ОБ УПЛАТЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ИНДИВИДУАЛЬНЫМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ, А ТАКЖЕ О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ О РЕЗУЛЬТАТАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 07.10.10 Д05-3509

              ОБ УПЛАТЕ ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА ИНДИВИДУАЛЬНЫМ
        ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ, А ТАКЖЕ О ПОРЯДКЕ РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ
           О РЕЗУЛЬТАТАХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ
                          ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                          7 октября 2010 г.
                              N Д05-3509

                                 (Д)


     Департамент   развития   малого  и  среднего  предпринимательства
совместно   с   Департаментом   инвестиционной   политики  и  развития
частно-государственного   партнерства   Минэкономразвития   России   и
Минфином  России  рассмотрел обращение, связанное с уплатой земельного
налога, и сообщает.
     В  отношении обязанности расчета земельного налога индивидуальным
предпринимателем сообщаем следующее.
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  388 Налогового кодекса Российской
Федерации  (далее  -  Кодекс)  налогоплательщиками  земельного  налога
признаются   организации  и  физические  лица,  обладающие  земельными
участками,  признаваемыми  объектом  налогообложения в соответствии со
ст.   389   Кодекса,   на   праве   собственности,  праве  постоянного
(бессрочного)   пользования   или   праве   пожизненного  наследуемого
владения.
     На  основании  ст.  391  Кодекса  налоговая  база  для исчисления
земельного  налога определяется в отношении каждого земельного участка
как   его  кадастровая  стоимость  по  состоянию  на  1  января  года,
являющегося налоговым периодом.
     Налогоплательщики  -  индивидуальные  предприниматели  определяют
налоговую   базу   самостоятельно   в  отношении  земельных  участков,
используемых     (предназначенных    для    использования)    ими    в
предпринимательской     деятельности,     на     основании    сведений
государственного  кадастра  недвижимости  о  каждом земельном участке,
принадлежащем   им   на   праве   собственности,   праве   постоянного
(бессрочного)   пользования   или   праве   пожизненного  наследуемого
владения.
     По  результатам  проведения  государственной  кадастровой  оценки
земель   сведения   о   кадастровой   стоимости   земельных   участков
предоставляются    налогоплательщикам    в    порядке,    определенном
уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом
исполнительной власти (п. 14 ст. 396 Кодекса).
     Налогоплательщики  -  индивидуальные предприниматели, применяющие
систему  налогообложения  в виде единого налога на вмененный доход для
отдельных   видов   деятельности,   в  отношении  земельных  участков,
принадлежащих   им   на  праве  собственности  или  праве  постоянного
(бессрочного)   пользования   и   используемых   (предназначенных  для
использования)   в   предпринимательской  деятельности,  по  истечении
отчетного  периода  представляют в налоговый орган по месту нахождения
земельного  участка,  если  иное  не  предусмотрено настоящей статьей,
налоговый расчет по авансовым платежам по налогу.
     Одновременно  обращаем  внимание на то, что в соответствии с п. 1
ст.  138  Кодекса  акты налоговых органов, действия или бездействие их
должностных  лиц  могут  быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган
(вышестоящему   должностному   лицу)   или  в  суд.  Подача  жалобы  в
вышестоящий   налоговый  орган  (вышестоящему  должностному  лицу)  не
исключает  права  на  одновременную или последующую подачу аналогичной
жалобы в суд, если иное не предусмотрено ст. 101.2 Кодекса.
     В  отношении  повышения  земельного  налога в связи с увеличением
кадастровой стоимости земельного участка отмечаем следующее.
     Обращаем  внимание  на то, что повышение земельного налога должно
иметь экономическое основание и не может быть произвольным (п. 3 ст. 3
Кодекса).   Кроме   того,   оно  должно  также  учитывать  фактическую
способность  налогоплательщика  к  уплате налога (п. 1 ст. 3 Кодекса).
Произвольное  увеличение  земельного  налога нарушает права и законные
интересы  налогоплательщиков и противоречит принципам законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах.
     В  связи  с  этим сообщаем, что налогоплательщики, не согласные с
результатами  кадастровой  оценки  стоимости земельных участков, могут
обратиться  в  суд  для урегулирования сложившейся ситуации в судебном
порядке  (п.  12  Правил проведения государственной кадастровой оценки
земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации
от 08.04.2000 N 316 (далее - Правила)).
     Также  отмечаем, что Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об
оценочной  деятельности  в  Российской  Федерации"  (далее  -  Закон N
135-ФЗ)  в  новой  редакции помимо судебного порядка разрешения споров
предусматривает  также  и  внесудебный порядок оспаривания результатов
определения  кадастровой стоимости в комиссии по рассмотрению споров о
результатах  определения  кадастровой  стоимости  (далее  - комиссия).
Порядок досудебного разрешения споров регламентирован ст. 24.19 Закона
N 135-ФЗ.
     Следует  также  отметить, что в соответствии с п. п. 2 и 5 ст. 28
Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре
недвижимости"   в   случае   обнаружения  органом  кадастрового  учета
технической или кадастровой ошибки в сведениях или поступления в орган
кадастрового  учета  от  любого лица заявления о такой ошибке в форме,
установленной   органом  нормативно-правового  регулирования  в  сфере
кадастровых   отношений,  указанные  ошибки  подлежат  исправлению  на
основании   решения   органа  кадастрового  учета  либо  на  основании
вступившего в законную силу решения суда об исправлении таких ошибок.
     Если   выявленная  ошибка  влияет  на  характеристики  земельного
участка  и  влечет  за  собой необходимость пересмотра его кадастровой
стоимости,  то  в  соответствии  с  п.  1  Правил оценщиком может быть
проведена оценка земельного участка.
     Учитывая    изложенное,    считаем    целесообразным   дальнейшее
урегулирование данного вопроса комиссией или в судебном порядке.

Заместитель директора
Департамента развития
малого и среднего
предпринимательства
                                                         Н.И.ЛАРИОНОВА
7 октября 2010 г.
N Д05-3509