О ПРИМЕНЕНИИ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОТСТВА СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И О ПОДАЧЕ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЕЕ БАНКРОТОМ В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22.04.2010 N 65-ФЗ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 12 октября 2010 г. N Д06-3489 (Д) Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение по вопросам, связанным с применением мер по предупреждению банкротства страховой организации и подачей заявления о признании ее банкротом в связи с вступлением в силу Федерального закона от 22.04.2010 N 65-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", и в пределах своей компетенции сообщает. В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления организаций. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение законодательства Российской Федерации. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение, которое не является обязательным для правоприменителей. В соответствии с п. 1 ст. 184.1 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) под отказом в удовлетворении требований кредиторов по денежным обязательствам, предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 183.2 Закона о банкротстве, для страховых организаций понимается в том числе неисполнение или ненадлежащее исполнение в срок, установленный федеральным законом или договором страхования, обязанности по осуществлению страховой выплаты или выплаты страховой суммы либо неисполнение или ненадлежащее исполнение указанной обязанности, установленной вступившим в законную силу судебным актом. Таким образом, основанием для применения мер по предупреждению банкротства согласно п. 1 ст. 184.1 Закона о банкротстве является неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по осуществлению страховой выплаты или выплаты страховой суммы. Соответственно, заявление страховой организацией отказа в выплате страхового возмещения при наличии оснований для его выплаты, по мнению Департамента, является основанием для применения мер по предупреждению банкротства. В соответствии со ст. 184.2 Закона о банкротстве при определении признаков банкротства страховой организации в отношении обязанности страховой организации, связанной с осуществлением страховой выплаты, принимается во внимание установленная федеральным законом или договором страхования либо вступившим в законную силу судебным актом обязанность по осуществлению страховой выплаты, а также выплаты части страховой премии в связи с досрочным прекращением договора страхования. Таким образом, отказ в выплате страхового возмещения при наличии оснований для его выплаты может являться основанием для признания страховой организации банкротом. В связи с этим обращаем внимание на то, что, если отказ в выплате страхового возмещения признан судом необоснованным, данное обстоятельство будет являться основанием для осуществления страховой организацией соответствующей выплаты страхового возмещения, неуплата которой может являться основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве страховой организации. При этом, по мнению Департамента, рассмотрение вопроса об обоснованности отказа в выплате страхового возмещения может быть осуществлено в том числе и в ходе рассмотрения обоснованности поданного кредитором заявления о банкротстве. Необходимо отметить, что рассмотрение обоснованности заявления о признании страховой организации банкротом производится в порядке ст. 48 Закона о банкротстве. По результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих определений: о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения; об отказе во введении наблюдения и оставлении такого заявления без рассмотрения; об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве. Так, согласно п. 3 ст. 48 Закона о банкротстве определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве выносится арбитражным судом при отсутствии заявлений иных кредиторов о признании должника банкротом в случае, если на дату заседания арбитражного суда по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом требование лица, обратившегося с этим заявлением, удовлетворено или требование кредитора признано необоснованным либо установлено отсутствие на дату подачи этого заявления хотя бы одного из условий, предусмотренных ст. ст. 8, 9 или п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве (п. 3 ст. 183.16 Закона о банкротстве для финансовых организаций). По мнению Департамента, требование кредитора может быть признано арбитражным судом необоснованным, если между заявителем и должником существует спор, который может быть рассмотрен только в рамках искового производства. Заместитель директора Департамента корпоративного управления Д.В.СКРИПИЧНИКОВ 12 октября 2010 г. N Д06-3489 |