О ПРИНЯТЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТАХ И ИЗМЕНЕНИЯХ, ВНЕСЕННЫХ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ МЕР ПО ПОДДЕРЖКЕ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 8 октября 2010 г. N Д05-3542 (Д) Департамент развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России рассмотрел обращение и сообщает. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. В целях развития предпринимательства Правительством Российской Федерации осуществляется комплекс мер по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства с учетом влияния финансово-экономического кризиса. Ключевым документом, устраняющим избыточный государственный контроль за субъектами малого и среднего предпринимательства, стал Федеральный закон N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", принятый 26.12.2008. Указанный Закон предусмотрел ряд новелл, направленных на защиту от незаконных проверок малых и средних компаний. Так, по Закону проведение внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства стало возможно только по согласованию с органами прокуратуры Российской Федерации (с 9 мая 2010 г. данная норма распространяется на проверки всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей). Ограничены сроки проведения проверок для всех органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. Также сообщаем, что в 2010 г. реализована важная норма, затрагивающая всех без исключения предпринимателей. В соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 239-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" инспектор, допустивший нарушение порядка проведения проверки, будет нести ответственность в виде денежного штрафа, а результаты такой проверки могут быть признаны недействительными. Кроме того, в случае если при проведении проверки контролирующий орган обнаружит нарушения, не влекущие какого-либо ущерба или угрозы причинения ущерба, а также если эти нарушения будут допущены предприятием впервые, инспектор обязан будет применить такую меру административного наказания, как предупреждение. Ранее большинство таких проверок заканчивалось назначением крупных денежных штрафов даже по незначительным нарушениям, что для субъектов малого и среднего предпринимательства было крайне обременительным. Федеральным законом от 26.12.2008 N 293-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части исключения внепроцессуальных прав органов внутренних дел Российской Федерации, касающихся проверок субъектов предпринимательской деятельности" признаны утратившими силу п. п. 25 и 35 ст. 11 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции". В связи с этим в настоящее время обязанности по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений осуществляются органами внутренних дел только в рамках Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности". Помимо исключения внепроцессуальных полномочий органов внутренних дел Законом внесены поправки в КоАП РФ и Закон об оперативно-розыскной деятельности в части регламентации процедуры изъятия документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении, а также процедуры изъятия документов при проведении органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, гласных оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, 31 марта 2010 г. вступили в силу поправки в Кодекс РФ об административных правонарушениях, исключающие полномочия милиции по составлению протоколов об административных правонарушениях в сфере обеспечения контроля за санитарно-эпидемиологическим благополучием населения, экологического, фитосанитарного, налогового контроля, контроля в банковской сфере и сфере финансовых рынков, технического регулирования, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (79 составов). 21.08.2010 Правительство Российской Федерации приняло Постановление N 645 "Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества", которое позволит впервые сформировать перечень федерального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам малого и среднего предпринимательства. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 N 178 "О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства". В соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации Минэкономразвития России утверждает распределение субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства. В рамках реализации государственной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства предусмотрено предоставление субсидий на образовательные программы, связанные с подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации, а также развитие предпринимательской грамотности и предпринимательских компетенций целевых групп граждан, продолжительностью не более 100 часов. В рамках мероприятия: - предоставляются сертификаты субъектам МСП с целью самостоятельного выбора предпринимателем образовательного учреждения и направления обучения; - предоставляются субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства для частичной оплаты образовательных услуг; - предоставляются образовательные услуги молодым людям в возрасте до 30 лет на базе учебных заведений высшего и среднего специального образования с целью стимулирования создания молодыми людьми новых малых и микропредприятий (школы молодежного предпринимательства). Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" предусматривается переход к страховым принципам формирования системы обязательного социального страхования, в том числе установление единого для всех страхователей (работодателей) тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 26% от выплат работникам при увеличении совокупного тарифа взносов на все виды обязательного социального страхования до 34%. При этом устанавливается определенный уровень страховых гарантий застрахованным лицам, обеспечиваемый за счет поступлений страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов. Обязанность по уплате страховых взносов обеспечивает гражданам реализацию права на трудовую пенсию и обязательное медицинское страхование. Используемый подход к определению размера подлежащих уплате страховых взносов обеспечивает индивидуальному предпринимателю минимальный уровень гарантий по обязательному социальному страхованию. Кроме того, целевым назначением страховых взносов на обязательное пенсионное страхование является обеспечение права гражданина на получение пенсии в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. Заместитель директора Департамента развития малого и среднего предпринимательства Н.И.ЛАРИОНОВА 8 октября 2010 г. N Д05-3542 |