О ПОРЯДКЕ РАБОТ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ НАУКИ. Постановление. Правительство Москвы. 13.06.00 435-ПП

          О ПОРЯДКЕ РАБОТ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ НАУКИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                           13 июня 2000 г.
                                N 435

                                (ПРМ)


     В целях организации  единого  порядка  работ  по  формированию  и
реализации  раздела  "Инфраструктура  и  адресная поддержка науки" как
составной части Плана развития науки и технологий в  интересах  города
на 2000-2001 гг. Правительство Москвы постановляет:
     1. Утвердить:
     1.1. Положение  о  формировании,  экспертизе и реализации раздела
"Инфраструктура и адресная поддержка науки"  Плана  развития  науки  и
технологий в интересах города на 2000-2001 гг.(приложение 1).
     1.2. Временное   положение   о   грантах   Правительства   Москвы
(приложение 2).
     2. Считать  утратившим  силу  распоряжение  первого   заместителя
Премьера  Правительства  Москвы  от  7  мая  1999  года  N  386-РЗП "О
финансировании и реализации работ по поддержке инфраструктуры науки".
     3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить  на
министра  Правительства  Москвы,  руководителя  Департамента  науки  и
промышленной политики Пантелеева Е.А.

Премьер Правительства Москвы
                                                           Ю.М. Лужков
13 июня 2000 г.
N 435


                                                          Приложение 1

                                  к постановлению Правительства Москвы
                                                  от 13 июня 2000 года
                                                                 N 435

                              ПОЛОЖЕНИЕ

           о формировании,  экспертизе и реализации раздела
     "Инфраструктура и адресная поддержка  науки" Плана развития
        науки и технологий в интересах города на 2000-2001 гг.

