ЗАО В 2007 Г. БЫЛИ ЗАКЛЮЧЕНЫ ДОГОВОРЫ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ И ИЗЫСКАТЕЛЬСКИХ РАБОТ С ЗАКАЗЧИКОМ, ЯВЛЯЮЩИМСЯ РЕЗИДЕНТОМ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. ВАЛЮТОЙ УКАЗАННЫХ ДОГОВОРОВ ЯВЛЯЕТСЯ РОССИЙСКИЙ РУБЛЬ. РАБОТЫ ВЫПОЛНЯЛИСЬ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И РАСШИРЕНИЮ НЕФТЕПЕРЕКАЧИВАЮЩЕЙ СТАНЦИИ. СТОИМОСТЬ РАБОТ ПО ДОГОВОРАМ СОСТАВИЛА 29 962 476 РУБ. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ВЕЛОСЬ МЕНЕЕ 12 МЕСЯЦЕВ, ПОЭТОМУ ОБЯЗАННОСТИ ПО ОБРАЗОВАНИЮ ПОСТОЯННОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НЕ ВОЗНИКЛО (СТ. 5 КОНВЕНЦИИ МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ КАЗАХСТАН ОТ 18.10.1996 "ОБ УСТРАНЕНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ НА ДОХОД И КАПИТАЛ"). НА ОСНОВАНИИ СТ. СТ. 178, 180 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН ЗАКАЗЧИК (КАЗАХСТАНСКИЙ ПАРТНЕР), ДЕЙСТВУЯ КАК НАЛОГОВЫЙ АГЕНТ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН, УДЕРЖАЛ С ДОХОДОВ НЕРЕЗИДЕНТА НАЛОГ У ИСТОЧНИКА ВЫПЛАТЫ ПО СТАВКЕ 20% В СУММЕ 5 992 495,4 РУБ. И ПЕРЕЧИСЛИЛ ЕГО В БЮДЖЕТ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. ПРИ ЭТОМ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ В БЮДЖЕТ ПРОИЗВОДИЛОСЬ В ВАЛЮТЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН - ТЕНГЕ, ПО КУРСУ НА ДЕНЬ ОПЛАТЫ. ПОСЛЕ ЗАВЕРШЕНИЯ ВСЕХ РАБОТ ПО ДОГОВОРАМ ЗАО В НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН БЫЛИ ПОДАНЫ ЗАЯВЛЕНИЯ О ВОЗВРАТЕ СУММ НАЛОГА С ПРИЛОЖЕНИЕМ ДОКУМЕНТОВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ СТ. 203 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН. ПОСЛЕ ПРОВЕРКИ ВСЕХ ДАННЫХ НАЛОГОВЫМ ОРГАНОМ БЫЛО ВЫНЕСЕНО ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ РЕШЕНИЕ О ВОЗВРАТЕ НАЛОГА, И В ФЕВРАЛЕ 2010 Г. НА РАСЧЕТНЫЙ СЧЕТ ЗАО ПОСТУПИЛИ ДЕНЕЖНЫЕ СРЕДСТВА В СУММЕ 5 538 160,08 РУБ. В РЕЗУЛЬТАТЕ ИЗМЕНЕНИЯ КУРСА ТЕНГЕ НА ДЕНЬ УДЕРЖАНИЯ И НА ДЕНЬ ВОЗВРАТА НАЛОГА ОБРАЗОВАЛАСЬ РАЗНИЦА В СУММЕ 454 335,32 РУБ. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ДАННАЯ РАЗНИЦА "КУРСОВОЙ РАЗНИЦЕЙ" НЕСМОТРЯ НА ТО, ЧТО ДОГОВОР СОСТАВЛЕН В РУБЛЯХ И НАЛОГ УДЕРЖИВАЛСЯ В РУБЛЯХ? ЕСЛИ ДА, ТО ВПРАВЕ ЛИ ЗАО УЧЕСТЬ УКАЗАННУЮ КУРСОВУЮ РАЗНИЦУ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 27 октября 2010 г. N 03-08-05 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно признания расходов в целях исчисления налога на прибыль и сообщает следующее. В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в составе внереализационных расходов учитываются расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, за исключением авансов, выданных (полученных) в том числе по валютным счетам в банках, проводимой в связи с изменением официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации. Отрицательной курсовой разницей в целях гл. 25 Кодекса признается курсовая разница, возникающая при уценке имущества в виде валютных ценностей (за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте) и требований, выраженных в иностранной валюте, или при дооценке выраженных в иностранной валюте обязательств. При соблюдении требований налогового законодательства Республики Казахстан российская организация, с доходов которой налоговый агент удержал и перечислил налог в бюджет Республики Казахстан, вправе получить возврат указанной суммы налога, выраженной в валюте Республики Казахстан. Сумму налога, подлежащую возврату, следует рассматривать как требование, выраженное в иностранной валюте. Таким образом, отрицательная курсовая разница, возникшая при переоценке требования, выраженного в валюте Республики Казахстан, подлежит учету в составе внереализационных расходов налогоплательщика. Одновременно сообщаем, что направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 27 октября 2010 г. N 03-08-05 |