¦ ¦ ансамбля и оркестра, специфику ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ репетиционной работы по группам и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общих репетиций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+-----------------------------------------+--------------+--------------+-----------------------+---------------+ ¦ ¦ Оркестровые духовые и ударные ¦ ¦ ¦ МДК.01.01. ¦ ОК 1 - 9 ¦ ¦ ¦ инструменты ¦ ¦ ¦ Специальный класс ¦ ПК 1.1 - 1.8 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессионального модуля обучающийся ¦ ¦ ¦ МДК.01.02. ¦ ¦ ¦ ¦ должен: ¦ ¦ ¦ Ансамблевое ¦ ¦ ¦ ¦ иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ исполнительство ¦ ¦ ¦ ¦ чтения с листа музыкальных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ произведений разных жанров и форм в ¦ ¦ ¦ МДК.01.03. ¦ ¦ ¦ ¦ соответствии с программными ¦ ¦ ¦ Дирижирование, чтение ¦ ¦ ¦ ¦ требованиями; ¦ ¦ ¦ оркестровых партитур ¦ ¦ ¦ ¦ репетиционно-концертной работы в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ качестве солиста, концертмейстера в ¦ ¦ ¦ МДК.01.04. ¦ ¦ ¦ ¦ составе ансамбля, оркестра; ¦ ¦ ¦ Дополнительный ¦ ¦ ¦ ¦ исполнения партий в различных ¦ ¦ ¦ инструмент - ¦ ¦ ¦ ¦ камерно-инструментальных составах, в ¦ ¦ ¦ фортепиано ¦ ¦ ¦ ¦ оркестре; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ МДК.01.05. История ¦ ¦ ¦ ¦ читать с листа и транспонировать ¦ ¦ ¦ исполнительского ¦ ¦ ¦ ¦ музыкальные произведения; ¦ ¦ ¦ искусства, ¦ ¦ ¦ ¦ использовать технические навыки и ¦ ¦ ¦ инструментоведение, ¦ ¦ ¦ ¦ приемы, средства исполнительской ¦ ¦ ¦ изучение родственных ¦ ¦ ¦ ¦ выразительности для грамотной ¦ ¦ ¦ инструментов ¦ ¦ ¦ ¦ интерпретации нотного текста; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психофизиологически владеть собой в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессе репетиционной и концертной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать слуховой контроль для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления процессом исполнения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять теоретические знания в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исполнительской практике; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пользоваться специальной литературой; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ слышать все партии в ансамблях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различных составов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ согласовывать свои исполнительские ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ намерения и находить совместные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ художественные решения при работе в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ансамбле; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работать в составе различных видов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оркестров: симфонического оркестра, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ духового оркестра; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать практические навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дирижирования в работе с творческим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коллективом; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сольный репертуар, включающий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ произведения основных жанров (сонаты, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ концерты, вариации), виртуозные пьесы, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ этюды, инструментальные миниатюры; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ансамблевый репертуар для различных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ камерных составов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оркестровые сложности для данного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструмента; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ художественно-исполнительские ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможности инструмента; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные этапы истории и развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теории исполнительства на данном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструменте; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ закономерности развития выразительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и технических возможностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструмента; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выразительные и технические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможности родственных инструментов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ их роли в оркестре; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ базовый репертуар оркестровых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструментов и переложений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональную терминологию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности работы в качестве артиста ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ансамбля и оркестра, специфику ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ репетиционной работы по группам и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общих репетиций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+-----------------------------------------+--------------+--------------+-----------------------+---------------+ ¦ ¦ Инструменты народного оркестра ¦ ¦ ¦ МДК.01.01. ¦ ОК 1 - 9 ¦ ¦ ¦ В результате изучения профессионального ¦ ¦ ¦ Специальный ¦ ПК 1.1 - 1.8 ¦ ¦ ¦ модуля обучающийся должен: ¦ ¦ ¦ инструмент ¦ ¦ ¦ ¦ иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ чтения с листа музыкальных ¦ ¦ ¦ МДК.01.02. ¦ ¦ ¦ ¦ произведений разных жанров и форм в ¦ ¦ ¦ Ансамблевое ¦ ¦ ¦ ¦ соответствии с программными ¦ ¦ ¦ исполнительство ¦ ¦ ¦ ¦ требованиями; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ репетиционно-концертной работы в ¦ ¦ ¦ МДК.01.03. ¦ ¦ ¦ ¦ качестве солиста, в составе ансамбля, ¦ ¦ ¦ Концертмейстерский ¦ ¦ ¦ ¦ оркестра; ¦ ¦ ¦ класс ¦ ¦ ¦ ¦ исполнения партий в различных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ камерно-инструментальных составах, в ¦ ¦ ¦ МДК.01.04. ¦ ¦ ¦ ¦ оркестре; ¦ ¦ ¦ Дополнительный ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ инструмент - ¦ ¦ ¦ ¦ читать с листа и транспонировать ¦ ¦ ¦ фортепиано ¦ ¦ ¦ ¦ музыкальные произведения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать технические навыки и ¦ ¦ ¦ МДК.01.05. ¦ ¦ ¦ ¦ приемы, средства исполнительской ¦ ¦ ¦ Дирижирование и ¦ ¦ ¦ ¦ выразительности для грамотной ¦ ¦ ¦ чтение оркестровых ¦ ¦ ¦ ¦ интерпретации нотного текста; ¦ ¦ ¦ партитур ¦ ¦ ¦ ¦ психофизиологически владеть собой в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессе репетиционной и концертной ¦ ¦ ¦ МДК.01.06. История ¦ ¦ ¦ ¦ работы; ¦ ¦ ¦ исполнительского ¦ ¦ ¦ ¦ использовать слуховой контроль для ¦ ¦ ¦ искусства, ¦ ¦ ¦ ¦ управления процессом исполнения; ¦ ¦ ¦ инструментоведение, ¦ ¦ ¦ ¦ применять теоретические знания в ¦ ¦ ¦ изучение родственных ¦ ¦ ¦ ¦ исполнительской практике; ¦ ¦ ¦ инструментов ¦ ¦ ¦ ¦ пользоваться специальной литературой; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ слышать все партии в ансамблях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различных составов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ согласовывать свои исполнительские ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ намерения и находить совместные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ художественные решения при работе в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ансамбле; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать практические навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дирижирования в работе с творческим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коллективом; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работать в составе народного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оркестра; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сольный репертуар, включающий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ произведения основных жанров (сонаты, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ концерты, вариации), виртуозные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пьесы, этюды, инструментальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ миниатюры; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ансамблевый репертуар для различных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ составов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оркестровые сложности для данного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструмента; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ художественно-исполнительские ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможности инструмента; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные этапы истории и развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теории исполнительства на данном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструменте; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ закономерности развития выразительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и технических возможностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструмента; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выразительные и технические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможности родственных инструментов, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ их роли в оркестре; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ базовый репертуар оркестровых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструментов и переложений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональную терминологию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности работы в качестве артиста ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ансамбля и оркестра, специфику ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ репетиционной работы по группам и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общих репетиций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+-----------------------------------------+--------------+--------------+-----------------------+---------------+ ¦ ¦ Орган ¦ ¦ ¦ МДК.01.01. ¦ ОК 1 - 9 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ ¦ Специальный ¦ ПК 1.1 - 1.8 ¦ ¦ ¦ профессионального модуля обучающийся ¦ ¦ ¦ инструмент ¦ ¦ ¦ ¦ должен: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ МДК.01.02. ¦ ¦ ¦ ¦ чтения с листа музыкальных ¦ ¦ ¦ Ансамблевое ¦ ¦ ¦ ¦ произведений разных жанров и форм; ¦ ¦ ¦ исполнительство ¦ ¦ ¦ ¦ репетиционно-концертной работы в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ качестве солиста, концертмейстера, в ¦ ¦ ¦ МДК.01.03. ¦ ¦ ¦ ¦ составе камерного ансамбля; ¦ ¦ ¦ Концертмейстерский ¦ ¦ ¦ ¦ исполнения партий в различных ¦ ¦ ¦ класс и генерал-бас ¦ ¦ ¦ ¦ камерно-инструментальных составах; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сочинения и импровизации; ¦ ¦ ¦ МДК.01.04. История ¦ ¦ ¦ ¦ расшифровки генерал-баса эпохи ¦ ¦ ¦ исполнительского ¦ ¦ ¦ ¦ барокко; ¦ ¦ ¦ искусства, устройство ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ клавишных ¦ ¦ ¦ ¦ читать с листа и транспонировать ¦ ¦ ¦ инструментов ¦ ¦ ¦ ¦ музыкальные произведения в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствии с программными ¦ ¦ ¦ МДК.01.05. Основы ¦ ¦ ¦ ¦ требованиями; ¦ ¦ ¦ композиции, ¦ ¦ ¦ ¦ использовать технические навыки и ¦ ¦ ¦ инструментоведение, ¦ ¦ ¦ ¦ приемы, средства исполнительской ¦ ¦ ¦ дополнительный ¦ ¦ ¦ ¦ выразительности для грамотной ¦ ¦ ¦ инструмент ¦ ¦ ¦ ¦ интерпретации нотного текста; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психофизиологически владеть собой в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ процессе репетиционной и концертной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать слуховой контроль для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления процессом исполнения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять теоретические знания в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исполнительской практике; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять концертмейстерские навыки в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ репетиционной и концертной работе; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пользоваться специальной литературой; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ слышать все партии в ансамблях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различных составов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ согласовывать свои исполнительские ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ намерения и находить совместные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ художественные решения при работе в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ансамбле; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ играть по цифровке сочинения эпохи ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ барокко; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сольный репертуар, включающий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ произведения основных жанров (сонаты, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ концерты, вариации), виртуозные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пьесы, этюды, инструментальные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ миниатюры; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ансамблевый репертуар для различных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ камерных составов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оркестровые сложности для данного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструмента; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ художественно-исполнительские ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможности инструмента; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные этапы истории и развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ теории исполнительства на данном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструменте; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ закономерности развития выразительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и технических возможностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструмента; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональную терминологию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности работы в качестве артиста ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ансамбля и оркестра, специфику ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ репетиционной работы по группам и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общих репетиций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+-----------------------------------------+--------------+--------------+-----------------------+---------------+ ¦ ¦ Национальные инструменты народов ¦ ¦ ¦ МДК.01.01. ¦ ОК 1 - 9 ¦ ¦ ¦ России ¦ ¦ ¦ Специальный ¦ ПК 1.1 - 1.8 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ ¦ инструмент ¦ ¦ ¦ ¦ профессионального модуля обучающийся ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ должен: ¦ ¦ ¦ МДК.01.02. ¦ ¦ ¦ ¦ иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ Ансамблевое ¦ ¦ ¦ ¦ чтения с листа музыкальных ¦ ¦ ¦ исполнительство ¦ ¦ ¦ ¦ произведений разных жанров и форм в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ соответствии с программными ¦ ¦ ¦ МДК.01.03. ¦ ¦ ¦ ¦ требованиями; ¦ ¦ ¦ Концертмейстерский ¦ ¦ ¦ ¦ репетиционно-концертной работы в ¦ ¦ ¦ класс ¦ ¦ ¦ ¦ качестве солиста, в составе ансамбля, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оркестра; ¦ ¦ ¦ МДК.01.04. ¦ ¦ ¦ ¦ исполнения партий в различных ¦ ¦ ¦ Дополнительный ¦ ¦ ¦ ¦ камерно-инструментальных составах, в ¦ ¦ ¦ инструмент - ¦ ¦ ¦ ¦ оркестре; ¦ ¦ ¦ фортепиано ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ читать с листа и транспонировать ¦ ¦ ¦ МДК.01.05. ¦ ¦ ¦ ¦ музыкальные произведения в ¦ ¦ ¦ Дирижирование и ¦ ¦ ¦ ¦ соответствии с программными ¦ ¦ ¦ чтение оркестровых ¦ ¦ ¦ ¦ требованиями; ¦ ¦ ¦ партитур ¦ ¦ ¦ ¦ использовать технические навыки и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ приемы, средства исполнительской ¦ ¦ ¦ МДК.01.06. История ¦ ¦ ¦ ¦ выразительности для грамотной ¦ ¦ ¦ исполнительского ¦ ¦ ¦ ¦ интерпретации нотного текста; ¦ ¦ ¦ искусства, ¦ ¦ ¦ ¦ психофизиологически владеть собой в ¦ ¦ ¦ инструментоведение, ¦ ¦ ¦ ¦ процессе репетиционной и концертной ¦ ¦ ¦ изучение родственных ¦ ¦ ¦ ¦ работы; ¦ ¦ ¦ инструментов ¦ ¦ ¦ ¦ использовать слуховой контроль для ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ управления процессом исполнения; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ применять теоретические знания в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исполнительской практике; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пользоваться специальной литературой; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ слышать все партии в ансамблях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ различных составов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ согласовывать свои исполнительские ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ намерения и находить совместные ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ художественные решения при работе в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ансамбле; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работать в составе народного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оркестра; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать практические навыки ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дирижирования в работе с творческим ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ коллективом; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ сольный репертуар, включающий ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ произведения основных жанров ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ национальной музыки; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ансамблевый репертуар для различных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ составов; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ оркестровые сложности для данного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструмента; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ художественно-исполнительские ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможности инструмента; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные этапы истории ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исполнительства на данном ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструменте; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ закономерности развития выразительных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и технических возможностей ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструмента; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ выразительные и технические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ возможности родственных инструментов ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ их роли в оркестре; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ базовый репертуар оркестровых ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструментов и переложений; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональную терминологию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ особенности работы в качестве артиста ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ансамбля и оркестра, специфику ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ репетиционной работы по группам и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общих репетиций ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+-----------------------------------------+--------------+--------------+-----------------------+---------------+ ¦ ПМ.02 ¦ Педагогическая деятельность ¦ ¦ ¦ МДК.02.01. ¦ ОК 1 - 9 ¦ ¦ ¦ В результате изучения ¦ ¦ ¦ Педагогические основы ¦ ПК 2.1 - 2.8 ¦ ¦ ¦ профессионального модуля обучающийся ¦ ¦ ¦ преподавания ¦ ¦ ¦ ¦ должен: ¦ ¦ ¦ творческих дисциплин ¦ ¦ ¦ ¦ иметь практический опыт: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации образовательного процесса ¦ ¦ ¦ МДК.02.02. ¦ ¦ ¦ ¦ с учетом базовых основ педагогики; ¦ ¦ ¦ Учебно-методическое ¦ ¦ ¦ ¦ организации обучения игре на ¦ ¦ ¦ обеспечение учебного ¦ ¦ ¦ ¦ инструменте с учетом возраста и ¦ ¦ ¦ процесса ¦ ¦ ¦ ¦ уровня подготовки обучающихся; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ организации индивидуальной ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ художественно-творческой работы с ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ детьми с учетом возрастных и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ личностных особенностей; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ уметь: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ делать педагогический анализ ситуации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в исполнительском классе; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ использовать теоретические сведения о ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ личности и межличностных отношениях в ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ педагогической деятельности; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ пользоваться специальной литературой; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ делать подбор репертуара с учетом ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ индивидуальных особенностей ученика; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ знать: ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основы теории воспитания и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образования; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ психолого-педагогические особенности ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы с детьми дошкольного и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ школьного возраста; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ требования к личности педагога; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ основные исторические этапы развития ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ музыкального образования в России и ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ за рубежом; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ творческие и педагогические ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исполнительские школы; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ современные методики обучения игре на ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструменте; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ педагогический репертуар детских ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ музыкальных школ и детских школ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ искусств; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ профессиональную терминологию; ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ порядок ведения учебной документации ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ в учреждениях дополнительного ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ образования детей, ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ общеобразовательных учреждениях ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+-----------------------------------------+--------------+--------------+-----------------------+---------------+ ¦ ¦ Вариативная часть циклов ОПОП ¦ 864 ¦ 576 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (определяется образовательным ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ учреждением) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+-----------------------------------------+--------------+--------------+-----------------------+---------------+ ¦ УП.00 ¦ Учебная практика ¦ 1026 ¦ 684 ¦ ¦ ¦ +-----------+-----------------------------------------+--------------+--------------+-----------------------+---------------+ ¦ ¦ Фортепиано ¦ ¦ ¦ УП.01. ¦ ОК 1 - 9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Концертмейстерская ¦ ПК 1.1 - 2.8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подготовка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ УП.02. Фортепианный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дуэт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ УП.03. Чтение с листа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и транспозиция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ УП.04. Ансамблевое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исполнительство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ УП.05. Педагогическая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работа ¦ ¦ +-----------+-----------------------------------------+--------------+--------------+-----------------------+---------------+ ¦ ¦ Оркестровые струнные инструменты ¦ ¦ ¦ УП.01. Оркестр ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ УП.02. Педагогическая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работа ¦ ¦ +-----------+-----------------------------------------+--------------+--------------+-----------------------+---------------+ ¦ ¦ Оркестровые духовые и ударные ¦ ¦ ¦ УП.01. Оркестр ¦ ¦ ¦ ¦ инструменты ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ УП.02. Педагогическая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работа ¦ ¦ +-----------+-----------------------------------------+--------------+--------------+-----------------------+---------------+ ¦ ¦ Инструменты народного оркестра ¦ ¦ ¦ УП.01. Оркестр ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ УП.02. