БАНК ПОКУПАЕТ ЦЕННЫЕ БУМАГИ ПО ПЕРВОЙ ЧАСТИ РЕПО. ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ ПРОДАВЦУ ПО ПЕРВОЙ ЧАСТИ РЕПО, УЧИТЫВАЮТСЯ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ НА БАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ ПО УЧЕТУ ПРОЧИХ РАЗМЕЩЕННЫХ СРЕДСТВ. СОГЛАСНО П. 4.5 ПОЛОЖЕНИЯ БАН. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 11.10.10 03-03-06/2/175

          БАНК ПОКУПАЕТ ЦЕННЫЕ БУМАГИ ПО ПЕРВОЙ ЧАСТИ РЕПО.
           ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА, ПЕРЕЧИСЛЕННЫЕ ПЕРВОНАЧАЛЬНОМУ
             ПРОДАВЦУ ПО ПЕРВОЙ ЧАСТИ РЕПО, УЧИТЫВАЮТСЯ В
          БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ НА БАЛАНСОВЫХ СЧЕТАХ ПО УЧЕТУ
                     ПРОЧИХ РАЗМЕЩЕННЫХ СРЕДСТВ.
              СОГЛАСНО П. 4.5 ПОЛОЖЕНИЯ БАНКА РОССИИ ОТ
         26.03.2004 N 254-П "ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ
        КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ РЕЗЕРВОВ НА ВОЗМОЖНЫЕ ПОТЕРИ
              ПО ССУДАМ, ПО ССУДНОЙ И ПРИРАВНЕННОЙ К НЕЙ
        ЗАДОЛЖЕННОСТИ" БАНК ФОРМИРУЕТ РЕЗЕРВЫ ПО ТРЕБОВАНИЯМ К
          КОНТРАГЕНТУ ПО ВОЗВРАТУ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ПО ВТОРОЙ
                          ЧАСТИ СДЕЛКИ РЕПО.
              ИМЕЕТ ЛИ ПРАВО БАНК УЧИТЫВАТЬ ОТЧИСЛЕНИЯ В
          УКАЗАННЫЕ РЕЗЕРВЫ В РАСХОДАХ ПРИ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА
          НА ПРИБЫЛЬ НА ОСНОВАНИИ СТ. 292 НК РФ, ЕСЛИ ДАННАЯ
               ЗАДОЛЖЕННОСТЬ НЕ ОТНОСИТСЯ К СТАНДАРТНОЙ
                            ЗАДОЛЖЕННОСТИ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          11 октября 2010 г.
                           N 03-03-06/2/175

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  учета отчислений в резервы на возможные потери по
ссудам и сообщает следующее.
     Согласно  п.  1  ст.  292 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее  - Кодекс) банки вправе, кроме резервов по сомнительным долгам,
предусмотренных  ст. 266 Кодекса, создавать резерв на возможные потери
по  ссудам  по  ссудной  и  приравненной  к ней задолженности (включая
задолженность  по  межбанковским кредитам и депозитам (далее - резервы
на  возможные  потери  по  ссудам))  в порядке, предусмотренном данной
статьей.
     Суммы  отчислений  в  резервы  на  возможные  потери  по  ссудам,
сформированные   в   порядке,   устанавливаемом   Центральным   банком
Российской   Федерации   в   соответствии  с  Федеральным  законом  "О
Центральном  банке  Российской  Федерации  (Банке России)", признаются
расходом с учетом ограничений, предусмотренных ст. 292 Кодекса.
     При  определении  налоговой  базы  не  учитываются расходы в виде
отчислений  в  резервы  на  возможные потери по ссудам, сформированные
банками   под  задолженность,  относимую  к  стандартной,  в  порядке,
устанавливаемом  Центральным  банком  Российской  Федерации, а также в
резервы  на возможные потери по ссудам, сформированные под векселя, за
исключением  учтенных банками векселей третьих лиц, по которым вынесен
протест в неплатеже.
     В   соответствии  с  п.  4.5  Положения  о  порядке  формирования
кредитными  организациями  резервов  на возможные потери по ссудам, по
ссудной  и  приравненной  к  ней  задолженности  от 26.03.2004 N 254-П
(далее - Положение) резерв формируется по требованиям к контрагенту по
возврату  денежных  средств  по  второй  части  сделки по приобретению
ценных бумаг или иных финансовых активов с обязательством их обратного
отчуждения.  При создании резерва приобретенные ценные бумаги или иные
финансовые  активы  в целях Положения могут рассматриваться в качестве
обеспечения в соответствии с гл. 6 Положения.
     Статьей  300 Кодекса определено, что налогоплательщик, являющийся
покупателем  по  первой  части  РЕПО  или  заемщиком по операции займа
ценными  бумагами,  вправе  формировать резервы под обесценение ценных
бумаг по ценным бумагам, полученным по операции РЕПО (договору займа).
     Учитывая  изложенное,  полагаем, что банк, являющийся покупателем
по  первой  части сделки РЕПО, вправе учитывать в составе расходов для
целей налогообложения прибыли отчисления в резервы на возможные потери
по   ссудам,  в  случае  если  данная  задолженность  не  относится  к
стандартной.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
11 октября 2010 г.
N 03-03-06/2/175