О ПОРЯДКЕ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИИ СРОКА ПОЛЕЗНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И УЧЕТЕ РАСХОДОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В ОТНОШЕНИИ ИМУЩЕСТВА, ПЕРЕДАННОГО ПО КОНЦЕССИОННОМУ СОГЛАШЕНИЮ, А ТАКЖЕ ОБ ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 20.10.10 03-03-06/1/654

         О ПОРЯДКЕ НАЧИСЛЕНИЯ АМОРТИЗАЦИИ, ОПРЕДЕЛЕНИИ СРОКА
          ПОЛЕЗНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И УЧЕТЕ РАСХОДОВ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ
         ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ В ОТНОШЕНИИ ИМУЩЕСТВА,
         ПЕРЕДАННОГО ПО КОНЦЕССИОННОМУ СОГЛАШЕНИЮ, А ТАКЖЕ ОБ
              ИСЧИСЛЕНИИ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ОРГАНИЗАЦИЙ
                            КОНЦЕССИОНЕРОМ
    
                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                          20 октября 2010 г. 
                           N 03-03-06/1/654
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной  политики в связи с
письмом  по  вопросам применения законодательства о налогах и сборах в
связи с реализацией концессионного соглашения сообщает следующее.
     Согласно   ст.  ст.  21  и  34.2  Налогового  кодекса  Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  право получать от Министерства финансов
Российской  Федерации  письменные  разъяснения  по вопросам применения
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах предоставлено
налогоплательщикам.
     Учитывая,  что  в  соответствии  с Кодексом налогоплательщиками и
плательщиками   сборов   признаются  организации  и  физические  лица,
обязанные    уплачивать   соответственно   налоги   и   (или)   сборы,
вышеназванные разъяснения предоставляются таким лицам только в связи с
выполнением ими обязанностей налогоплательщиков.
     В  том  случае,  если  налогоплательщик  участвует  в отношениях,
регулируемых   законодательством  Российской  Федерации  о  налогах  и
сборах,   через   законного  или  уполномоченного  представителя,  что
предусмотрено  ст.  26  Кодекса,  полномочия представителя должны быть
документально   подтверждены   в   соответствии  с  Кодексом  и  иными
федеральными законами.
     В  связи  с  тем  что в письме поставлены вопросы, не связанные с
исполнением    организацией    обязанностей    налогоплательщика   или
уполномоченного   представителя   налогоплательщика,   оснований   для
рассмотрения запроса не имеется.
     Одновременно сообщаем следующее.
     1. В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О
концессионных  соглашениях"  (далее  -  Федеральный закон N 115-ФЗ) по
концессионному  соглашению  одна  сторона  (концессионер) обязуется за
свой   счет   создать   и  (или)  реконструировать  определенное  этим
соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и
движимое   имущество,   технологически   связанные   между   собой   и
предназначенные   для   осуществления   деятельности,  предусмотренной
концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения),
право  собственности  на  которое  принадлежит  или будет принадлежать
другой    стороне    (концеденту),    осуществлять    деятельность   с
использованием  (эксплуатацией)  объекта  концессионного соглашения, а
концедент  обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный
этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного
соглашения для осуществления указанной деятельности.
     Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся
элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К
отношениям    сторон    концессионного    соглашения   применяются   в
соответствующих   частях   правила   гражданского  законодательства  о
договорах,  элементы  которых  содержатся  в концессионном соглашении,
если  иное  не  вытекает  из Федерального закона N 115-ФЗ или существа
концессионного соглашения.
     По  смыслу  положений  Федерального  закона  N  115-ФЗ исполнение
концессионного  соглашения  концессионером  включает период создания и
(или)  реконструкции  объекта  концессионного  соглашения и период его
использования (эксплуатации).