     1. Настоящее  Положение  разработано с учетом Федерального закона
Российской Федерации от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке  и  государственной
научно-технической политике", Федерального закона Российской Федерации
от 06.05.99 N 97-ФЗ "О конкурсах на  размещение  заказов  на  поставки
товаров,  выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" и
Закона города Москвы от 24.12.99 N 40 "О бюджете города Москвы на 2000
год".
     2. Раздел   "Инфраструктура   и   адресная    поддержка    науки"
(далееРаздел)   является  составной  частью  Плана  развития  науки  и
технологий в интересах города на 2000-2001 гг.  и реализуется в  целях
оказания поддержки научной,  научно-технической деятельности, развития
экономического и научно-технического потенциала Москвы.
     3. Раздел  финансируется  за  счет  средств  городского  бюджета,
предусмотренных на "поддержку инфраструктуры науки", в соответствии со
статьей "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому
прогрессу" Закона города Москвы "О бюджете города Москвы  на  2000  г.
(ст.17,   п.3)   на   основе   договоров   о   выполнении   совместных
научно-технических проектов.
     4. Государственным  заказчиком Раздела является Департамент науки
и промышленной политики (далее - государственный заказчик),  городским
заказчиком  - ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" (далее -
городской заказчик).
     5. Раздел включает следующие основные направления:
     5.1. Комплексная  модернизация  публичных  библиотек   города   и
поддержка  информационной  инфраструктуры научной и научно-технической
деятельности.
     5.2. Поддержка   научно-технических   семинаров   и  конференций,
симпозиумов и научных форумов,  проводимых  с  участием  Правительства
Москвы.
     5.3. Проведение с  участием  Правительства  Москвы  инновационных
выставок и маркетинга научно-технических проектов.
     5.4. Защита интеллектуальной собственности (патентование,  в т.ч.
и за рубежом, сертификация научно-технической продукции и т.д.).
     5.5. Гранты  в  области  прикладных  научно-технических  работ  и
фундаментальных исследований, направленных на развитие города.
     5.6. Гранты      на       развитие       опытно-экспериментальной
(исследовательской) базы научной и научно-технической деятельности.
     6. Распределение   средств   по   направлениям   Раздела    (п.5)
определяется    ежегодно    городским    заказчиком   и   утверждается
государственным заказчиком в составе Плана развития науки и технологий
в интересах города.
     7. Контроль за реализацией Раздела  осуществляет  государственный
заказчик.     Городской     заказчик     ежеквартально     информирует
государственного заказчика о ходе реализации Раздела.
     8. Раздел реализуется в виде научно-технических проектов (далее -
проекты),  которые формируются из победителей конкурсных  предложений,
определяемых   Городской  конкурсной  комиссией  (далее  -  Конкурсная
комиссия).
     9. Проекты  (исполнители)  Раздела  определяются путем проведения
открытых  конкурсов   и   по   отдельным   проектам   по   определению
государственного заказчика.
     10. Гранты Правительства  Москвы  предоставляются  на  конкурсной
основе, согласно отдельному положению о грантах.
     11. Конкурсы проектов  проводятся  Конкурсной  комиссией,  состав
которой   утверждается   первым  заместителем  Премьера  Правительства
Москвы.
     12. В  состав  Конкурсной  комиссии  входят авторитетные ученые и
специалисты   по   приоритетным   направлениям   развития   городского
хозяйства,  научно-техническим  проблемам  и  представители  городских
пользователей научно-технической продукции.
     13. Конкурсная   комиссия   рассматривает   и   утверждает  пакет
конкурсной документации по представлению городского заказчика.
     14. Конкурсная   комиссия   и   городской  заказчик  при  анализе
конкурсных   предложений    руководствуются    следующими    основными
требованиями:
     14.1. Оснащение публичных библиотек  современным  технологическим
оборудованием.
     14.2. Комплектование      библиотечного      фонда      новейшими
информационными  материалами  и  системами,  в  т.ч.  с использованием
электронных носителей.
     14.3. Решение  (освещение)  актуальных  городских проблем,  в том
числе проблем экологии.
     14.4. Количество  и  уровень проведенных ранее научно-технических
мероприятий.
     14.5. Наличие  собственной базы для проведения научно-технических
мероприятий.
     14.6. Расширение  объема  импортозамещающей  и экспортнопригодной
продукции.
     14.7. Привлечение   внебюджетных  источников  финансирования  для
реализации конкурсных предложений, в том числе иностранных инвестиций.
     14.8. Наличие международного или российского патентов.
     14.9. Наличие научно-технического  задела  в  области  заявленных
научных исследований.
     14.10. Минимальная заявленная стоимость конкурсного предложения.
     15. Городской  заказчик  совместно  с секциями Научно-экспертного
совета Правительства Москвы (далее -  НЭС)  рассматривает  поступившие
конкурсные предложения в две стадии:
     15.1. Предварительный отбор и подготовка  предложений  о  допуске
проектов к участию в конкурсе.
     15.2. Проведение  экспертизы  отобранных  проектов  и  подготовка
материалов для рассмотрения Конкурсной комиссией.
     16. Городской  заказчик  совместно  с   секциями   НЭС   проводит
предварительный отбор проектов с целью выявления исполнителей, которые
соответствуют установленным настоящим положением требованиям, в т.ч.:
     16.1. Выполнение  заявителем  требований законодательства в части
регистрации его в  качестве  юридического  лица  и  других  требований
законодательства, которые могут препятствовать рассмотрению проекта по
существу.
     16.2. Финансово-экономическая состоятельность заявителя.
     16.3. Квалификация  и  профессиональная  репутация   юридического
лица,  подтвержденная печатными трудами, патентами и другими охранными
документами,  участием в  международных,  федеральных  и  региональных
программах,    аналогами    разработок,    объявленных   на   конкурс,
документально подтвержденными достижениями в  соответствующей  области
науки и техники, отзывами специалистов и потребителей продукции и т.п.
     16.4. Наличие материально-технической базы, позволяющей проводить
исследования  разработки  на  современном  научном (научно-техническом
уровне).
     16.5. Соответствие требованиям пп. 5 и 14 настоящего Положения.
     17. Городской заказчик выносит результаты предварительного отбора
конкурсных  предложений  на рассмотрение Конкурсной комиссии,  которая
принимает решение о допуске проектов к участию в конкурсе.
     18. Городской  заказчик  по  согласованию  с Конкурсной комиссией
организует экспертизу допущенных к участию в конкурсе проектов  силами
независимых   экспертов   и  экспертных  секций  НЭС  по  приоритетным
направлениям развития городского хозяйства.
     19. Информация,  связанная  с  проведением  экспертизы,  является
конфиденциальной.
     20. Экспертное  заключение  должно  содержать обоснованные оценки
соответствия  конкурсного  предложения  требованиям  п.14   настоящего
Положения и дополнительно следующим критериям:
     20.1. Научно-технический уровень.
     20.2. Заявленная стоимость.
     20.3. Реальность  достижения  намеченных   целей   в   конкурсном
предложении.
     21. Экспертное заключение дается не менее чем двумя  независимыми
экспертами и соответствующей экспертной секцией НЭС.
     22. Исполнителями проектов -  победителей  конкурсов  по  Разделу
могут  быть  юридические  лица,  расположенные  на территории Москвы и
Московской  области,  или  физические  лица   (только   по   грантам),
работающие  в  одной из научных организаций или предприятий Москвы или
Московской области и имеющие "место постоянной регистрации"  в  Москве
или Московской области.
     23. Городской заказчик:
     23.1. Организует  публикацию условий конкурсов и их результатов в
средствах массовой информации.
     23.2. Обеспечивает    консультацию    участников    конкурса   по
процедурным вопросам.
     23.3. Доводит  информацию о результатах конкурсов до сведения его
участников не позднее чем через 30 дней со дня определения  победителя
конкурса.
     23.4. На  основании   договора   с   государственным   заказчиком
заключает  договоры  на  выполнение  городского  заказа с победителями
конкурсов (далее - договоры)  в  соответствии  с  решением  конкурсной
комиссии   в   течение  40  дней  с  момента  определения  победителей
конкурсов.
     23.5. Определяет окончательную стоимость и сроки выполнения работ
(по грантам, в основном, сроком до одного года).
     23.6. Осуществляет  приемку  отчетов по договорам в установленном
порядке  и  имеет  право  затребовать  у  исполнителя  все  финансовые
документы по договору.
     24. Объем финансирования работ по заключаемым договорам не  может
превышать   утвержденные   лимиты  финансирования,  предусмотренные  в
бюджете "на поддержку инфраструктуры науки".