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Концертмейстерская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подготовка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ УП.03. Педагогическая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работа ¦ ¦ +-----------+-----------------------------------------+--------------+--------------+-----------------------+---------------+ ¦ ¦ Орган ¦ ¦ ¦ УП.01. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Концертмейстерская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подготовка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ УП.02. Фортепианный ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ дуэт ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ УП.03. Чтение с листа ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ и транспозиция ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ УП.04. Ансамблевое ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ исполнительство ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ УП.05. Педагогическая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работа ¦ ¦ +-----------+-----------------------------------------+--------------+--------------+-----------------------+---------------+ ¦ ¦ Национальные инструменты народов России ¦ ¦ ¦ УП.01. Оркестр ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ УП.02. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ Концертмейстерская ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ подготовка ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ УП.03. Педагогическая ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работа ¦ ¦ +-----------+-----------------------------------------+--------------+--------------+-----------------------+---------------+ ¦ ¦ Всего часов обучения по циклам ОПОП ¦ 5616 ¦ 3744 ¦ ¦ ¦ +-----------+-----------------------------------------+--------------+--------------+-----------------------+---------------+ ¦ ПП.00 ¦ Производственная практика ¦ 5 нед. ¦ 180 ¦ ¦ ОК 1 - 9 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 1.1 - 1.8 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ПК 2.1 - 2.8 ¦ +-----------+-----------------------------------------+--------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ПП.01 ¦ Исполнительская практика ¦ 4 нед. ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+-----------------------------------------+--------------+ ¦ ¦ ¦ ¦ ПП.02 ¦ Педагогическая практика ¦ 1 нед. ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+-----------------------------------------+--------------+--------------+-----------------------+ ¦ ¦ ПДП.00 ¦ Производственная практика ¦ 1 нед. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ (преддипломная) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+-----------------------------------------+--------------+--------------+-----------------------+---------------+ ¦ ПА.00 ¦ Промежуточная аттестация ¦ 13 нед. ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+-----------------------------------------+--------------+--------------+-----------------------+---------------+ ¦ ГИА.00 ¦ Государственная (итоговая) аттестация ¦ 4 нед. ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+-----------------------------------------+--------------+--------------+-----------------------+---------------+ ¦ ГИА.01 ¦ Подготовка выпускной квалификационной ¦ 1 нед. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+-----------------------------------------+--------------+--------------+-----------------------+---------------+ ¦ ГИА.02 ¦ Защита выпускной квалификационной ¦ 1 нед. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ работы (дипломная работа) - ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ "Исполнение сольной программы" ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+-----------------------------------------+--------------+--------------+-----------------------+---------------+ ¦ ГИА.03 ¦ Государственный экзамен (по видам ¦ 1 нед. ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ инструментов) ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ +-----------+-----------------------------------------+--------------+--------------+-----------------------+---------------+ ¦ ГИА.04 ¦ Государственный экзамен ¦ 1 нед. ¦ ¦ ¦ ¦ L-----------+-----------------------------------------+--------------+--------------+-----------------------+---------------- Таблица 3 Нормативный срок освоения ОПОП СПО углубленной подготовки при очной форме получения образования составляет 199 недель, в том числе: --------------------------------------------------------T--------------¬ ¦ Федеральный компонент среднего (полного) общего ¦ 39 нед. ¦ ¦ образования ¦ ¦ +-------------------------------------------------------+--------------+ ¦ Обучение по учебным циклам, в том числе учебная ¦ 104 нед. ¦ ¦ практика ¦ ¦ +-------------------------------------------------------+--------------+ ¦ Производственная практика (по профилю специальности) ¦ 5 нед. ¦ +-------------------------------------------------------+--------------+ ¦ Производственная практика (преддипломная) ¦ 1 нед. ¦ +-------------------------------------------------------+--------------+ ¦ Промежуточная аттестация ¦ 13 нед. ¦ +-------------------------------------------------------+--------------+ ¦ Государственная (итоговая) аттестация ¦ 4 нед. ¦ +-------------------------------------------------------+--------------+ ¦ Каникулярное время ¦ 33 нед. ¦ +-------------------------------------------------------+--------------+ ¦ Итого ¦ 199 нед. ¦ L-------------------------------------------------------+--------------- VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 7.1. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ОПОП СПО на основе примерной основной профессиональной образовательной программы, включающей в себя базисный учебный план и (или) примерные программы учебных дисциплин (модулей) по соответствующей специальности, с учетом потребностей регионального рынка труда. Перед началом разработки ОПОП образовательное учреждение должно определить ее специфику с учетом направленности на удовлетворение потребностей рынка труда и работодателей, конкретизировать конечные результаты обучения в виде компетенций, умений и знаний, приобретаемого практического опыта. Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится выпускник, должны определять содержание его образовательной программы, разрабатываемой образовательным учреждением совместно с заинтересованными работодателями. При формировании ОПОП образовательное учреждение: имеет право использовать объем времени, отведенный на вариативную часть циклов ОПОП, увеличивая при этом объем времени, отведенный на дисциплины и модули обязательной части, либо вводя новые дисциплины и модули в соответствии с потребностями работодателей и спецификой деятельности образовательного учреждения; обязано ежегодно обновлять основную профессиональную образовательную программу (в части состава дисциплин и профессиональных модулей, установленных учебным заведением в учебном плане, и (или) содержания рабочих программ учебных дисциплин и профессиональных модулей, программ учебной и производственной практик, методических материалов, обеспечивающих реализацию соответствующей образовательной технологии) с учетом запросов работодателей, особенностей развития культуры, науки, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных настоящим федеральным государственным образовательным стандартом; обязано в рабочих учебных программах всех дисциплин и профессиональных модулей четко формулировать требования к результатам их освоения: компетенциям, приобретаемому практическому опыту, знаниям и умениям; обязано обеспечивать эффективную самостоятельную работу обучающихся в сочетании с совершенствованием управления ею со стороны преподавателей; обязано обеспечить обучающимся возможность участвовать в формировании индивидуальной образовательной программы; обязано сформировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе творческих коллективов, общественных организаций, спортивных и творческих клубов; должно предусматривать, в целях реализации компетентностного подхода, использование в образовательном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов, групповых дискуссий) в сочетании с внеаудиторной работой для формирования и развития общих и профессиональных компетенций обучающихся. 7.2. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности: при формировании своей индивидуальной образовательной траектории обучающийся имеет право на перезачет соответствующих дисциплин и профессиональных модулей, освоенных в процессе предшествующего обучения (в том числе и в других образовательных учреждениях), который освобождает обучающегося от необходимости их повторного освоения; в целях воспитания и развития личности, достижения результатов при освоении основной профессиональной образовательной программы в части развития общих компетенций обучающиеся могут участвовать в развитии студенческого самоуправления, работе творческих коллективов, общественных организаций, спортивных и творческих клубов; обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные основной профессиональной образовательной программой; обучающимся должна быть предоставлена возможность оценивания содержания, организации и качества образовательного процесса. 7.3. Максимальный объем учебной нагрузки обучающегося составляет 54 академических часа в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной профессиональной образовательной программы. 7.4. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки при очной форме получения образования составляет 36 академических часов в неделю. 7.5. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 8 - 11 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период. 7.6. Дисциплина "Физическая культура" предусматривает еженедельно 2 часа обязательных аудиторных занятий и 2 часа самостоятельной учебной нагрузки (за счет различных форм внеаудиторных занятий в спортивных клубах, секциях). 7.7. Образовательное учреждение имеет право для подгрупп девушек использовать часть учебного времени дисциплины "Безопасность жизнедеятельности", отведенного на изучение основ военной службы, на освоение медицинских знаний. 7.8. Консультации для обучающихся очной формы получения образования предусматриваются образовательным учреждением в объеме 100 часов на учебную группу на каждый учебный год, в том числе в период реализации среднего (полного) общего образования для лиц, обучающихся на базе основного общего образования. Формы проведения консультаций (групповые, индивидуальные, письменные, устные) определяются образовательным учреждением. 7.9. В период обучения с юношами проводятся учебные сборы <*>. -------------------------------- <*> Пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 30, ст. 3111; 2007, N 49, ст. 6070; 2008, N 30, ст. 3616). 7.10. Прием на ОПОП по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений в соответствии с требованиями к выпускникам детских школ искусств и детских музыкальных школ. 7.11. Реализация ОПОП по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) требует наличия в образовательном учреждении обучающихся по нижеперечисленным инструментам, так как это является необходимым условием для обеспечения полноценной реализации образовательной программы: оркестровые струнные инструменты - скрипка, альт, виолончель, контрабас, (возможно арфа); оркестровые духовые и ударные инструменты - флейта, гобой, кларнет, фагот, труба, валторна, тромбон (возможно туба, тенор, баритон, саксофон), ударные инструменты; инструменты народного оркестра - домра, балалайка, баян, аккордеон, гитара (возможно гусли, гармонь). 7.12. Образовательной учреждение должно обеспечивать подготовку специалистов на базе учебных оркестров (симфонического, камерного, духового, народных инструментов), сформированных из обучающихся по данной образовательной программе. При необходимости, учебные коллективы могут доукомплектовываться приглашенными артистами, но не более чем на 20%. 7.13. При приеме абитуриентов необходимо учитывать условие комплектования обучающихся в группы: не менее 4 человек - по виду фортепиано; не менее 2 человек - по виду орган; от 5 человек по виду - оркестровые струнные инструменты; от 5 человек по виду - оркестровые духовые и ударные инструменты; от 5 человек по виду - инструменты народного оркестра; от 5 человек по виду - национальные инструменты народов России. Прием абитуриентов по видам инструментов - оркестровые струнные инструменты, оркестровые духовые и ударные инструменты, инструменты народного оркестра - осуществляется с учетом полной комплектации всех оркестровых групп. 