В 2006 Г. АВТОМОБИЛЬ С ТОВАРОМ ОРГАНИЗАЦИИ - ПИЩЕВЫМИ ДОБАВКАМИ ПОПАЛ В ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ, В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧЕГО ТОВАР ПРИШЕЛ В НЕГОДНОСТЬ. ВИНОВНЫМ В ДТП ПРИЗНАН ВОДИТЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ. ТОВАР ПЕРЕВОЗИЛСЯ ДВУМЯ ПАРТИЯМИ, ОДНА ИЗ КОТОРЫХ БЫЛА ЗАСТРАХОВАНА ОТ РИСКОВ ПРИ ТРАНСПОРТИРОВКЕ. СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ ОТКАЗАЛАСЬ ПРОИЗВОДИТЬ СТРАХОВУЮ ВЫПЛАТУ ПО СЛУЧАЮ ГИБЕЛИ ТОВАРА. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТИЛАСЬ В СУД С ИСКОМ К СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ О ВЫПЛАТЕ СТРАХОВОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ. СУД УДОВЛЕТВОРИЛ ИСК И ОБЯЗАЛ СТРАХОВУЮ КОМПАНИЮ ВОЗМЕСТИТЬ ПОТЕРИ ОРГАНИЗАЦИИ. ОДНАКО СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ НЕ ИСПОЛНИЛА РЕШЕНИЕ СУДА. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТИЛАСЬ В СЛУЖБУ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ С ПРОСЬБОЙ О ВОЗБУЖДЕНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА ПО РЕЗУЛЬТАТАМ РАБОТЫ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ В МАЕ 2010 Г. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛУЧИЛА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ ОКОНЧАНИИ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА В СВЯЗИ С НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ ВЗЫСКАНИЯ. В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ НА СУБСЧЕТЕ 76-2 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧИТЫВАЕТ СУММЫ ПОТЕРЬ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ДТП: СТОИМОСТЬ ТОВАРА; СУММУ УПЛАЧЕННОГО ЗА ТОВАР НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ; ПРОЧИЕ РАСХОДЫ ПО ДТП ВПРАВЕ ЛИ ОРГАНИЗАЦИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ОТНЕСТИ НА ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ (СТ. 265 НК РФ) СУММУ ПОТЕРЬ ОТ ГИБЕЛИ КАК ЗАСТРАХОВАННОЙ, ТАК И НЕЗАСТРАХОВАННОЙ ПАРТИИ ТОВАРА? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 14 октября 2010 г. N 03-03-06/1/648 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета расходов в виде суммы потерь от гибели товара для целей налогообложения прибыли организаций и сообщает следующее. Исходя из текста обращения, перевозившийся водителем организации товар, часть которого была застрахована, пришел в негодность в результате дорожно-транспортного происшествия. После отказа страховой компании производить страховую выплату суд удовлетворил иск организации к страховой компании о взыскании страхового возмещения. Относительно части товара, которая была застрахована, сообщаем следующее. Страховое возмещение, полученное страхователем или выгодоприобретателем по договору добровольного имущественного страхования при наступлении страхового случая, включается в состав внереализационных доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. Доходы в виде страхового возмещения учитываются на основании абз. 1 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) как прочие внереализационные доходы, прямо не поименованные в указанной статье. На основании п. 1 ст. 272 НК РФ для организаций, применяющих метод начисления, расходы принимаются в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты. При этом, по мнению Департамента, налогоплательщик вправе включить в состав внереализационных расходов сумму потерь от гибели застрахованной партии товара в результате дорожно-транспортного происшествия при условии надлежащего документального подтверждения указанных убытков. Относительно незастрахованной части товара. Согласно ст. 238 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) работник обязан возместить работодателю прямой действительный ущерб. Под прямым действительным ущербом признается реальное уменьшение или ухудшение состояния наличного имущества работодателя, а также необходимость для работодателя произвести затраты на восстановление имущества. На основании положений ст. ст. 241, 242 ТК РФ работник несет материальную ответственность в размере своего среднего месячного заработка или полную материальную ответственность. Порядок взыскания ущерба с работника определен гл. 39 "Материальная ответственность работника" ТК РФ. Таким образом, по мнению Департамента, расходы в виде суммы потерь от гибели незастрахованной части товара могут быть учтены в составе внереализационных расходов при условии взыскания с работника суммы причиненного ущерба в порядке, предусмотренном гл. 39 ТК РФ. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации и не препятствует руководствоваться нормами законодательства Российской Федерации в понимании, отличающемся от позиции, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 14 октября 2010 г. N 03-03-06/1/648 |