     Частями  14  - 15 ст. 3 Федерального закона N 115-ФЗ установлено,
что  концессионером  осуществляется  ввод  в эксплуатацию созданного и
(или) реконструированного объекта концессионного соглашения в порядке,
установленном  законодательством  Российской  Федерации, с последующей
государственной  регистрацией  прав  владения  и  пользования объектом
концессионного   соглашения   и   государственной  регистрацией  права
собственности концедента на этот объект.
     Частью  16  ст. 3 Федерального закона N 115-ФЗ предусмотрено, что
концессионером  осуществляется  учет объекта концессионного соглашения
на  отдельном  балансе  и  производится  начисление  амортизации этого
объекта.
     В  период  использования  (эксплуатации)  объекта  концессионного
соглашения,  как это предусмотрено ст. 7 Федерального закона N 115-ФЗ,
концессионер  вносит  концеденту  концессионную  плату, размер, форма,
порядок   и   сроки  внесения  которой  устанавливаются  концессионным
соглашением  в  соответствии  с  решением  о заключении концессионного
соглашения.   При   этом   в  случаях,  установленных  ч.  1.1  ст.  7
Федерального   закона  N  115-ФЗ,  концессионная  плата  концессионным
соглашением может не предусматриваться.
     По  мнению  Департамента,  в  случае  если концессионная плата, в
соответствии с положениями Федерального закона N 115-ФЗ, концессионным
соглашением не предусмотрена, это обстоятельство с учетом существенных
признаков концессионного соглашения, предусмотренных положениями ст. 3
Федерального  закона N 115-ФЗ, не является основанием для квалификации
концессионного   соглашения   в   качестве   договора   безвозмездного
пользования  в соответствии со ст. 423 Гражданского кодекса Российской
Федерации.
     В  этой связи полагаем, что в соответствии с п. 1 ст. 256 Кодекса
амортизируемое  имущество,  полученное  организацией  от  собственника
имущества  или созданное в соответствии с законодательством Российской
Федерации  о  концессионных соглашениях, подлежит амортизации у данной
организации  в  течение  срока действия инвестиционного соглашения или
концессионного соглашения в порядке, установленном гл. 25 Кодекса, и в
случае  отсутствия  концессионной  платы  по  условиям  концессионного
соглашения в соответствии с Федеральным законом N 115-ФЗ.
     2. Кодекс не содержит специальных положений, регулирующих порядок
определения срока полезного использования переданных по концессионному
соглашению  объектов основных средств. В этой связи по данному вопросу
следует  руководствоваться  общими  положениями  п. 1 ст. 258 Кодекса,
учитывая  при  этом,  что  смены собственника при передаче имущества в
рамках концессионного соглашения не происходит.
     Согласно   ст.   258   Кодекса   сроком  полезного  использования
признается  период,  в  течение  которого  объект основных средств или
объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности
налогоплательщика.
     Срок   полезного  использования  определяется  на  дату  ввода  в
эксплуатацию  данного объекта амортизируемого имущества в соответствии
с  положениями  ст.  258  Кодекса  и  с  учетом классификации основных
средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
     Налогоплательщик  вправе  увеличить  срок полезного использования
объекта основных средств после даты ввода его в эксплуатацию в случае,
если после реконструкции, модернизации или технического перевооружения
такого  объекта  увеличился срок его полезного использования. При этом
увеличение  срока  полезного использования основных средств может быть
осуществлено  в пределах сроков, установленных для той амортизационной
группы, в которую ранее было включено такое основное средство.
     Если  в  результате  реконструкции, модернизации или технического
перевооружения   объекта   основных   средств   срок   его   полезного
использования   не   увеличился,   налогоплательщик   при   исчислении
амортизации учитывает оставшийся срок полезного использования.
     3.  Пунктом  1  ст.  257  Кодекса установлено, что первоначальная
стоимость  имущества,  полученного  в  качестве объекта концессионного
соглашения,  определяется  как  рыночная  стоимость  такого имущества,
определенная  на  момент его получения и увеличенная на сумму расходов
на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое
перевооружение  и  доведение  такого имущества до состояния, в котором
оно   пригодно   для   использования,  за  исключением  сумм  налогов,
подлежащих  вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с
Кодексом.
