 января 2009 г. Пунктом 2 ст. 224 Кодекса в отношении доходов от экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 Кодекса, налоговая ставка установлена в размере 35 процентов. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 8 октября 2010 г. N 03-04-06/6-247 |