                                                          Приложение 2

                                  к постановлению Правительства Москвы
                                                  от 13 июня 2000 года
                                                                 N 435

                         ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

                    о грантах Правительства Москвы

     Настоящее Положение   разработано   в   соответствии   с  Законом
Российской  Федерации  от  23.08.96   г.   N   127-ФЗ   "О   науке   и
государственной  научно-технической политике" и основными требованиями
Положения   о   формировании,   экспертизе   и   реализации    раздела
"Инфраструктура  и  адресная  поддержка  науки" Плана развития науки и
технологий  в  интересах  города"  на  2000-2001  гг.,   утвержденного
Вице-мэром Москвы 28 февраля 2000 г.

                1. Используемые понятия и определения

     1.1. Грант  Правительства Москвы (далее- грант) - безвозмездное и
безвозвратное  предоставление  на  конкурсной  основе   Правительством
Москвы   (грантодателем)   субъекту   научной   и   научно-технической
деятельности (получателю гранта) денежных средств  из  бюджета  города
для    выполнения    конкретного    проекта   в   интересах   развития
научно-технического потенциала города.
     1.2. Государственный  заказчик - учреждение Правительства Москвы,
уполномоченное   им   осуществлять    управление    научно-технической
деятельностью в интересах города.
     1.3. Городской заказчик - юридическое лицо, организующее конкурсы
грантов  и заключающее договоры на выполнение работ по грантам за счет
городского бюджета на основании договора с государственным заказчиком.
     1.4. Научная  организация  -  научные  организации по определению
Федерального закона от 23 августа 1996 года "О науке и государственной
научно-технической политике"

