О ПРИМЕНЕНИИ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОТСТВА СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И О ПОДАЧЕ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЕЕ БАНКРОТОМ В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ В СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22.04.2010 N 65-ФЗ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 12.10.10 Д06-3489

О ПРИМЕНЕНИИ МЕР ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОТСТВА СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И
 О ПОДАЧЕ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЕЕ БАНКРОТОМ В СВЯЗИ С ВСТУПЛЕНИЕМ В
           СИЛУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 22.04.2010 N 65-ФЗ

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                          12 октября 2010 г.
                              N Д06-3489

                                 (Д)

     Департамент корпоративного  управления  Минэкономразвития  России
(далее - Департамент) рассмотрел обращение по  вопросам,  связанным  с
применением мер по предупреждению банкротства страховой организации  и
подачей заявления о признании ее банкротом в  связи  с  вступлением  в
силу Федерального закона от 22.04.2010 N 65-ФЗ "О внесении изменений в
Закон  Российской  Федерации  "Об  организации   страхового   дела   в
Российской Федерации"  и  отдельные  законодательные  акты  Российской
Федерации", и в пределах своей компетенции сообщает.
     В  соответствии  с  Положением  о   Министерстве   экономического
развития    Российской    Федерации,    утвержденным    Постановлением
Правительства   Российской   Федерации   от    05.06.2008    N    437,
Минэкономразвития России является федеральным  органом  исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому   регулированию,   в   том    числе    в    сфере
несостоятельности    (банкротства)    и    финансового    оздоровления
организаций.
     В компетенцию  Минэкономразвития  России  не  входит  разъяснение
законодательства Российской Федерации.
     В связи с этим Департамент вправе  лишь  высказать  свое  мнение,
которое не является обязательным для правоприменителей.
     В соответствии с п. 1 ст. 184.1 Федерального закона от 26.10.2002
N  127-ФЗ  "О  несостоятельности  (банкротстве)"  (далее  -  Закон   о
банкротстве) под отказом в  удовлетворении  требований  кредиторов  по
денежным обязательствам, предусмотренным пп. 1 п. 1 ст. 183.2 Закона о
банкротстве,  для  страховых  организаций  понимается  в   том   числе
неисполнение  или  ненадлежащее  исполнение  в   срок,   установленный
федеральным  законом  или  договором   страхования,   обязанности   по
осуществлению страховой  выплаты  или  выплаты  страховой  суммы  либо
неисполнение  или  ненадлежащее  исполнение   указанной   обязанности,
установленной вступившим в законную силу судебным актом.
     Таким образом, основанием для применения  мер  по  предупреждению
банкротства согласно п. 1 ст.  184.1  Закона  о  банкротстве  является
неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по  осуществлению
страховой  выплаты  или  выплаты  страховой   суммы.   Соответственно,
заявление  страховой  организацией   отказа   в   выплате   страхового
возмещения  при  наличии  оснований  для  его   выплаты,   по   мнению
Департамента, является основанием для применения мер по предупреждению
банкротства.
     В соответствии со ст. 184.2 Закона о банкротстве при  определении
признаков банкротства страховой организации  в  отношении  обязанности
страховой организации, связанной с осуществлением  страховой  выплаты,
принимается  во  внимание  установленная   федеральным   законом   или
договором страхования либо вступившим в законную силу  судебным  актом
обязанность по осуществлению страховой выплаты, а также выплаты  части
страховой  премии  в   связи   с   досрочным   прекращением   договора
страхования. Таким образом, отказ в выплате страхового возмещения  при
наличии оснований  для  его  выплаты  может  являться  основанием  для
признания страховой организации банкротом.
     В связи с этим обращаем внимание на то, что, если отказ в выплате
страхового   возмещения   признан   судом    необоснованным,    данное
обстоятельство будет являться основанием для  осуществления  страховой
организацией соответствующей выплаты страхового  возмещения,  неуплата
которой может являться основанием для возбуждения производства по делу
о банкротстве страховой организации.
     При  этом,  по  мнению  Департамента,  рассмотрение  вопроса   об
обоснованности отказа  в  выплате  страхового  возмещения  может  быть
осуществлено  в  том  числе  и  в  ходе  рассмотрения   обоснованности
поданного кредитором заявления о банкротстве. Необходимо отметить, что
рассмотрение   обоснованности   заявления   о   признании    страховой
организации  банкротом  производится  в  порядке  ст.  48   Закона   о
банкротстве. По результатам рассмотрения  обоснованности  заявления  о
признании должника банкротом арбитражный суд выносит одно из следующих
определений:
     о  признании  требований  заявителя  обоснованными   и   введении
наблюдения;
     об отказе во введении наблюдения и  оставлении  такого  заявления
без рассмотрения;
     об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства  по
делу о банкротстве.
     Так, согласно п. 3 ст. 48 Закона  о  банкротстве  определение  об
отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по  делу  о
банкротстве выносится арбитражным судом при отсутствии заявлений  иных
кредиторов о признании должника  банкротом  в  случае,  если  на  дату
заседания арбитражного суда по  проверке  обоснованности  заявления  о
признании должника банкротом требование  лица,  обратившегося  с  этим
заявлением,   удовлетворено   или   требование   кредитора    признано
необоснованным  либо  установлено  отсутствие  на  дату  подачи  этого
заявления хотя бы одного из условий, предусмотренных ст. ст. 8, 9  или
п. 2 ст. 33 Закона о банкротстве (п. 3 ст. 183.16 Закона о банкротстве
для финансовых организаций).
     По мнению Департамента, требование кредитора может быть  признано
арбитражным судом необоснованным, если между  заявителем  и  должником
существует  спор,  который  может  быть  рассмотрен  только  в  рамках
искового производства.

Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
                                                      Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
12 октября 2010 г.
N Д06-3489