7.14. При разработке ОПОП образовательное учреждение имеет право ежегодно определять объем времени по дисциплинам и профессиональным модулям ОПОП в зависимости от содержания наиболее востребованных видов профессиональной деятельности, определяемых потребностями работодателей. Объем времени, отведенный на изучение дисциплины, не может быть менее 32 часов. 7.15. При реализации ОПОП необходимо планировать работу концертмейстеров из расчета 100% количества времени, предусмотренного учебным планом на аудиторные занятия по междисциплинарным курсам профессиональных модулей, требующим сопровождения концертмейстера. На виды учебной практики, требующие сопровождения концертмейстера, необходимо планировать работу концертмейстеров с учетом сложившейся традиции и методической целесообразности, но не менее 50% от объема времени, отведенного на изучение данного вида практики. 7.16. Занятия по дисциплинам обязательной и вариативной частей профессионального цикла проводятся в форме групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий. Организация приема осуществляется при условии формирования групп следующим образом: групповые занятия - не более 25 человек из студентов данного курса одной или, при необходимости, нескольких специальностей; по дисциплине "Музыкальная литература (зарубежная и отечественная)" - не более 15 человек; мелкогрупповые занятия - от 2 до 8 человек; индивидуальные занятия - 1 человек. 7.17. Обучающиеся, поступившие на базе среднего (полного) общего образования, имеют право на перезачет соответствующих общеобразовательных дисциплин. 7.18. Практика является обязательным разделом ОПОП. Она представляет собой вид учебных занятий, обеспечивающих практико-ориентированную подготовку обучающихся. При реализации ОПОП СПО предусматриваются следующие виды практик: учебная и производственная. Производственная практика состоит из двух этапов: практики по профилю специальности и преддипломной практики. Учебная практика и производственная практика (по профилю специальности) проводятся образовательным учреждением при освоении студентами профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и могут реализовываться как концентрированно, в несколько периодов, так и рассредоточенно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессиональных модулей. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются образовательным учреждением по каждому виду практики. Учебная практика проводится рассредоточенно по всему периоду обучения в форме аудиторных занятий, дополняющих междисциплинарные курсы профессиональных модулей (по видам инструментов) <*>. -------------------------------- <*> Дисциплины учебной практики представлены в разделе VI. Требования к структуре основной профессиональной образовательной программы, табл. 2. Производственная практика включает в себя исполнительскую и педагогическую практики: исполнительская практика проводится рассредоточенно в течение всего периода обучения и представляет собой самостоятельную работу студентов по подготовке самостоятельных работ и концертных выступлений; педагогическая практика проводится рассредоточено по всему периоду обучения в виде ознакомления с методикой обучения игре на инструменте. Базами педагогической практики должны быть детские школы искусств и детские музыкальные школы, другие образовательные учреждения дополнительного образования, общеобразовательные учреждения. Преддипломная практика проводится рассредоточено в течение VII - VIII семестров под руководством преподавателя. В преддипломную практику входят практические занятия по дисциплинам, обеспечивающим подготовку к государственной (итоговой) аттестации. 7.19. Реализация основной профессиональной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования должна обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля). Доля преподавателей, имеющих высшее профессиональное образование, должна составлять не менее 95% в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе. Опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы является обязательным для преподавателей, отвечающих за освоение обучающимся профессионального цикла; эти преподаватели должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 5 лет. До 10% от общего числа преподавателей, имеющих высшее образование, может быть заменено преподавателями, имеющими среднее профессиональное образование и государственные почетные звания в соответствующей профессиональной сфере, или специалистами, имеющими среднее профессиональное образование и стаж практической работы в соответствующей профессиональной сфере более 10 последних лет. 7.20. Основная профессиональная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией по всем дисциплинам, междисциплинарным курсам и профессиональным модулям ОПОП. Внеаудиторная работа должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Реализация основных профессиональных образовательных программ должна обеспечиваться доступом каждого обучающегося к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин (модулей) основной профессиональной образовательной программы. Во время самостоятельной подготовки обучающиеся должны быть обеспечены доступом к сети Интернет. Каждый обучающийся должен быть обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы периодических изданий). Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, изданными за последние 5 лет, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме, соответствующем требованиям ОПОП. Библиотечный фонд, помимо учебной литературы, должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся. Каждому обучающемуся должен быть обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда, состоящим не менее чем из 5 наименований отечественных журналов. Образовательное учреждение должно предоставить обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями, организациями и доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет. 7.21. Совет образовательного учреждения при введении ОПОП рассматривает общий бюджет реализации соответствующих образовательных программ. Финансирование реализации ОПОП должно осуществляться в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения <*>. -------------------------------- <*> Пункт 2 статьи 41 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 150; 2002, N 26, ст. 2517; 2004, N 30, ст. 3086; N 35, ст. 3607; 2005, N 1, ст. 25; 2007, N 17, ст. 1932; N 44, ст. 5280). 