В СООТВЕТСТВИИ СО СТ. 325 ТК РФ, СТ. 33 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 19.02.1993 N 4520-1 "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ ДЛЯ ЛИЦ, РАБОТАЮЩИХ И ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ" И ПОЛОЖЕНИЯМИ КОЛЛЕКТИВНОГО ДОГОВОРА ОРГАНИЗАЦИИ ЛИЦА, РАБОТАЮЩИЕ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ, ИМЕЮТ ПРАВО НА ОПЛАЧИВАЕМЫЙ ОДИН РАЗ В ДВА ГОДА ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ РАБОТОДАТЕЛЯ ПРОЕЗД К МЕСТУ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТПУСКА В ПРЕДЕЛАХ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБРАТНО ЛЮБЫМ ВИДОМ ТРАНСПОРТА. В СООТВЕТСТВИИ С РАЗЪЯСНЕНИЯМИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ (ПИСЬМО ОТ 23.03.2009 N 03-03-06/1/183, ПИСЬМО ОТ 12.04.2010 N 03-03-06/2/72) "В СЛУЧАЕ ПОЕЗДКИ ЗА ПРЕДЕЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВОЗДУШНЫМ ТРАНСПОРТОМ БЕЗ ПОСАДКИ В БЛИЖАЙШЕМ К МЕСТУ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АЭРОПОРТУ РАБОТНИКОМ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ СПРАВКА О СТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ПО ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВКЛЮЧЕННОЙ В СТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗОЧНОГО ДОКУМЕНТА (БИЛЕТА), ВЫДАННАЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ". АГЕНТСТВА ВОЗДУШНЫХ СООБЩЕНИЙ ПРЕДОСТАВЛЯЮТ СПРАВКУ О СТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ДО БЛИЖАЙШЕГО К МЕСТУ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ АЭРОПОРТА. ПРИ ЭТОМ СТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗКИ ПО ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СОГЛАСНО СПРАВКЕ, ВЫДАННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, В РЯДЕ СЛУЧАЕВ ПРЕВЫШАЕТ СТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗКИ ЗА ГРАНИЦУ - СОГЛАСНО БИЛЕТУ, ФАКТИЧЕСКИ ОПЛАЧЕННОМУ РАБОТНИКОМ В КАКОМ РАЗМЕРЕ ПРАВОМЕРНЫ ВКЛЮЧЕНИЕ В СОСТАВ РАСХОДОВ В ЦЕЛЯХ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ (СОГЛАСНО П. 7 СТ. 255 НК РФ) И ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ ОБЛОЖЕНИЯ НДФЛ ЗАТРАТ ОРГАНИЗАЦИИ НА ОПЛАТУ СТОИМОСТИ ПРОЕЗДА РАБОТНИКА, ВЫЕЗЖАЮЩЕГО ЗА ГРАНИЦУ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОТДЫХА, В ТОМ СЛУЧАЕ, ЕСЛИ СТОИМОСТЬ ПЕРЕВОЗКИ ДО БЛИЖАЙШЕГО К МЕСТУ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РФ АЭРОПОРТА НА ОСНОВАНИИ СПРАВКИ, ВЫДАННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, ПРЕВЫШАЕТ ФАКТИЧЕСКИЕ РАСХОДЫ РАБОТНИКА НА ОПЛАТУ ПЕРЕВОЗКИ ЗА ГРАНИЦУ СОГЛАСНО БИЛЕТУ: - В РАЗМЕРЕ СТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗКИ ДО БЛИЖАЙШЕГО К МЕСТУ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РФ АЭРОПОРТА НА ОСНОВАНИИ СПРАВКИ, ВЫДАННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ, БЕЗОТНОСИТЕЛЬНО К СТОИМОСТИ БИЛЕТА, ИЛИ - В РАЗМЕРЕ ФАКТИЧЕСКИХ РАСХОДОВ РАБОТНИКА НА ОПЛАТУ ПЕРЕВОЗКИ ЗА ГРАНИЦУ СОГЛАСНО БИЛЕТУ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 18 октября 2010 г. N 03-03-06/1/651 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета для целей налогообложения прибыли, а также обложения налогом на доходы физических лиц стоимости проезда к месту проведения отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и сообщает следующее. Статьей 325 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) установлено, что лица, работающие в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа. В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. Пунктом 7 ст. 255 Кодекса определено, что в целях налогообложения налогом на прибыль в состав расходов включаются расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством Российской Федерации, фактические расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством, - для организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, и в порядке, предусмотренном работодателем, - для иных организаций. Перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц, содержится в ст. 217 Кодекса. Положений, непосредственно предусматривающих освобождение от налогообложения сумм оплаты работодателем проезда к месту проведения отпуска и обратно лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ст. 217 Кодекса не содержит. Вместе с тем при рассмотрении данного вопроса, по нашему мнению, следует руководствоваться решениями судебных органов, предусматривающими освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц указанных выплат. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2008 N 455 "О порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей" в соответствии со ст. 325 Трудового кодекса утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и членов их семей (далее - Правила). Согласно абз. 3 п. 10 Правил в случае поездки за пределы Российской Федерации воздушным транспортом без посадки в ближайшем к месту пересечения государственной границы Российской Федерации аэропорту работником организации представляется справка о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета), выданная транспортной организацией. Учитывая, что для организаций, не финансируемых из федерального бюджета, отдельных законодательных актов, регламентирующих порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, не разработано, считаем, что такие организации могут руководствоваться положениями указанных выше Правил. В ст. 1 Закона Российской Федерации от 01.04.1993 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" содержится определение границы, в соответствии с которым Государственная граница Российской Федерации есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Следовательно, государственная территория Российской Федерации в данном случае заканчивается не в пункте пропуска аэропорта, а при пересечении воздушным судном вертикальной поверхности воздушного пространства, проходящей над линией государственной границы Российской Федерации. Таким образом, для подтверждения стоимости проезда в отпуск и обратно воздушным транспортом работнику необходимо запросить в авиакомпании справку о стоимости перевозки по территории Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (билета). Учитывая изложенное, в случае проведения работником отпуска за пределами Российской Федерации для целей налогообложения прибыли могут быть учтены расходы на приобретение перевозочного документа (авиабилета) в размере, указанном в справке о стоимости перевозки по территории Российской Федерации до места пересечения границы Российской Федерации, включенной в стоимость перевозочного документа (авиабилета), выданной транспортной организацией. Указанная сумма также освобождается от обложения налогом на доходы физических лиц. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 18 октября 2010 г. N 03-03-06/1/651 |