О ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРЕДАЧИ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА, В ТОМ ЧИСЛЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ПРИ НАЛИЧИИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ОСНОВАНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 21.05.10 Д23-1869

         О ВОЗМОЖНОСТИ ПЕРЕДАЧИ В МУНИЦИПАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ
     ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА, В ТОМ ЧИСЛЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ,
        ПРИ НАЛИЧИИ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ОСНОВАНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ
                ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                            21 мая 2010 г.
                              N Д23-1869

                                 (Д)

     Департамент недвижимости  Минэкономразвития   России   рассмотрел
обращение   по  вопросу  о  находящихся  в  федеральной  собственности
земельных участках и в рамках своей компетенции сообщает.
     В соответствии  с  Федеральным  законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О
государственной регистрации прав на недвижимое имущество  и  сделок  с
ним"  (далее  -  Закон  N 122-ФЗ) государственная регистрация является
единственным доказательством существования зарегистрированного  права.
При  этом  оспаривать зарегистрированное право на недвижимое имущество
допускается только в судебном порядке.
     Согласно п.  2 ст.  214 Гражданского кодекса Российской Федерации
земля и другие  природные  ресурсы,  не  находящиеся  в  собственности
граждан,  юридических  лиц  либо  муниципальных образований,  являются
государственной собственностью,  под которой применительно к земельным
участкам  понимается  совокупность  земельных участков,  находящихся в
государственной   собственности,   которая   не   разграничивается   в
собственность    субъектов    Российской   Федерации   и   федеральную
собственность.  При  этом  ст.  214  Гражданского  кодекса  Российской
Федерации  не  содержит оснований для разграничения прав собственности
на землю и отнесения земельных  участков  к  собственности  Российской
Федерации,    субъекта   Российской   Федерации   либо   муниципальной
собственности.
     Основания отнесения земельных участков к собственности Российской
Федерации,  субъектов Российской Федерации и муниципальных образований
определены  ст.  3.1  Федерального  закона  от  25.10.2001 N 137-ФЗ "О
введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее  -
Закон N 137-ФЗ).
     Необходимость проведения   государственной   регистрации   права,
приобретенного  до  вступления  в  силу Закона N 122-ФЗ,  была вызвана
требованиями  п.  2  ст.  6  и  п.  2  ст.   13   Закона   N   122-ФЗ,
предусматривающими,   что   государственная   регистрация  ограничений
(обременений) права,  ипотеки,  аренды  или  иной  сделки  с  объектом
недвижимого  имущества  возможна  только  при  наличии государственной
регистрации  ранее  возникших  прав  на   данный   объект   в   Едином
государственном  реестре  прав  на недвижимое имущество и сделок с ним
(далее - ЕГРП).
     Норма, позволяющая осуществлять распоряжение земельными участками
без  государственной  регистрации  права  собственности  на  земельные
участки,  государственная  собственность  на  которые не разграничена,
была введена Законом N 137-ФЗ.
     Таким образом, для государственной регистрации перехода права или
его ограничения (обременения) на земельные  участки  до  вступления  в
силу   Закона   N   137-ФЗ   требовалось   проведение  государственной
регистрации ранее возникшего права государственной собственности.
     Основаниями для  осуществления  государственной регистрации права
собственности Российской Федерации на вышеуказанные земельные  участки
послужили  положения Конституции Российской Федерации и п.  2 ст.  214
Гражданского кодекса Российской Федерации.
     В связи с указанными обстоятельствами в ЕГРП до вступления в силу
положения Закона  N  137-ФЗ,  позволяющего  осуществлять  распоряжение
земельными    участками    без   государственной   регистрации   права
собственности на земельные участки,  государственная собственность  на
которые   не   разграничена,   вносились   записи   о  государственной
регистрации права собственности Российской Федерации.
     Наличие в   ЕГРП  записей  о  государственной  регистрации  права
собственности   Российской   Федерации   приводит   к    невозможности
распоряжения  субъектами  Российской  Федерации либо органами местного
самоуправления  указанными  земельными  участками  даже  при   наличии
оснований   для   отнесения   соответствующих   земельных  участков  к
собственности  субъектов  Российской  Федерации   либо   муниципальных
образований согласно ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ.
     По мнению Департамента недвижимости, разрешить указанную ситуацию
возможно в судебном порядке.
     Одновременно сообщаем,  что  перечень  оснований   для   передачи
федерального  недвижимого  имущества  установлен ст.  154 Федерального
закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в  законодательные
акты  Российской  Федерации  и  признании  утратившими  силу некоторых
законодательных  актов  Российской  Федерации  в  связи  с   принятием
Федеральных  законов  "О внесении изменений и дополнений в Федеральный
закон    "Об    общих    принципах     организации     законодательных
(представительных)  и  исполнительных  органов  государственной власти
субъектов Российской Федерации"  и  "Об  общих  принципах  организации
местного самоуправления в Российской Федерации".  Перечень документов,
которые необходимо представить для передачи имущества в  муниципальную
собственность,   установлен  Постановлением  Правительства  Российской
Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов,  необходимых для
принятия  решения  о передаче имущества из федеральной собственности в
собственность  субъекта   Российской   Федерации   или   муниципальную
собственность,   из  собственности  субъекта  Российской  Федерации  в
федеральную  собственность   или   муниципальную   собственность,   из
муниципальной    собственности   в   федеральную   собственность   или
собственность субъекта Российской Федерации". Для рассмотрения вопроса
о    возможности   передачи   земельных   участков   в   собственность
муниципальных  образований  при  наличии  соответствующих   оснований,
предусмотренных  законодательством  Российской  Федерации,  необходимо
направить  соответствующее  обращение   и   комплект   предусмотренных
законодательством документов.
     Также в соответствии с п.  3 ст. 19 Земельного кодекса Российской
Федерации в собственность муниципальных образований для обеспечения их
развития  могут  безвозмездно  передаваться   земли,   находящиеся   в
государственной   собственности,  в  том  числе  за  пределами  границ
муниципальных образований. Таким образом, действующее законодательство
содержит    механизмы,    позволяющие   передавать   в   муниципальную
собственность  государственное  имущество,  в  том   числе   земельные
участки,  и  отражающие  в достаточной степени интересы муниципального
образования.

Заместитель директора
Департамента недвижимости
                                                           М.В.БОЧАРОВ
21 мая 2010 г.
N Д23-1869