ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ ИСТОЛКОВАНИИ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БАНКРОТСТВЕ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 07.05.10 Д06-1416

   ОБ ОФИЦИАЛЬНОМ ИСТОЛКОВАНИИ НОРМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О БАНКРОТСТВЕ

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                            7 мая 2010 г.
                              N Д06-1416

                                 (Д)

     Департамент корпоративного  управления  Минэкономразвития  России
(далее - Департамент) рассмотрел письмо  об  официальном  истолковании
законодательства о банкротстве и сообщает.
     В  соответствии  с  Положением  о   Министерстве   экономического
развития    Российской    Федерации,    утвержденным    Постановлением
Правительства   Российской   Федерации   от    05.06.2008    N    437,
Минэкономразвития России не является  органом,  уполномоченным  давать
разъяснения нормативных правовых актов. В этой связи Минэкономразвития
России  вправе  лишь  высказать  мнение  по  изложенному  вопросу,  не
являющееся обязательным для правоприменителей.
     Согласно ст. 224 Федерального закона от 26.10.2002  N  127-ФЗ  "О
несостоятельности (банкротстве)" (далее  -  Закон  о  банкротстве),  в
случае если  стоимость  имущества  должника  -  юридического  лица,  в
отношении которого принято  решение  о  ликвидации,  недостаточна  для
удовлетворения   требований   кредиторов,   ликвидационная    комиссия
(ликвидатор) обязана обратиться  в  арбитражный  суд  с  заявлением  о
признании должника банкротом.
     Обращаем внимание, что нарушение требований, предусмотренных п. 2
ст. 224, согласно ст. 226 Закона о  банкротстве,  является  основанием
для отказа во внесении в единый государственный реестр юридических лиц
записи  о  ликвидации  юридического  лица.  Кроме   того,   учредители
(участники)   должника,   руководитель   должника    и    председатель
ликвидационной комиссии (ликвидатор), совершившие указанные нарушения,
несут субсидиарную  ответственность  за  неудовлетворенные  требования
кредиторов  по  денежным  обязательствам  и  об  уплате   обязательных
платежей должника.
     В соответствии с положениями ст. 30 Закона о банкротстве в случае
возникновения  признаков  банкротства,  установленных  п.  2   ст.   3
названного Федерального закона, руководитель должника обязан направить
учредителям (участникам) должника, собственнику имущества  должника  -
унитарного предприятия сведения о наличии признаков банкротства.
     При этом в процедуре ликвидации указанные  действия  осуществляет
ликвидационная  комиссия  (ликвидатор),  поскольку  в  соответствии  с
положениями ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее  -
Кодекс) с момента назначения ликвидационной комиссии к  ней  переходят
полномочия по  управлению  делами  юридического  лица.  Ликвидационная
комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
     В  целях  предупреждения   банкротства   организации   учредители
(участники) должника,  собственник  имущества  должника  -  унитарного
предприятия до момента подачи в арбитражный суд заявления о  признании
должника банкротом  принимают  меры,  направленные  на  восстановление
платежеспособности  должника.  Меры,  направленные  на  восстановление
платежеспособности должника, могут быть приняты кредиторами или  иными
лицами на основании соглашения с должником.
     В соответствии со  ст.  63  Кодекса  после  окончания  срока  для
предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет
промежуточный  ликвидационный  баланс,  который  содержит  сведения  о
составе   имущества   ликвидируемого   юридического   лица,    перечне
предъявленных  кредиторами  требований,  а  также  о  результатах   их
рассмотрения.
     Согласно обращению у  общества  с  ограниченной  ответственностью
имеются обязательства. При этом средств на их погашение  недостаточно.
Следовательно,  у  ликвидационной  комиссии  (ликвидатора)  существует
обязанность обратиться в арбитражный  суд  с  заявлением  о  признании
общества с  ограниченной  ответственностью  банкротом.  В  этой  связи
отмечаем,  что  указанные  обязательства  могут  быть  прекращены   по
основаниям, установленным в Кодексе. В соответствии со ст. 407 Кодекса
обязательство  прекращается  полностью  или  частично  по  основаниям,
предусмотренным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или
договором. Прекращение обязательства по  требованию  одной  из  сторон
допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором.
     Кроме того, полагаем необходимым отметить, что  законодательством
не устанавливается  каких-либо  ограничений  по  проведению  процедуры
санации должника, находящегося в процессе ликвидации. В  связи  с  чем
представляется, что после утверждения  промежуточного  ликвидационного
баланса  учредители  (участники),  собственник  имущества  должника  -
унитарного предприятия, кредиторы  и  иные  лица  вправе  предоставить
финансовую  помощь  ликвидируемому  юридическому   лицу   в   размере,
достаточном для  погашения  всех  заявленных  в  срок  обязательств  в
соответствии со ст. 31 Закона о банкротстве.

Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
                                                      Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
7 мая 2010 г.
N Д06-1416