О ПОРЯДКЕ РАБОТ ПО ПОДДЕРЖКЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ НАУКИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 13 июня 2000 г. N 435 (ПРМ) В целях организации единого порядка работ по формированию и реализации раздела "Инфраструктура и адресная поддержка науки" как составной части Плана развития науки и технологий в интересах города на 2000-2001 гг. Правительство Москвы постановляет: 1. Утвердить: 1.1. Положение о формировании, экспертизе и реализации раздела "Инфраструктура и адресная поддержка науки" Плана развития науки и технологий в интересах города на 2000-2001 гг.(приложение 1). 1.2. Временное положение о грантах Правительства Москвы (приложение 2). 2. Считать утратившим силу распоряжение первого заместителя Премьера Правительства Москвы от 7 мая 1999 года N 386-РЗП "О финансировании и реализации работ по поддержке инфраструктуры науки". 3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на министра Правительства Москвы, руководителя Департамента науки и промышленной политики Пантелеева Е.А. Премьер Правительства Москвы Ю.М. Лужков 13 июня 2000 г. N 435 Приложение 1 к постановлению Правительства Москвы от 13 июня 2000 года N 435 ПОЛОЖЕНИЕ о формировании, экспертизе и реализации раздела "Инфраструктура и адресная поддержка науки" Плана развития науки и технологий в интересах города на 2000-2001 гг. 1. Настоящее Положение разработано с учетом Федерального закона Российской Федерации от 23.08.96 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", Федерального закона Российской Федерации от 06.05.99 N 97-ФЗ "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд" и Закона города Москвы от 24.12.99 N 40 "О бюджете города Москвы на 2000 год". 2. Раздел "Инфраструктура и адресная поддержка науки" (далееРаздел) является составной частью Плана развития науки и технологий в интересах города на 2000-2001 гг. и реализуется в целях оказания поддержки научной, научно-технической деятельности, развития экономического и научно-технического потенциала Москвы. 3. Раздел финансируется за счет средств городского бюджета, предусмотренных на "поддержку инфраструктуры науки", в соответствии со статьей "Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу" Закона города Москвы "О бюджете города Москвы на 2000 г. (ст.17, п.3) на основе договоров о выполнении совместных научно-технических проектов. 4. Государственным заказчиком Раздела является Департамент науки и промышленной политики (далее - государственный заказчик), городским заказчиком - ОАО "Московский комитет по науке и технологиям" (далее - городской заказчик). 5. Раздел включает следующие основные направления: 5.1. Комплексная модернизация публичных библиотек города и поддержка информационной инфраструктуры научной и научно-технической деятельности. 5.2. Поддержка научно-технических семинаров и конференций, симпозиумов и научных форумов, проводимых с участием Правительства Москвы. 5.3. Проведение с участием Правительства Москвы инновационных выставок и маркетинга научно-технических проектов. 5.4. Защита интеллектуальной собственности (патентование, в т.ч. и за рубежом, сертификация научно-технической продукции и т.д.). 5.5. Гранты в области прикладных научно-технических работ и фундаментальных исследований, направленных на развитие города. 5.6. Гранты на развитие опытно-экспериментальной (исследовательской) базы научной и научно-технической деятельности. 6. Распределение средств по направлениям Раздела (п.5) определяется ежегодно городским заказчиком и утверждается государственным заказчиком в составе Плана развития науки и технологий в интересах города. 7. Контроль за реализацией Раздела осуществляет государственный заказчик. Городской заказчик ежеквартально информирует государственного заказчика о ходе реализации Раздела. 8. Раздел реализуется в виде научно-технических проектов (далее - проекты), которые формируются из победителей конкурсных предложений, определяемых Городской конкурсной комиссией (далее - Конкурсная комиссия). 9. Проекты (исполнители) Раздела определяются путем проведения открытых конкурсов и по отдельным проектам по определению государственного заказчика. 10. Гранты Правительства Москвы предоставляются на конкурсной основе, согласно отдельному положению о грантах. 11. Конкурсы проектов проводятся Конкурсной комиссией, состав которой утверждается первым заместителем Премьера Правительства Москвы. 