7.22. Образовательное учреждение, реализующее основную профессиональную образовательную программу по специальности среднего профессионального образования, должно располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов практических занятий, дисциплинарной и модульной подготовки, учебной практики, предусмотренных учебным планом образовательного учреждения. Материально-техническая база должна соответствовать действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам. Реализация ОПОП должна обеспечивать: выполнение обучающимся практических занятий, включая как обязательный компонент практические задания с использованием персональных компьютеров; освоение обучающимся профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей образовательной среды в образовательном учреждении или в организациях в зависимости от специфики вида профессиональной деятельности. При реализации ОПОП по специальности 073101 Инструментальное исполнительство (по видам инструментов) образовательное учреждение должно быть оснащено следующими инструментами: по виду фортепиано - роялями; по виду орган - концертным органом, аудиторией с учебным органом; по виду оркестровые струнные инструменты - комплектом оркестровых струнных инструментов, пультами; по виду оркестровые духовые и ударные инструменты - комплектом оркестровых духовых и ударных инструментов, пультами; по виду инструменты народного оркестра - комплектом инструментов народного оркестра, пультами; по виду национальные инструменты народов России - музыкальными инструментами согласно профилю подготовки. Для проведения занятий по дисциплине "Музыкальная информатика" образовательное учреждение должно располагать специальной аудиторией, оборудованной персональными компьютерами, MIDI-клавиатурами и соответствующим программным обеспечением. При использовании электронных изданий образовательное учреждение должно обеспечить каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом изучаемых дисциплин. Образовательное учреждение должно быть обеспечено необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения. В образовательном учреждении должны быть обеспечены условия для содержания, обслуживания и ремонта музыкальных инструментов. Перечень кабинетов, лабораторий, мастерских и других помещений Кабинеты: русского языка и литературы; математики и информатики; истории, географии и обществознания; гуманитарных и социально-экономических дисциплин; мировой художественной культуры; музыкально-теоретических дисциплин; музыкальной литературы. Учебные классы: для групповых и индивидуальных занятий; для проведения оркестровых и ансамблевых занятий; для занятий по междисциплинарному курсу "Оркестровый класс, изучение родственных инструментов" со специализированным оборудованием; для занятий по междисциплинарному курсу "Дирижирование и чтение оркестровых партитур", оснащенные зеркалами и двумя роялями. Спортивный комплекс: спортивный зал; открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий; стрелковый тир (в любой модификации, включая электронный) или место для стрельбы. Залы: концертный зал от 100 посадочных мест с концертными роялями, пультами и звукотехническим оборудованием, органом; малый концертный зал от 30 посадочных мест с концертными роялями, пультами и звукотехническим оборудованием, с учебным органом; библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет; помещения для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека, фильмотека, просмотровый видеозал), соответствующими профилю подготовки. VIII. ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНИВАНИЮ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ 8.1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся. 8.2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения. 8.3. Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП (текущая и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации, государственной (итоговой) аттестации разрабатываются и утверждаются образовательным учреждением самостоятельно. Образовательным учреждением должны быть созданы условия для максимального приближения программ текущей и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам и междисциплинарным курсам к условиям их будущей профессиональной деятельности, для чего, кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) профессионального цикла, в качестве внешних экспертов должны активно привлекаться работодатели, преподаватели, читающие смежные дисциплины. 8.4. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций обучающихся. Для юношей предусматривается оценка результатов освоения основ военной службы. 8.5. Необходимым условием допуска к государственной (итоговой) аттестации является представление документов, подтверждающих освоение обучающимся компетенций при изучении теоретического материала и прохождении практики по каждому из основных видов профессиональной деятельности. В том числе выпускником могут быть предоставлены отчеты о ранее достигнутых результатах, дополнительные сертификаты, свидетельства (дипломы) олимпиад, конкурсов, творческие работы по специальности, характеристики с мест прохождения преддипломной практики. 8.6. Государственная (итоговая) аттестация включает подготовку и защиту выпускной квалификационной работы (дипломная работа) и государственные экзамены. Обязательное требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию одного или нескольких профессиональных модулей. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются образовательным учреждением на основании порядка проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников по программам СПО, утвержденного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, определенного в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. N 3266-1. Государственная (итоговая) аттестация включает: выпускную квалификационную работу (дипломную работу) - "Исполнение сольной программы"; государственные экзамены по видам инструментов: фортепиано, оркестровые струнные инструменты, орган по междисциплинарному курсу "Ансамблевое исполнительство"; оркестровые духовые и ударные инструменты по междисциплинарному курсу "Ансамблевое исполнительство"; инструменты народного оркестра, национальные инструменты народов России по междисциплинарным курсам "Ансамблевое исполнительство", "Концертмейстерский класс"; фортепиано, орган по междисциплинарным курсам "Концертмейстерский класс", "Концертмейстерский класс и генерал-бас"; государственный экзамен по междисциплинарным курсам "Педагогические основы преподавания творческих дисциплин", "Учебно-методическое обеспечение учебного процесса". |