О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ВЫКУПЕ АКЦИЙ ОАО В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 84.8 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.12.1995 N 208-ФЗ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 24.05.10 Д06-1561

         О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ВЫКУПЕ АКЦИЙ ОАО В СООТВЕТСТВИИ СО
         СТ. 84.8 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.12.1995 N 208-ФЗ

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                            24 мая 2010 г.
                              N Д06-1561

                                 (Д)

     Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России  в
пределах своей компетенции рассмотрел обращение о выкупе акций  ОАО  в
соответствии со ст. 84.8 Федерального закона от  26.12.1995  N  208-ФЗ
(далее - Закон об АО).
     В обращении содержится просьба  изменить  правовое  регулирование
процедуры принудительного выкупа, предусмотренное ст. 84.8  Закона  об
АО.
     В  соответствии  с  Положением  о   Министерстве   экономического
развития    Российской    Федерации,    утвержденным    Постановлением
Правительства Российской  Федерации  от  05.06.2008  N  437  (далее  -
Положение),  Минэкономразвития  России  является  федеральным  органом
исполнительной  власти,   осуществляющим   выработку   государственной
политики  и  нормативно-правовое  регулирование  в  отнесенных  к  его
ведению  сферах  деятельности.  Вместе  с   тем   согласно   Положению
Министерство не вправе осуществлять толкование норм законодательства и
осуществлять контрольно-надзорные мероприятия в  отношении  участников
гражданского оборота и органов государственной власти.
     В связи с  этим  Департамент  может  высказать  лишь  позицию  по
вопросам, изложенным в обращении, не обязательную для правоприменения.
     В  отношении  конституционности  осуществленного  принудительного
выкупа акций сообщаем.
     Вопрос о гарантиях и  защите  прав  миноритарных  акционеров  при
осуществлении принудительного выкупа  являлся  предметом  рассмотрения
Конституционного Суда Российской Федерации (далее - КС РФ).
     В соответствии с п. 5 Определения КС РФ от 03.07.2007  N  681-О-П
предусмотренное ст. 84.8 Закона  об  АО  ограничение  прав  владельцев
выкупаемых ценных бумаг преследует законную цель достижения общего для
открытого  акционерного  общества   интереса,   содержанием   которого
является эффективное управление обществом. Исходя из  логики  развития
корпоративного  законодательства,   потребностей   правовой   политики
законодатель вправе на основе оценки значимости конкурирующих законных
интересов  преобладающих   акционеров   и   владельцев   принудительно
выкупаемых  акций   отдать   предпочтение   интересам   преобладающего
акционера в случаях, когда общее малое  количество  выкупаемых  акций,
принадлежащих  миноритарным  акционерам,  не   позволяющее   им   даже
совместно оказывать какое-либо влияние на управление обществом,  в  то
же время не исключает возможности неодобрения ими сделок, в заключении
которых  заинтересованы  общество,  преобладающий   акционер   и   его
аффилированные лица.  Иначе  существенный  дисбаланс  в  объеме  прав,
обязанностей  и  ответственности  преобладающего  акционера,  с  одной
стороны, и остальных  акционеров  -  с  другой,  приводит  к  снижению
эффективности управления обществом.
     Положения  ст.  84.8  Закона  об  АО  являются,  таким   образом,
соразмерным ограничением  прав  миноритарных  акционеров  и  не  могут
расцениваться  как  нарушающие  права  акционеров,  поскольку   право,
предоставленное ими преобладающему акционеру, обеспечивает  не  только
его частный интерес, но одновременно и публичный  интерес  в  развитии
акционерного общества в целом.
     Необходимо, однако,  отметить,  что  согласно  п.  6  Определения
конституционность, а следовательно,  и  правомерность  принудительного
выкупа поставлена Судом в зависимость от  наличия  в  законодательстве
эффективных механизмов защиты  прав  миноритарных  акционеров,  в  том
числе осуществления  всестороннего  судебного  контроля  за  указанной
процедурой, который в  силу  правовой  позиции  Конституционного  Суда
Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24.02.2004 N  3-П,
подразумевает как  оценку  правильности  определения  цены  выкупаемых
акций и наличия убытков у истца, причиненных в связи с ненадлежащим ее
определением, так и исследование связанных  с  принудительным  выкупом
или возникновением права на  такой  выкуп  фактических  обстоятельств,
могущих свидетельствовать о существенном нарушении  требований  закона
или о злоупотреблении правами и влиять  на  установление  справедливой
цены за выкупаемые акции.
     Аналогичные   условия   правомерности   принудительного    выкупа
предусмотрены и  в  зарубежных  правопорядках  (например,  Европейская
Директива о поглощениях и принятые  на  ее  основании  законодательные
акты государств - членов Европейского союза).
     Следует отметить, что  согласно  п.  4  ст.  84.8  Закона  об  АО
владелец ценных бумаг, не  согласившийся  с  ценой  выкупаемых  ценных
бумаг, вправе обратиться  в  арбитражный  суд  с  иском  о  возмещении
убытков,  причиненных  в  связи  с  ненадлежащим   определением   цены
выкупаемых ценных бумаг. Указанный иск может быть предъявлен в течение
шести месяцев со дня,  когда  такой  владелец  ценных  бумаг  узнал  о
списании с его лицевого счета (счета депо) выкупаемых ценных бумаг.
     Практика применения норм о принудительном  выкупе  акций  в  ряде
случаев   действительно   показывает    недостаточную    эффективность
механизмов защиты прав миноритарных акционеров (в случае неправильного
определения  цены   акций,   совершения   принудительного   выкупа   с
нарушениями Закона об АО и др.). Это,  однако,  свидетельствует  не  о
необходимости отмены правила о принудительном выкупе, а о  потребности
в   совершенствовании    правового    регулирования    компенсационных
механизмов.
     Соответствующие  мероприятия  предусмотрены  разработанной   ФСФР
России концепцией  законопроекта,  в  рамках  которого  предполагаются
ужесточение    требований    к    субъекту,    приобретающему    право
принудительного  выкупа  акций,   совершенствование   системы   оценки
выкупаемых   акций,   создание   эффективной   системы   контроля   за
осуществлением принудительного выкупа.

Заместитель директора
Департамента корпоративного управления
                                                           Р.А.КОКОРЕВ
24 мая 2010 г.
N Д06-1561