О ПОРЯДКЕ ВЫКУПА НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ ДЛЯ ЖИЛИЩНОГО ИЛИ ИНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 25.05.10 Д23-1914

            О ПОРЯДКЕ ВЫКУПА НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ
          СОБСТВЕННОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРЕДНАЗНАЧЕННЫХ
                ДЛЯ ЖИЛИЩНОГО ИЛИ ИНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                            25 мая 2010 г.
                              N Д23-1914

                                 (Д)

     Департамент  недвижимости  Минэкономразвития  России   рассмотрел
обращение   по   вопросу   выкупа   находящихся   в    государственной
собственности  земельных  участков  и  в  пределах  своей  компетенции
сообщает.
     Согласно п. 5 ст. 30.2 Земельного  кодекса  Российской  Федерации
(далее   -   Земельный   кодекс)   арендатор    земельного    участка,
предоставленного для  его  комплексного  освоения  в  целях  жилищного
строительства, после утверждения в установленном порядке  документации
по  планировке  территории  и  государственного   кадастрового   учета
земельных   участков,   предназначенных   для   жилищного   и    иного
строительства в соответствии с видами  разрешенного  использования,  в
границах   ранее    предоставленного    земельного    участка    имеет
исключительное право, если иное не предусмотрено федеральным  законом,
приобрести указанные земельные участки в собственность или в аренду.
     Порядок организации и проведения аукционов по  продаже  права  на
заключение договоров аренды земельных участков из земель,  находящихся
в государственной или муниципальной собственности, для их комплексного
освоения  в  целях  жилищного  строительства  определяется  ст.   38.2
Земельного кодекса.
     Согласно пп.  3  п.  2  ст.  38.2  Земельного  кодекса  одним  из
обязательных условий проведения аукциона, указываемых  в  извещении  о
проведении  аукциона,  является  цена   выкупа   земельных   участков,
указанных в п. 5 ст. 30.2 Земельного  кодекса  и  предназначенных  для
жилищного и иного строительства.
     При этом Земельным кодексом  не  установлен  порядок  определения
цены выкупа указанных земельных участков.
     Как следует из письма, в извещении о проведении аукциона не  была
установлена    конкретная    цена    выкупа    земельного     участка,
предназначенного для жилищного или иного строительства, а указано, что
цена выкупа земельных участков, предназначенных для жилищного и  иного
строительства в  соответствии  с  видами  разрешенного  использования,
устанавливается  в  соответствии  с  действующим  на  момент  принятия
решения о выкупе законодательством.
     Согласно ст. 8 Федерального закона от  29.07.1998  N  135-ФЗ  "Об
оценочной деятельности в  Российской  Федерации"  (далее  -  Закон  об
оценочной деятельности) проведение  оценки  объектов  оценки  является
обязательным  в  случае   вовлечения   в   сделку   объектов   оценки,
принадлежащих полностью или частично Российской  Федерации,  субъектам
Российской Федерации либо муниципальным образованиям, в том числе  при
продаже или ином отчуждении объектов оценки, принадлежащих  Российской
Федерации,   субъектам   Российской   Федерации   или    муниципальным
образованиям.
     На основании изложенного, по мнению  Департамента,  целесообразно
устанавливать   цену   выкупа    арендатором    земельного    участка,
предоставленного для  его  комплексного  освоения  в  целях  жилищного
строительства, в соответствии с Законом об оценочной деятельности.
     В отношении выкупа земельных участков  необходимо  отметить,  что
согласно п.  8  ст.  22  Земельного  кодекса  при  продаже  земельного
участка,   находящегося   в    государственной    или    муниципальной
собственности,   арендатор   данного    земельного    участка    имеет
преимущественное  право   его   покупки   в   порядке,   установленном
гражданским законодательством для случаев продажи доли в  праве  общей
собственности   постороннему    лицу,    за    исключением    случаев,
предусмотренных п. 1 ст. 36 Земельного кодекса.
     С учетом того, что арендованный земельный участок, находящийся  в
государственной  или  муниципальной  собственности,  не   может   быть
выставлен на торги  (ст.  ст.  38,  38.1,  38.2  Земельного  кодекса),
преимущественное право арендатора земельного участка  на  его  покупку
фактически является исключительным правом и может быть  реализовано  в
порядке,  предусмотренном  заключенным  договором  аренды.  В   случае
отсутствия в договоре  аренды  положений  о  цене  продажи  земельного
участка  арендатору  земельный  участок  подлежит  продаже  на   общих
основаниях, то есть по рыночной цене.
     Право на  выкуп  земельного  участка  у  арендатора  возникает  с
момента вступления в силу договора аренды, если  договором  аренды  не
предусмотрено иное. При этом наличие  решения  органа  государственной
власти или органа местного самоуправления о продаже данного земельного
участка в данном случае не требуется.

Заместитель директора
Департамента недвижимости
                                                           М.В.БОЧАРОВ
25 мая 2010 г.
N Д23-1914