                          2. Общие положения

     2.1. Гранты  предоставляются  Департаментом  науки и промышленной
политики Правительства Москвы на основании решения конкурсной комиссии
по следующим направлениям:
     2.1.1. В   области   прикладных   научно-технических   работ    и
фундаментальных исследований, направленных на развитие города.
     2.1.2. На развитие  опытно-экспериментальной  (исследовательской)
базы научной и научно- технической деятельности.
     2.2. Размер гранта по направлению п.2.1.1,  в основном, не должен
превышать 300 тыс.руб., по направлению п.2.1.2 - 500 тыс.руб.
     2.3. В стоимость гранта могут быть включены  затраты  на  закупку
оборудования,  комплектующих  и приборов и расходы на пуско-наладочные
работы.
     2.4. Гранты  предоставляются  предпочтительно  (при прочих равных
условиях) аккредитованным научным организациям.

                  3. Основы для финансовой поддержки

     3.1. Научные  исследования,   поддерживаемые   грантами,   должны
отвечать   современному   уровню  развития  науки  и  техники  и  быть
направлены  на  создание   перспективных   наукоемких   технологий   и
продукции,   носить   прикладной   характер,   иметь  перспективу  для
коммерческого использования результатов.
     3.2. Грантами,   в   первую   очередь,   поддерживаются   научные
исследования  фундаментального  и   прикладного   характера,   имеющие
инновационный   характер,   поддерживаемые  внебюджетными  источниками
финансирования и  кредитования,  результаты  которых  позволят  решать
актуальные научно-технические задачи развития города.
     3.3. Объем   финансирования   грантов   определяется    городским
заказчиком  и  утверждается государственным заказчиком в составе Плана
развития науки и технологий в  интересах  города.  Количество  грантов
определяется   Городской  конкурсной  комиссией  (далее  -  Конкурсная
комиссия).

                        4. Получатели грантов

     4.1. Получателями грантов по  направлению  п.  2.1.1  могут  быть
юридические  и  физические  лица,  по  направлению  п.2.1.2  -  только
юридические лица.
     4.2. Юридическое лицо - получатель гранта:
     - научная   организация   или   предприятие,   расположенные   на
территории Москвы или Московской области.
     4.3. Физическое лицо - получатель гранта:
     - гражданин  Российской Федерации,  работающий в одной из научных
организаций или на предприятии Москвы или Московской области,  имеющий
ученую    степень,    присвоенную   в   соответствии   с   действующим
законодательством и постоянно проживающий в г.  Москве или  Московской
области;
     - должен быть научным руководителем научно-технического проекта и
иметь  основное  место работы в научной организации или на предприятии
Москвы или Московской области;
     - иметь      стаж     научно-технической     деятельности     или
преподавательской работы в области исследований по проблеме гранта  не
менее    3    лет,   подтверждаемый   публикациями   по   проблеме   и
научно-техническими отчетами.

                          5. Заявка на грант

     5.1. Заявка на участие в конкурсе грантов направляется городскому
заказчику  в порядке и по форме,  указанным в публикации об объявлении
конкурса.  Сведения,  содержащиеся  в  конкурсной   заявке,   являются
конфиденциальными между соискателем гранта и городским заказчиком.
     5.2. Заявка  на  участие  в  конкурсе  грантов  должна   отвечать
требованиям п.6.3 настоящего Положения и дополнительно содержать:
     а) Ф.И.О. руководителя проекта и основных исполнителей проекта;
     б) описание проекта;
     в) перечень  основных  научно-технических  публикаций   по   теме
проекта,  патентов  и  авторских  свидетельств,  а также иных объектов
интеллектуальной собственности,  созданных ранее научным руководителем
и коллективом;
     г) перечень основных источников информации по проблеме  гранта  и
фактически полученным научно-техническим результатам;
     д) обоснование научно-технической актуальности проекта;
     е) область   применения  проекта  для  городского  хозяйства  или
расширения научно-технического потенциала г.Москвы ;
     ж) перечень  научных  организаций и предприятий,  на базе которых
будет осуществляться проект с указанием  согласованного  распределения
работ между ними;
     з) сведения о месте работы и должности  научного  руководителя  и
основных исполнителей проекта;
     и) согласованный проект научно-технического задания на выполнение
работ;
     к) проект календарного плана или содержательный  план  выполнения
работ по проекту;
     л) обоснованную смету расходов.
     5.3. В  конкурсной  заявке  на  грант  от физического лица должно
дополнительно  содержаться  обязательство  научной   организации   или
предприятия    о    предоставлении    своей    научно-технической    и
производственной   базы   и   расчетного   счета    для    обеспечения
финансирования по гранту.

