ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ТОРГАХ, ИСПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЯМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21.07.2005 N 94-ФЗ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 9 июня 2010 г. N Д22-800 (Д) Департамент развития конкуренции рассмотрел обращение по вопросу обеспечения заявок на участие в торгах, исполнения государственного контракта и сообщает свое мнение. Закупка товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон). Положениями Закона предусмотрена возможность установления со стороны заказчика требования: - о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или аукционе. Размер данного обеспечения может устанавливаться в пределах до пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) (ч. 4 ст. 20 и ч. 5 ст. 32 Закона); - обеспечения исполнения государственного (муниципального) контракта. Размер обеспечения может устанавливаться в пределах до тридцати процентов от начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). В случае если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчики обязаны устанавливать требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или в случае, если размер аванса превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, в размере, не превышающем на двадцать процентов размер аванса, но не менее чем размер аванса (п. 15.2 ч. 4 ст. 22 и п. 9 ч. 4 ст. 34 Закона). Указанные защитные механизмы, предусмотренные Законом, установлены в целях защиты интересов государственных и муниципальных заказчиков, а также расходуемых ими бюджетных средств от недобросовестных участников размещения заказов и от рисков, связанных с действиями недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Статьей 15 Закона предусмотрена возможность проведения заказчиками специальных процедур размещения заказа, участниками которых могут быть только субъекты малого предпринимательства. В соответствии с указанной статьей государственные заказчики, за исключением случаев размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства, и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты, а государственные заказчики в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд обороны страны и безопасности государства вправе осуществлять такое размещение заказов. При этом в извещении о проведении торгов либо запроса котировок должна содержаться информация об участии субъектов малого предпринимательства в указанных процедурах размещения заказов. Заявки, поданные участниками размещения заказов, не являющимися субъектами малого предпринимательства, подлежат отклонению. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2009 N 237 утверждены предельная начальная (максимальная) цена контрактов (15 млн руб.) и Перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства путем проведения соответствующих торгов, запросов котировок. В целях поддержки субъектов малого предпринимательства к процедурам размещения заказов для государственных и муниципальных нужд, в том числе к открытым аукционам в электронной форме, Минэкономразвития России разработало и внесло (Письмо от 13.03.2010 N 3618-ЭН/Д22) в Правительство Российской Федерации законопроект, в соответствии с которым предусмотрен сниженный с 5% до 2% от начальной (максимальной) цены контракта предельный размер обеспечения заявки на участие в торгах, который может применить заказчик при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд, проводимых среди субъектов малого предпринимательства согласно ст. 15 Закона N 94-ФЗ. Установление сниженного предельного размера обеспечения заявки на участие в торгах призвано повысить уровень участия субъектов малого предпринимательства в государственных и муниципальных закупках через упрощение доступа к процедурам размещения заказов для государственных и муниципальных нужд. Заместитель директора Департамента развития конкуренции А.Т.КАТАМАДЗЕ 9 июня 2010 г. N Д22-800 |