12. В состав Конкурсной комиссии входят авторитетные ученые и специалисты по приоритетным направлениям развития городского хозяйства, научно-техническим проблемам и представители городских пользователей научно-технической продукции. 13. Конкурсная комиссия рассматривает и утверждает пакет конкурсной документации по представлению городского заказчика. 14. Конкурсная комиссия и городской заказчик при анализе конкурсных предложений руководствуются следующими основными требованиями: 14.1. Оснащение публичных библиотек современным технологическим оборудованием. 14.2. Комплектование библиотечного фонда новейшими информационными материалами и системами, в т.ч. с использованием электронных носителей. 14.3. Решение (освещение) актуальных городских проблем, в том числе проблем экологии. 14.4. Количество и уровень проведенных ранее научно-технических мероприятий. 14.5. Наличие собственной базы для проведения научно-технических мероприятий. 14.6. Расширение объема импортозамещающей и экспортнопригодной продукции. 14.7. Привлечение внебюджетных источников финансирования для реализации конкурсных предложений, в том числе иностранных инвестиций. 14.8. Наличие международного или российского патентов. 14.9. Наличие научно-технического задела в области заявленных научных исследований. 14.10. Минимальная заявленная стоимость конкурсного предложения. 15. Городской заказчик совместно с секциями Научно-экспертного совета Правительства Москвы (далее - НЭС) рассматривает поступившие конкурсные предложения в две стадии: 15.1. Предварительный отбор и подготовка предложений о допуске проектов к участию в конкурсе. 15.2. Проведение экспертизы отобранных проектов и подготовка материалов для рассмотрения Конкурсной комиссией. 16. Городской заказчик совместно с секциями НЭС проводит предварительный отбор проектов с целью выявления исполнителей, которые соответствуют установленным настоящим положением требованиям, в т.ч.: 16.1. Выполнение заявителем требований законодательства в части регистрации его в качестве юридического лица и других требований законодательства, которые могут препятствовать рассмотрению проекта по существу. 16.2. Финансово-экономическая состоятельность заявителя. 16.3. Квалификация и профессиональная репутация юридического лица, подтвержденная печатными трудами, патентами и другими охранными документами, участием в международных, федеральных и региональных программах, аналогами разработок, объявленных на конкурс, документально подтвержденными достижениями в соответствующей области науки и техники, отзывами специалистов и потребителей продукции и т.п. 16.4. Наличие материально-технической базы, позволяющей проводить исследования разработки на современном научном (научно-техническом уровне). 16.5. Соответствие требованиям пп. 5 и 14 настоящего Положения. 17. Городской заказчик выносит результаты предварительного отбора конкурсных предложений на рассмотрение Конкурсной комиссии, которая принимает решение о допуске проектов к участию в конкурсе. 18. Городской заказчик по согласованию с Конкурсной комиссией организует экспертизу допущенных к участию в конкурсе проектов силами независимых экспертов и экспертных секций НЭС по приоритетным направлениям развития городского хозяйства. 19. Информация, связанная с проведением экспертизы, является конфиденциальной. 20. Экспертное заключение должно содержать обоснованные оценки соответствия конкурсного предложения требованиям п.14 настоящего Положения и дополнительно следующим критериям: 20.1. Научно-технический уровень. 20.2. Заявленная стоимость. 20.3. Реальность достижения намеченных целей в конкурсном предложении. 21. Экспертное заключение дается не менее чем двумя независимыми экспертами и соответствующей экспертной секцией НЭС. 22. Исполнителями проектов - победителей конкурсов по Разделу могут быть юридические лица, расположенные на территории Москвы и Московской области, или физические лица (только по грантам), работающие в одной из научных организаций или предприятий Москвы или Московской области и имеющие "место постоянной регистрации" в Москве или Московской области. 23. Городской заказчик: 23.1. Организует публикацию условий конкурсов и их результатов в средствах массовой информации. 23.2. Обеспечивает консультацию участников конкурса по процедурным вопросам. 23.3. Доводит информацию о результатах конкурсов до сведения его участников не позднее чем через 30 дней со дня определения победителя конкурса. 