                    6. Порядок рассмотрения заявок

     6.1. Пакет  конкурсной  документации по грантам рассматривается и
утверждается  конкурсной   комиссией   по   представлению   городского
заказчика.
     6.2. Материалы для рассмотрения  конкурсной  комиссией  готовятся
городским  заказчиком  совместно  с секциями Научно-экспертного совета
Правительства  Москвы  (НЭС)  и  независимыми  экспертами   с   учетом
предварительного    рассмотрения    представленных    материалов    на
научно-технических советах пользователей научно-технической  продукции
(департаменты,  комитеты  и  управления Правительства Москвы).  Состав
Научно-экспертного   совета   и   Положение   о    НЭС    утверждаются
постановлением Правительства Москвы.
     6.3. Конкурсная комиссия  при  определении  победителей  конкурса
грантов руководствуется основными требованиями:
     6.3.1. Решение (освещение) актуальных городских  проблем,  в  том
числе проблем экологии.
     6.3.2. Количество и уровень проведенных ранее  научно-технических
мероприятий.
     6.3.3. Наличие собственной базы для проведения научно-технических
мероприятий.
     6.3.4. Расширение объема импортозамещающей  и  экспортнопригодной
продукции.
     6.3.5. Привлечение  внебюджетных  источников  финансирования  для
реализации конкурсных предложений, в том числе иностранных инвестиций.
     6.3.6. Наличие международного или российского патентов.
     6.3.7. Наличие  научно-технического  задела  в области заявленных
научных исследований.
     6.3.8. Минимальная заявленная стоимость конкурсного предложения.
     6.3.9. По грантам в области прикладных научно-технических работ и
фундаментальных исследований, направленных на развитие города:
     - проведение научно-технических работ  поискового  характера  для
последующего проведения прикладных НИОКР;
     - проведение фундаментальных исследований  в  интересах  развития
города с оформлением патентов, открытий и т.д.;
     - создание опытных и опытно-промышленных образцов по  результатам
завершенных НИР.
     6.3.10. По   грантам   на    развитие    опытно-экспериментальной
(исследовательской)    базы    для    научной   и   научно-технической
деятельности:
     - создание   центров   коллективного  пользования  (дающих  право
использовать   приобретаемое   научно-исследовательское   оборудование
заинтересованным     городским     организациям)     или    расширение
научно-методических       возможностей        опытно-экспериментальной
(исследовательской) базы;
     - создание  новых  методик   исследований   с   целью   получения
дополнительных      экспериментальных     данных     по     актуальным
научно-техническим проблемам в центрах коллективного пользования.
     6.4. Победитель   конкурса   по   грантам  определяется  решением
Конкурсной комиссии в соответствии  с  требованиями  п.6.3  настоящего
Положения.
     6.5. Городской заказчик:
     6.5.1. Организует публикацию условий конкурсов и их результатов в
средствах массовой информации.
     6.5.2. Обеспечивает    консультацию    участников   конкурса   по
процедурным вопросам.
     6.5.3. Доводит информацию о результатах конкурсов до сведения его
участников не позднее чем через 30 дней со дня определения  победителя
конкурса.
     6.5.4. Заключает  договоры  на  выполнение  городского  заказа  с
победителями   конкурсов  (далее  -  договоры)  на  основании  решения
конкурсной комиссии, на срок, в основном, до одного года.
     6.5.5. Определяет  окончательную  стоимость  и  сроки  выполнения
работ.
     6.5.6. Осуществляет  приемку отчетов по договорам в установленном
порядке  и  имеет  право  затребовать  у  исполнителя  все  финансовые
документы по договору.

