ПУНКТ 1 СТАТЬИ 3 НК РФ ВВОДИТ ПРИНЦИП ВСЕОБЩНОСТИ И РАВЕНСТВА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. ОДНАКО В СОСТАВ ОБЪЕКТОВ ОБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ НАЛОГОМ, КОТОРЫЙ ОТНЕСЕН МИНФИНОМ РОССИИ К ИМУЩЕСТВЕННЫМ, НЕ ВКЛЮЧЕН, В ЧАСТНОСТИ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ, ЧЕМ НАРУШЕН УК. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 27.10.10 03-05-06-04/254

         ПУНКТ 1 СТАТЬИ 3 НК РФ ВВОДИТ ПРИНЦИП ВСЕОБЩНОСТИ И
         РАВЕНСТВА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. ОДНАКО В СОСТАВ ОБЪЕКТОВ
           ОБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ НАЛОГОМ, КОТОРЫЙ ОТНЕСЕН
            МИНФИНОМ РОССИИ К ИМУЩЕСТВЕННЫМ, НЕ ВКЛЮЧЕН, В
          ЧАСТНОСТИ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ, ЧЕМ НАРУШЕН
                          УКАЗАННЫЙ ПРИНЦИП.
           СОГЛАСНО П. 2 СТ. 3 НК РФ НАЛОГИ НЕ МОГУТ ИМЕТЬ
          ДИСКРИМИНАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР И РАЗЛИЧНО ПРИМЕНЯТЬСЯ
        ИСХОДЯ ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ И ИНЫХ ПОДОБНЫХ КРИТЕРИЕВ. НАЛОГИ
         ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ И НЕ МОГУТ БЫТЬ
                  ПРОИЗВОЛЬНЫМИ (П. 3 СТ. 3 НК РФ).
            НАЛОГОВАЯ БАЗА ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА - МОЩНОСТЬ
        ДВИГАТЕЛЯ - НЕ ОТРАЖАЕТ НИ ИНТЕНСИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
           ДОРОГ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ, НИ ЕГО ОСТАТОЧНУЮ
           СТОИМОСТЬ. ТО ЕСТЬ НАЛОГОВАЯ БАЗА ТРАНСПОРТНОГО
              НАЛОГА УСТАНОВЛЕНА ПРОИЗВОЛЬНО И НЕ ИМЕЕТ
                       ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ.
          СТАВКИ НАЛОГА ДИФФЕРЕНЦИРОВАНЫ ТАКЖЕ ПРОИЗВОЛЬНО,
         ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕОБОСНОВАННЫ И ИМЕЮТ ДИСКРИМИНАЦИОННЫЙ
        ХАРАКТЕР ДЛЯ РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ, В
            ЧАСТНОСТИ ДИСКРИМИНАЦИЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОМОБИЛЕЙ
                     С БОЛЕЕ МОЩНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ.
          ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ЛИ ОТМЕНА ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА КАК
        ЮРИДИЧЕСКИ НЕОБОСНОВАННОГО, НЕ ИМЕЮЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ
           ОСНОВАНИЙ И НАРУШАЮЩЕГО ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ И
                       РАВЕНСТВА ПРАВ ГРАЖДАН?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          27 октября 2010 г.
                          N 03-05-06-04/254

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
обращение и сообщает следующее.
     В  соответствии со ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее  -  Кодекс)  транспортный  налог является региональным налогом,
формирующим  в  значительной  степени  доходную  базу  региональных  и
местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется.
     При  этом  в соответствии с бюджетным законодательством субъектов
Российской   Федерации  суммы,  поступающие  от  уплаты  транспортного
налога,  могут  быть направлены как на содержание автомобильных дорог,
так и на другие цели.
     Согласно  ст.  358  Кодекса объектом налогообложения транспортным
налогом  признаются  автомобили,  мотоциклы,  мотороллеры,  автобусы и
другие  самоходные  машины  и механизмы на пневматическом и гусеничном
ходу,  самолеты,  вертолеты,  теплоходы,  яхты, парусные суда, катера,
снегоходы,   мотосани,   моторные   лодки,   гидроциклы,  несамоходные
(буксируемые  суда) и другие водные и воздушные транспортные средства,
зарегистрированные   в   установленном   порядке   в   соответствии  с
законодательством Российской Федерации.
     Таким  образом,  объектом налогообложения по транспортному налогу
признаются  не только легковые и грузовые автомобили, а также водные и
воздушные  транспортные  средства,  которые  не эксплуатируют дорожные
покрытия.
     Что  касается  железнодорожного  транспорта,  то он, в отличие от
автомобильного,   водного   или  воздушного  транспорта,  не  подлежит
государственной  регистрации  (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ
"О железнодорожном транспорте в Российской Федерации").
     Установленный  в  гл.  28 "Транспортный налог" Кодекса в качестве
налоговой  базы  показатель  мощности двигателя транспортного средства
непосредственно влияет на цену приобретаемого транспортного средства и
расходы  на  его содержание и в отличие, например, от показателя массы
транспортного   средства   наиболее  эффективно  отражает  фактическую
способность налогоплательщика к уплате налога.
     В  связи  с  этим  полагаем,  что установленная в настоящее время
налоговая  база  по  транспортному  налогу  в  зависимости от мощности
двигателя    транспортного    средства   способствует   единообразному
применению  метода налогообложения ко всем транспортным средствам, что
соответствует   принципам   установления  налогов,  формам  и  методам
налогового  контроля  и  основным началам законодательства о налогах и
сборах (ст. ст. 1 и 3 Кодекса).
     Кроме  того,  обращаем  внимание на то, что вопрос о соответствии
гл.   28   Кодекса   Конституции   Российской  Федерации  неоднократно
рассматривался    в    Конституционном   Суде   Российской   Федерации
(Определения  Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2010
N  600-О-О,  от  17.12.2009  N  1613-О-О, от 01.12.2009 N 1552-О-О, от
23.06.2009  N 835-О-О). При этом каких-либо противоречий положений гл.
28  Кодекса  Конституции  Российской  Федерации  Конституционным Судом
Российской Федерации не выявлено.
     Одновременно  сообщаем,  что  Правительством Российской Федерации
внесен   в   Государственную  Думу  Федерального  Собрания  Российской
Федерации  проект  федерального  закона "О внесении изменений в статьи
342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
     В  рамках  изменений  предусматривается  снижение  базовых ставок
транспортного  налога по отдельным видам транспортных средств, а также
предусматривается   в   отношении  легковых  автомобилей  с  мощностью
двигателя  до  150  л.  с.  включительно  предоставить законодательным
(представительным) органам власти субъектов Российской Федерации право
устанавливать   пониженные  ставки  транспортного  налога,  вплоть  до
нулевой ставки.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
27 октября 2010 г.
N 03-05-06-04/254