ОБ ОТСУТСТВИИ НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АНТИКРИЗИСНЫХ ЦЕНТРОВ В ФОРМЕ АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В ЦЕЛЯХ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ И ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИНИМАЕМЫХ ИМИ РЕШЕНИЙ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 25.05.10 Д06-1581

           ОБ ОТСУТСТВИИ НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ В СУБЪЕКТАХ
    РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АНТИКРИЗИСНЫХ ЦЕНТРОВ В ФОРМЕ АВТОНОМНЫХ
      УЧРЕЖДЕНИЙ В ЦЕЛЯХ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
     АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ И ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИНИМАЕМЫХ ИМИ РЕШЕНИЙ

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                            25 мая 2010 г.
                              N Д06-1581

                                 (Д)

     Департамент корпоративного управления  Минэкономразвития  России,
рассмотрев  письмо  по  вопросу  обеспечения  экспертизы   принимаемых
арбитражными управляющими решений и создания антикризисных  центров  в
субъектах  Российской  Федерации  в  форме  автономных  учреждений,  в
пределах своей компетенции сообщает следующее.
     В  соответствии  с  Положением  о   Министерстве   экономического
развития    Российской    Федерации,    утвержденным    Постановлением
Правительства   Российской   Федерации   от    05.06.2008    N    437,
Минэкономразвития России является федеральным  органом  исполнительной
власти,  уполномоченным   Правительством   Российской   Федерации   на
осуществление  функций  по  выработке   государственной   политики   и
нормативно-правовому   регулированию   в    сфере    несостоятельности
(банкротства) и финансового оздоровления.
     При этом указанным Постановлением к компетенции Минэкономразвития
России не  отнесены  функции  по  контролю  за  реализацией  процедур,
применяемых  в  деле  о  банкротстве,  включая  процедуры  финансового
оздоровления и внешнего управления.
     В соответствии со ст. 20  Федерального  закона  от  26.10.2002  N
127-ФЗ  "О  несостоятельности  (банкротстве)"   (далее   -   Закон   о
несостоятельности)  арбитражным   управляющим   признается   гражданин
Российской Федерации,  являющийся  членом  одной  из  саморегулируемых
организаций арбитражных управляющих.
     Согласно  п.  2  указанной  статьи  саморегулируемая  организация
арбитражных управляющих устанавливает обязательные условия членства  в
этой  организации,  в  том  числе  наличие  высшего  профессионального
образования, стажа работы на руководящих  должностях  и  стажировки  в
качестве  помощника   арбитражного   управляющего,   а   также   сдача
теоретического   экзамена   по   программе   подготовки    арбитражных
управляющих.
     Следует отметить, что  Единая  программа  подготовки  арбитражных
управляющих,  утвержденная  Приказом   Минэкономразвития   России   от
10.12.2009 N 517, предусматривает  изучение  широкого  круга  вопросов
нормативно-правового   регулирования   в    сфере    несостоятельности
(банкротства),  в  том  числе  в  отношении   осуществления   процедур
финансового оздоровления и внешнего  управления.  Указанная  Программа
также    предусматривает    изучение     вопросов     налогообложения,
бухгалтерского   учета,   финансового   анализа   и   планирования   в
деятельности арбитражного управляющего.
     Организация и проведение теоретического  экзамена  осуществляются
комиссиями, в состав которых включаются  специалисты,  имеющие  ученую
степень в области экономики  или  юриспруденции,  либо  не  менее  чем
трехлетний опыт работы в  сфере  антикризисного  управления,  а  также
государственные служащие. При  этом  в  соответствии  с  п.  7  Правил
проведения  и  сдачи  теоретического  экзамена  по  единой   программе
подготовки  арбитражных   управляющих,   утвержденных   Постановлением
Правительства  Российской  Федерации  от  28.05.2003  N  308,  успешно
сдавшим теоретический экзамен считается лицо, ответы которого  минимум
на 80 процентов вопросов экзаменационного билета комиссия оценила  как
правильные.
     В  этой  связи  выводы  о  направленности   действующей   системы
подготовки арбитражных  управляющих  в  основном  на  цели  проведения
ликвидационной процедуры, а также обобщенные выводы  об  отсутствии  у
арбитражных   управляющих   необходимых    знаний    для    проведения
реабилитационных процедур банкротства представляются необоснованными.
     Необходимо  также  отметить,  что  п.  1  ст.   20.3   Закона   о
несостоятельности предусмотрена  возможность  привлечения  арбитражным
управляющим  для  обеспечения  возложенных  на  него  обязанностей  на
договорной основе иных лиц с оплатой их деятельности за  счет  средств
должника.
     Соответствующие   лица   могут   быть   привлечены    арбитражным
управляющим,  например,  в  случае  необходимости  использования   при
принятии решений специальных знаний и навыков в определенной сфере.
     Пунктами 2  и  4  вышеуказанной  статьи  установлена  обязанность
арбитражного управляющего разумно и обоснованно осуществлять  расходы,
связанные с исполнением возложенных на  него  обязанностей  в  деле  о
банкротстве,  и  действовать  добросовестно  и  разумно  в   интересах
должника,  кредиторов  и  общества.  При  этом  ст.  20.4   Закона   о
несостоятельности   для    арбитражного    управляющего    установлена
ответственность   за   неисполнение   или   ненадлежащее    исполнение
возложенных на него обязанностей.
     Кроме того, согласно п.  2  ст.  22  Закона  о  несостоятельности
саморегулируемая   организация   арбитражных    управляющих    обязана
контролировать профессиональную деятельность  членов  саморегулируемой
организации в  части  соблюдения  требований  настоящего  Федерального
закона, других федеральных законов, иных  нормативных  правовых  актов
Российской Федерации,  федеральных  стандартов,  стандартов  и  правил
профессиональной деятельности.
     С   учетом   изложенного,   а   также   принимая   во    внимание
неопределенность   правового   статуса,   компетенции   и   источников
финансирования деятельности соответствующих учреждений, аргументация в
пользу  необходимости  создания  в  субъектах   Российской   Федерации
антикризисных  центров  в  форме   автономных   учреждений   в   целях
методического  обеспечения  деятельности  арбитражных  управляющих   и
экспертизы  принимаемых  ими  решений  не  представляется   достаточно
убедительной.

Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
                                                      Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
25 мая 2010 г.
N Д06-1581