23.4. На основании договора с государственным заказчиком заключает договоры на выполнение городского заказа с победителями конкурсов (далее - договоры) в соответствии с решением конкурсной комиссии в течение 40 дней с момента определения победителей конкурсов. 23.5. Определяет окончательную стоимость и сроки выполнения работ (по грантам, в основном, сроком до одного года). 23.6. Осуществляет приемку отчетов по договорам в установленном порядке и имеет право затребовать у исполнителя все финансовые документы по договору. 24. Объем финансирования работ по заключаемым договорам не может превышать утвержденные лимиты финансирования, предусмотренные в бюджете "на поддержку инфраструктуры науки". Приложение 2 к постановлению Правительства Москвы от 13 июня 2000 года N 435 ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о грантах Правительства Москвы Настоящее Положение разработано в соответствии с Законом Российской Федерации от 23.08.96 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и основными требованиями Положения о формировании, экспертизе и реализации раздела "Инфраструктура и адресная поддержка науки" Плана развития науки и технологий в интересах города" на 2000-2001 гг., утвержденного Вице-мэром Москвы 28 февраля 2000 г. 1. Используемые понятия и определения 1.1. Грант Правительства Москвы (далее- грант) - безвозмездное и безвозвратное предоставление на конкурсной основе Правительством Москвы (грантодателем) субъекту научной и научно-технической деятельности (получателю гранта) денежных средств из бюджета города для выполнения конкретного проекта в интересах развития научно-технического потенциала города. 1.2. Государственный заказчик - учреждение Правительства Москвы, уполномоченное им осуществлять управление научно-технической деятельностью в интересах города. 1.3. Городской заказчик - юридическое лицо, организующее конкурсы грантов и заключающее договоры на выполнение работ по грантам за счет городского бюджета на основании договора с государственным заказчиком. 1.4. Научная организация - научные организации по определению Федерального закона от 23 августа 1996 года "О науке и государственной научно-технической политике" 2. Общие положения 2.1. Гранты предоставляются Департаментом науки и промышленной политики Правительства Москвы на основании решения конкурсной комиссии по следующим направлениям: 2.1.1. В области прикладных научно-технических работ и фундаментальных исследований, направленных на развитие города. 2.1.2. На развитие опытно-экспериментальной (исследовательской) базы научной и научно- технической деятельности. 2.2. Размер гранта по направлению п.2.1.1, в основном, не должен превышать 300 тыс.руб., по направлению п.2.1.2 - 500 тыс.руб. 2.3. В стоимость гранта могут быть включены затраты на закупку оборудования, комплектующих и приборов и расходы на пуско-наладочные работы. 2.4. Гранты предоставляются предпочтительно (при прочих равных условиях) аккредитованным научным организациям. 3. Основы для финансовой поддержки 3.1. Научные исследования, поддерживаемые грантами, должны отвечать современному уровню развития науки и техники и быть направлены на создание перспективных наукоемких технологий и продукции, носить прикладной характер, иметь перспективу для коммерческого использования результатов. 3.2. Грантами, в первую очередь, поддерживаются научные исследования фундаментального и прикладного характера, имеющие инновационный характер, поддерживаемые внебюджетными источниками финансирования и кредитования, результаты которых позволят решать актуальные научно-технические задачи развития города. 3.3. Объем финансирования грантов определяется городским заказчиком и утверждается государственным заказчиком в составе Плана развития науки и технологий в интересах города. Количество грантов определяется Городской конкурсной комиссией (далее - Конкурсная комиссия). 4. Получатели грантов 4.1. Получателями грантов по направлению п. 2.1.1 могут быть юридические и физические лица, по направлению п.2.1.2 - только юридические лица. 4.2. Юридическое лицо - получатель гранта: - научная организация или предприятие, расположенные на территории Москвы или Московской области. 