      7. Экспертиза конкурсных предложений и отчетов по грантам.

     7.1. Городской  заказчик  по  согласованию с конкурсной комиссией
организует  экспертизу  конкурсных  предложений   силами   независимых
экспертов   и  экспертных  секций  НЭС  по  приоритетным  направлениям
развития городского хозяйства.
     7.2. Экспертное заключение дается не менее чем двумя независимыми
экспертами и соответствующей экспертной секцией НЭС.
     7.3. Независимые  эксперты должны иметь ученую степень и работать
в научно-технических направлениях по тематике конкурсного  предложения
и  иметь  научные  публикации по данной проблеме в течение последних 3
лет.

        8. Реализация научно-технических проектов, выполняемых
                   в рамках предоставленного гранта

     8.1. Финансовые средства по гранту:
     8.1.1. Используются исключительно для  нужд  выполнения  проекта,
предусмотренного  грантом  в  соответствии  с  утвержденной структурой
расходов.
     8.1.2. Расходуются  организацией на нужды проекта по согласованию
с научным руководителем.
     8.1.3. Расшифровка затрат прикладывается к отчету по договору.
     8.1.4. Право интеллектуальной собственности  (выраженной  в  виде
НТД,  патентов  и  т.д.)  по  гранту  Правительства Москвы принадлежит
городу и отражается в договоре.
     8.2. Финансирование  гранта,  предоставленного  физическому лицу,
осуществляется через научную организацию или предприятие,  указанные в
заявке.
     8.3. Максимальный размер накладных расходов  не  может  превышать
10%  от  стоимости  договора  по грантам направления п.2.1.1 и 10%  от
собственных затрат исполнителя работ по  грантам  направления  п.2.1.2
(стоимость договора за вычетом стоимости приобретаемого оборудования).
     8.4. Закупка  необходимой  вычислительной   техники   получателем
гранта  производится  по  согласованию с городским заказчиком с учетом
возможностей уже существующих центров коллективного пользования.
     8.5. Приемка отчетов по грантам производится городским заказчиком
совместно с соответствующими пользователями (департаменты,  комитеты и
управления) в установленном порядке.

                         9. Прочие положения

     9.1. Одно  и  тоже  физическое  лицо  не  может  быть  участником
выполнения работ более чем по одному гранту.
     9.2. Одно  и  тоже  юридическое лицо не может получить более трех
грантов по двум направлениям (по направлению п.2.3.2 - не более одного
гранта).
     9.3. Каждой конкурсной заявке на грант и проекту  его  реализиции
городским  заказчиком  присваивается код,  который доводится городским
заказчиком до заявителя гранта.
     9.4. Информация об экспертах является конфиденциальной.
     9.5. Получатель  гранта,  допустивший   нецелевое   использование
средств гранта,  лишается права в дальнейшем быть соискателем гранта и
обязан возвратить финансовые средства в затраченном объеме.
     9.6. Руководитель  проекта  обязан  незамедлительно информировать
городского заказчика  о  нарушении  условий  выполнения  проекта  -  о
несвоевременном  поступлении  и  неправильном  расходовании выделяемых
средств.
     9.7. В   случае   возникновения   обстоятельств,   препятствующих
руководителю проекта  выполнять  свои  функции,  руководитель  проекта
информирует   об  этом  городского  заказчика,  после  чего  городской
заказчик    совместно    с    конкурсной    комиссией    рассматривает
целесообразность  и  условия  продолжения  работ  по  проекту.  Замена
руководителя проекта производится решением Конкурсной комиссии.
     9.8. В  случае,  если  грантополучатель в течение одного месяца с
момента опубликования  итогов  конкурса  на  представление  гранта  не
передал  городскому заказчику договорную документацию по установленной
форме, результаты конкурса аннулируются.