     Рыночная  стоимость  имущества,  полученного  в  качестве объекта
концессионного  соглашения,  определяется в соответствии с Федеральным
законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской
Федерации".
     Понятие  "внеоборотные активы" в налоговом учете не используется.
Согласно  ст.  313  Кодекса  налоговый  учет  -  это система обобщения
информации  для  определения  налоговой  базы  по  налогу  на  прибыль
организаций  на  основе данных первичных документов, сгруппированных в
соответствии с порядком, предусмотренным Кодексом.
     В  целях  налогового  учета  в  соответствии  с  гл.  25  Кодекса
первоначальная  стоимость объекта амортизируемого имущества погашается
(признается  расходом) через механизм амортизации, которая начисляется
после ввода соответствующего объекта в эксплуатацию, подачи документов
на государственную регистрацию прав в соответствии с законодательством
Российской    Федерации   (в   установленных   случаях)   в   порядке,
установленном гл. 25 Кодекса.
     4.  На стадии использования (эксплуатации) объекта концессионного
соглашения    существенные    условия    концессионного    соглашения,
соответствующие  данному  этапу, могут быть идентичны условиям, обычно
предусматриваемым   в   договоре   аренды,   определяемом  гражданским
законодательством.
     В  случае  осуществления капитальных вложений в форме неотделимых
улучшений  в  находящиеся  в  эксплуатации  (на  стадии использования)
объекты   основных   средств,   являющихся   объектами  концессионного
соглашения,  указанные  расходы  учитываются  в  целях налогообложения
прибыли в соответствии с п. 1 ст. 258 Кодекса.
     При   этом   особенности   существенных  положений  концессионных
соглашений   могут   определять   особенности   применения  налогового
законодательства   при   оценке   соответствующих   расходов  в  целях
налогообложения прибыли.
     5.   Согласно  п.  1  ст.  378.1  Кодекса  имущество,  переданное
концессионеру  и  (или)  созданное  им  в соответствии с концессионным
соглашением, подлежит налогообложению у концессионера.
     В   соответствии  с  п.  11  ст.  381  Кодекса  освобождаются  от
налогообложения  организации  в отношении железнодорожных путей общего
пользования,   федеральных  автомобильных  дорог  общего  пользования,
магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений,
являющихся  неотъемлемой  технологической  частью  указанных объектов.
Перечень  имущества,  относящегося  к указанным объектам, утверждается
Правительством Российской Федерации.
     Перечень  имущества, относящегося к указанным объектам, утвержден
Постановлением  Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 504
"О  Перечне  имущества,  относящегося  к  железнодорожным путям общего
пользования,  федеральным  автомобильным  дорогам  общего пользования,
магистральным    трубопроводам,   линиям   энергопередачи,   а   также
сооружений,  являющихся  неотъемлемой технологической частью указанных
объектов,  в  отношении которых организации освобождаются от обложения
налогом  на  имущество  организаций"  (далее  - Перечень, утвержденный
Постановлением Правительства Российской Федерации N 504).
     Таким  образом,  концессионер имеет право на применение налоговой
льготы  в  соответствии  с  п.  11  ст.  381  Кодекса при условии, что
имущество,  переданное  концессионеру, указано в Перечне, утвержденном
Постановлением Правительства Российской Федерации N 504.
     Мнение  Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит
правовых   норм   или   общих   правил,  конкретизирующих  нормативные
предписания,  и не является нормативным правовым актом. В соответствии
с  Письмом  Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение  Департамента  имеет  информационно-разъяснительный характер по
вопросам  применения законодательства Российской Федерации о налогах и
сборах   и  не  препятствует  налоговым  органам,  налогоплательщикам,
плательщикам  сборов  и  налоговым  агентам  руководствоваться нормами
законодательства  о  налогах  и  сборах  в  понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                            И.В.ТРУНИН
20 октября 2010 г. 
N 03-03-06/1/654