ОБ ОТСУТСТВИИ НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АНТИКРИЗИСНЫХ ЦЕНТРОВ В ФОРМЕ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ЦЕЛЯХ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ И ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИНИМАЕМЫХ ИМИ РЕШЕНИЙ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 25 мая 2010 г. N Д06-1581 (Д) Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России, рассмотрев письмо по вопросу обеспечения экспертизы принимаемых арбитражными управляющими решений и создания антикризисных центров в субъектах Российской Федерации в форме автономных учреждений, в пределах своей компетенции сообщает следующее. В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления. При этом указанным Постановлением к компетенции Минэкономразвития России не отнесены функции по контролю за реализацией процедур, применяемых в деле о банкротстве, включая процедуры финансового оздоровления и внешнего управления. В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности) арбитражным управляющим признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Согласно п. 2 указанной статьи саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает обязательные условия членства в этой организации, в том числе наличие высшего профессионального образования, стажа работы на руководящих должностях и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего, а также сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих. Следует отметить, что Единая программа подготовки арбитражных управляющих, утвержденная Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2009 N 517, предусматривает изучение широкого круга вопросов нормативно-правового регулирования в сфере несостоятельности (банкротства), в том числе в отношении осуществления процедур финансового оздоровления и внешнего управления. Указанная Программа также предусматривает изучение вопросов налогообложения, бухгалтерского учета, финансового анализа и планирования в деятельности арбитражного управляющего. Организация и проведение теоретического экзамена осуществляются комиссиями, в состав которых включаются специалисты, имеющие ученую степень в области экономики или юриспруденции, либо не менее чем трехлетний опыт работы в сфере антикризисного управления, а также государственные служащие. При этом в соответствии с п. 7 Правил проведения и сдачи теоретического экзамена по единой программе подготовки арбитражных управляющих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2003 N 308, успешно сдавшим теоретический экзамен считается лицо, ответы которого минимум на 80 процентов вопросов экзаменационного билета комиссия оценила как правильные. В этой связи выводы о направленности действующей системы подготовки арбитражных управляющих в основном на цели проведения ликвидационной процедуры, а также обобщенные выводы об отсутствии у арбитражных управляющих необходимых знаний для проведения реабилитационных процедур банкротства представляются необоснованными. Необходимо также отметить, что п. 1 ст. 20.3 Закона о несостоятельности предусмотрена возможность привлечения арбитражным управляющим для обеспечения возложенных на него обязанностей на договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за счет средств должника. Соответствующие лица могут быть привлечены арбитражным управляющим, например, в случае необходимости использования при принятии решений специальных знаний и навыков в определенной сфере. Пунктами 2 и 4 вышеуказанной статьи установлена обязанность арбитражного управляющего разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве, и действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества. При этом ст. 20.4 Закона о несостоятельности для арбитражного управляющего установлена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей. Кроме того, согласно п. 2 ст. 22 Закона о несостоятельности саморегулируемая организация арбитражных управляющих обязана контролировать профессиональную деятельность членов саморегулируемой организации в части соблюдения требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности. С учетом изложенного, а также принимая во внимание неопределенность правового статуса, компетенции и источников финансирования деятельности соответствующих учреждений, аргументация в пользу необходимости создания в субъектах Российской Федерации антикризисных центров в форме автономных учреждений в целях методического обеспечения деятельности арбитражных управляющих и экспертизы принимаемых ими решений не представляется достаточно убедительной. Заместитель директора Департамента корпоративного управления Д.В.СКРИПИЧНИКОВ 25 мая 2010 г. N Д06-1581 |