4.3. Физическое лицо - получатель гранта: - гражданин Российской Федерации, работающий в одной из научных организаций или на предприятии Москвы или Московской области, имеющий ученую степень, присвоенную в соответствии с действующим законодательством и постоянно проживающий в г. Москве или Московской области; - должен быть научным руководителем научно-технического проекта и иметь основное место работы в научной организации или на предприятии Москвы или Московской области; - иметь стаж научно-технической деятельности или преподавательской работы в области исследований по проблеме гранта не менее 3 лет, подтверждаемый публикациями по проблеме и научно-техническими отчетами. 5. Заявка на грант 5.1. Заявка на участие в конкурсе грантов направляется городскому заказчику в порядке и по форме, указанным в публикации об объявлении конкурса. Сведения, содержащиеся в конкурсной заявке, являются конфиденциальными между соискателем гранта и городским заказчиком. 5.2. Заявка на участие в конкурсе грантов должна отвечать требованиям п.6.3 настоящего Положения и дополнительно содержать: а) Ф.И.О. руководителя проекта и основных исполнителей проекта; б) описание проекта; в) перечень основных научно-технических публикаций по теме проекта, патентов и авторских свидетельств, а также иных объектов интеллектуальной собственности, созданных ранее научным руководителем и коллективом; г) перечень основных источников информации по проблеме гранта и фактически полученным научно-техническим результатам; д) обоснование научно-технической актуальности проекта; е) область применения проекта для городского хозяйства или расширения научно-технического потенциала г.Москвы ; ж) перечень научных организаций и предприятий, на базе которых будет осуществляться проект с указанием согласованного распределения работ между ними; з) сведения о месте работы и должности научного руководителя и основных исполнителей проекта; и) согласованный проект научно-технического задания на выполнение работ; к) проект календарного плана или содержательный план выполнения работ по проекту; л) обоснованную смету расходов. 5.3. В конкурсной заявке на грант от физического лица должно дополнительно содержаться обязательство научной организации или предприятия о предоставлении своей научно-технической и производственной базы и расчетного счета для обеспечения финансирования по гранту. 6. Порядок рассмотрения заявок 6.1. Пакет конкурсной документации по грантам рассматривается и утверждается конкурсной комиссией по представлению городского заказчика. 6.2. Материалы для рассмотрения конкурсной комиссией готовятся городским заказчиком совместно с секциями Научно-экспертного совета Правительства Москвы (НЭС) и независимыми экспертами с учетом предварительного рассмотрения представленных материалов на научно-технических советах пользователей научно-технической продукции (департаменты, комитеты и управления Правительства Москвы). Состав Научно-экспертного совета и Положение о НЭС утверждаются постановлением Правительства Москвы. 6.3. Конкурсная комиссия при определении победителей конкурса грантов руководствуется основными требованиями: 6.3.1. Решение (освещение) актуальных городских проблем, в том числе проблем экологии. 6.3.2. Количество и уровень проведенных ранее научно-технических мероприятий. 6.3.3. Наличие собственной базы для проведения научно-технических мероприятий. 6.3.4. Расширение объема импортозамещающей и экспортнопригодной продукции. 6.3.5. Привлечение внебюджетных источников финансирования для реализации конкурсных предложений, в том числе иностранных инвестиций. 6.3.6. Наличие международного или российского патентов. 6.3.7. Наличие научно-технического задела в области заявленных научных исследований. 6.3.8. Минимальная заявленная стоимость конкурсного предложения. 6.3.9. По грантам в области прикладных научно-технических работ и фундаментальных исследований, направленных на развитие города: - проведение научно-технических работ поискового характера для последующего проведения прикладных НИОКР; - проведение фундаментальных исследований в интересах развития города с оформлением патентов, открытий и т.д.; - создание опытных и опытно-промышленных образцов по результатам завершенных НИР. 6.3.10. По грантам на развитие опытно-экспериментальной (исследовательской) базы для научной и научно-технической деятельности: - создание центров коллективного пользования (дающих право использовать приобретаемое научно-исследовательское оборудование заинтересованным городским организациям) или расширение научно-методических возможностей опытно-экспериментальной (исследовательской) базы; - создание новых методик исследований с целью получения дополнительных экспериментальных данных по актуальным научно-техническим проблемам в центрах коллективного пользования. 