СЧИТАЮТСЯ ЛИ СРЕДСТВА, ПОСТУПИВШИЕ ОТ СОБСТВЕННИКОВ ТСЖ В УПЛАТУ СТОИМОСТИ СОДЕРЖАНИЯ, ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ЖИЛОГО ФОНДА, ЦЕЛЕВЫМИ ПОСТУПЛЕНИЯМИ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ? ОБЛАГАЮТСЯ ЛИ НДС РАБОТЫ (УСЛУГИ) ТСЖ ПО УПРАВЛЕНИЮ МНОГОКВАРТИРНЫМ ДОМОМ (ДАЛЕЕ - МКД), ВЫПОЛНЕННЫЕ СОБСТВЕННЫМИ СИЛАМИ? ПО МНЕНИЮ ТСЖ, ИЗМЕНЕНИЯ, ВНЕСЕННЫЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМ ЗАКОНОМ ОТ 28.11.2009 N 287-ФЗ В П. 3 СТ. 149 НК РФ, ПРОТИВОРЕЧАТ ПОСТАНОВЛЕНИЮ ВАС РФ ОТ 05.10.2007 N 57 И УХУДШАЮТ ПОЛОЖЕНИЕ ГРАЖДАН И ВЫНУЖДАЮТ УПРАВЛЕНИЕ МКД ПЕРЕДАВАТЬ УПРАВЛЯЮЩИМ КОМПАНИЯМ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 25 октября 2010 г. N 03-07-14/77 (Д) В связи с обращением по вопросам применения налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость товариществами собственников жилья Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает. Согласно п. 2 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров), поступившие безвозмездно на содержание и ведение уставной деятельности некоммерческих организаций, к которым отнесены осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях вступительные и членские взносы. Членами товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ) вносятся обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг в порядке, установленном органами управления ТСЖ. Обязанность внесения таких платежей возникает не в связи с членством в ТСЖ, а в связи с владением и пользованием имуществом в многоквартирном доме. Средства, поступившие от членов ТСЖ в оплату стоимости содержания, обслуживания и ремонта жилого фонда, а также в оплату коммунальных услуг, целевыми поступлениями в смысле п. 2 ст. 251 Кодекса не являются. Учитывая изложенное, плата членов ТСЖ за услуги (работы) по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома, содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений, капитальному ремонту жилого дома, а также плата за коммунальные услуги являются выручкой от реализации работ, услуг и, соответственно, учитываются ТСЖ при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом для целей налогообложения учитываются расходы, отвечающие требованиям, предусмотренным п. 1 ст. 252 Кодекса. Вместе с тем в случае, если в соответствии с уставом, утвержденным общим собранием членов ТСЖ, на ТСЖ возложены обязанности по обеспечению надлежащего санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; технической инвентаризации жилого дома; предоставлению коммунальных услуг; по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; капитальному ремонту жилого дома и ТСЖ от своего имени заключает договоры с производителями (поставщиками) данных услуг (работ), действуя при этом от имени и за счет членов ТСЖ (то есть является исходя из договорных обязательств посредником, закупающим по поручению членов ТСЖ коммунальные услуги, услуги по обеспечению санитарного, противопожарного и технического состояния жилого дома и придомовой территории; услуги по технической инвентаризации жилого дома; услуги по содержанию и ремонту жилых и нежилых помещений; услуги по капитальному ремонту жилого дома), то налогообложение налогом на прибыль организаций средств, поступающих на счета ТСЖ от данной посреднической деятельности, осуществляется в порядке, предусмотренном пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса, то есть только в части посреднического, агентского или иного аналогичного вознаграждения ТСЖ за его посреднические, агентские или иные аналогичные услуги. По вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, работ (услуг) по управлению многоквартирными домами и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными силами ТСЖ, сообщаем, что в соответствии с пп. 30 п. 3 ст. 149 Кодекса от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) ТСЖ, при условии приобретения работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ТСЖ у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно выполняющих (оказывающих) данные работы (услуги). Освобождение от налогообложения налогом на добавленную стоимость работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, работ (услуг) по управлению многоквартирными домами и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными силами ТСЖ, Кодексом не предусмотрено. Что касается Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами дел, касающихся взимания налога на добавленную стоимость по операциям, связанным с предоставлением жилых помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов", то распространять его положения на вышеназванную норму ст. 149 Кодекса в редакции Федерального закона от 28.11.2009 N 287-ФЗ "О внесении изменений в статьи 149 и 162 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", вступившую в силу только с 1 января 2010 г., оснований не имеется. Одновременно отмечаем, что вышеизложенный порядок применения налога на добавленную стоимость ТСЖ, по нашему мнению, не может являться основанием для передачи управления многоквартирными домами управляющим организациям, поскольку освобождение от налогообложения этим налогом работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, работ (услуг) по управлению многоквартирными домами и других работ (услуг), выполняемых (оказываемых) собственными силами управляющих организаций, Кодексом также не предусмотрено. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 25 октября 2010 г. N 03-07-14/77 |