6.4. Победитель конкурса по грантам определяется решением Конкурсной комиссии в соответствии с требованиями п.6.3 настоящего Положения. 6.5. Городской заказчик: 6.5.1. Организует публикацию условий конкурсов и их результатов в средствах массовой информации. 6.5.2. Обеспечивает консультацию участников конкурса по процедурным вопросам. 6.5.3. Доводит информацию о результатах конкурсов до сведения его участников не позднее чем через 30 дней со дня определения победителя конкурса. 6.5.4. Заключает договоры на выполнение городского заказа с победителями конкурсов (далее - договоры) на основании решения конкурсной комиссии, на срок, в основном, до одного года. 6.5.5. Определяет окончательную стоимость и сроки выполнения работ. 6.5.6. Осуществляет приемку отчетов по договорам в установленном порядке и имеет право затребовать у исполнителя все финансовые документы по договору. 7. Экспертиза конкурсных предложений и отчетов по грантам. 7.1. Городской заказчик по согласованию с конкурсной комиссией организует экспертизу конкурсных предложений силами независимых экспертов и экспертных секций НЭС по приоритетным направлениям развития городского хозяйства. 7.2. Экспертное заключение дается не менее чем двумя независимыми экспертами и соответствующей экспертной секцией НЭС. 7.3. Независимые эксперты должны иметь ученую степень и работать в научно-технических направлениях по тематике конкурсного предложения и иметь научные публикации по данной проблеме в течение последних 3 лет. 8. Реализация научно-технических проектов, выполняемых в рамках предоставленного гранта 8.1. Финансовые средства по гранту: 8.1.1. Используются исключительно для нужд выполнения проекта, предусмотренного грантом в соответствии с утвержденной структурой расходов. 8.1.2. Расходуются организацией на нужды проекта по согласованию с научным руководителем. 8.1.3. Расшифровка затрат прикладывается к отчету по договору. 8.1.4. Право интеллектуальной собственности (выраженной в виде НТД, патентов и т.д.) по гранту Правительства Москвы принадлежит городу и отражается в договоре. 8.2. Финансирование гранта, предоставленного физическому лицу, осуществляется через научную организацию или предприятие, указанные в заявке. 8.3. Максимальный размер накладных расходов не может превышать 10% от стоимости договора по грантам направления п.2.1.1 и 10% от собственных затрат исполнителя работ по грантам направления п.2.1.2 (стоимость договора за вычетом стоимости приобретаемого оборудования). 8.4. Закупка необходимой вычислительной техники получателем гранта производится по согласованию с городским заказчиком с учетом возможностей уже существующих центров коллективного пользования. 8.5. Приемка отчетов по грантам производится городским заказчиком совместно с соответствующими пользователями (департаменты, комитеты и управления) в установленном порядке. 9. Прочие положения 9.1. Одно и тоже физическое лицо не может быть участником выполнения работ более чем по одному гранту. 9.2. Одно и тоже юридическое лицо не может получить более трех грантов по двум направлениям (по направлению п.2.3.2 - не более одного гранта). 9.3. Каждой конкурсной заявке на грант и проекту его реализиции городским заказчиком присваивается код, который доводится городским заказчиком до заявителя гранта. 9.4. Информация об экспертах является конфиденциальной. 9.5. Получатель гранта, допустивший нецелевое использование средств гранта, лишается права в дальнейшем быть соискателем гранта и обязан возвратить финансовые средства в затраченном объеме. 9.6. Руководитель проекта обязан незамедлительно информировать городского заказчика о нарушении условий выполнения проекта - о несвоевременном поступлении и неправильном расходовании выделяемых средств. 9.7. В случае возникновения обстоятельств, препятствующих руководителю проекта выполнять свои функции, руководитель проекта информирует об этом городского заказчика, после чего городской заказчик совместно с конкурсной комиссией рассматривает целесообразность и условия продолжения работ по проекту. Замена руководителя проекта производится решением Конкурсной комиссии. 9.8. В случае, если грантополучатель в течение одного месяца с момента опубликования итогов конкурса на представление гранта не передал городскому заказчику договорную документацию по установленной форме, результаты конкурса аннулируются. |