ПУНКТ 1 СТАТЬИ 3 НК РФ ВВОДИТ ПРИНЦИП ВСЕОБЩНОСТИ И РАВЕНСТВА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ. ОДНАКО В СОСТАВ ОБЪЕКТОВ ОБЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ НАЛОГОМ, КОТОРЫЙ ОТНЕСЕН МИНФИНОМ РОССИИ К ИМУЩЕСТВЕННЫМ, НЕ ВКЛЮЧЕН, В ЧАСТНОСТИ, ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ, ЧЕМ НАРУШЕН УКАЗАННЫЙ ПРИНЦИП. СОГЛАСНО П. 2 СТ. 3 НК РФ НАЛОГИ НЕ МОГУТ ИМЕТЬ ДИСКРИМИНАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР И РАЗЛИЧНО ПРИМЕНЯТЬСЯ ИСХОДЯ ИЗ СОЦИАЛЬНЫХ И ИНЫХ ПОДОБНЫХ КРИТЕРИЕВ. НАЛОГИ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ И НЕ МОГУТ БЫТЬ ПРОИЗВОЛЬНЫМИ (П. 3 СТ. 3 НК РФ). НАЛОГОВАЯ БАЗА ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА - МОЩНОСТЬ ДВИГАТЕЛЯ - НЕ ОТРАЖАЕТ НИ ИНТЕНСИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОРОГ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ, НИ ЕГО ОСТАТОЧНУЮ СТОИМОСТЬ. ТО ЕСТЬ НАЛОГОВАЯ БАЗА ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА УСТАНОВЛЕНА ПРОИЗВОЛЬНО И НЕ ИМЕЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ. СТАВКИ НАЛОГА ДИФФЕРЕНЦИРОВАНЫ ТАКЖЕ ПРОИЗВОЛЬНО, ЭКОНОМИЧЕСКИ НЕОБОСНОВАННЫ И ИМЕЮТ ДИСКРИМИНАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР ДЛЯ РАЗНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП АВТОВЛАДЕЛЬЦЕВ, В ЧАСТНОСТИ ДИСКРИМИНАЦИЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ АВТОМОБИЛЕЙ С БОЛЕЕ МОЩНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ. ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ЛИ ОТМЕНА ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА КАК ЮРИДИЧЕСКИ НЕОБОСНОВАННОГО, НЕ ИМЕЮЩЕГО ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОСНОВАНИЙ И НАРУШАЮЩЕГО ПРИНЦИП СПРАВЕДЛИВОСТИ И РАВЕНСТВА ПРАВ ГРАЖДАН? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 27 октября 2010 г. N 03-05-06-04/254 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение и сообщает следующее. В соответствии со ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) транспортный налог является региональным налогом, формирующим в значительной степени доходную базу региональных и местных бюджетов, и в федеральный бюджет не зачисляется. При этом в соответствии с бюджетным законодательством субъектов Российской Федерации суммы, поступающие от уплаты транспортного налога, могут быть направлены как на содержание автомобильных дорог, так и на другие цели. Согласно ст. 358 Кодекса объектом налогообложения транспортным налогом признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, объектом налогообложения по транспортному налогу признаются не только легковые и грузовые автомобили, а также водные и воздушные транспортные средства, которые не эксплуатируют дорожные покрытия. Что касается железнодорожного транспорта, то он, в отличие от автомобильного, водного или воздушного транспорта, не подлежит государственной регистрации (Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации"). Установленный в гл. 28 "Транспортный налог" Кодекса в качестве налоговой базы показатель мощности двигателя транспортного средства непосредственно влияет на цену приобретаемого транспортного средства и расходы на его содержание и в отличие, например, от показателя массы транспортного средства наиболее эффективно отражает фактическую способность налогоплательщика к уплате налога. В связи с этим полагаем, что установленная в настоящее время налоговая база по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства способствует единообразному применению метода налогообложения ко всем транспортным средствам, что соответствует принципам установления налогов, формам и методам налогового контроля и основным началам законодательства о налогах и сборах (ст. ст. 1 и 3 Кодекса). Кроме того, обращаем внимание на то, что вопрос о соответствии гл. 28 Кодекса Конституции Российской Федерации неоднократно рассматривался в Конституционном Суде Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2010 N 600-О-О, от 17.12.2009 N 1613-О-О, от 01.12.2009 N 1552-О-О, от 23.06.2009 N 835-О-О). При этом каких-либо противоречий положений гл. 28 Кодекса Конституции Российской Федерации Конституционным Судом Российской Федерации не выявлено. Одновременно сообщаем, что Правительством Российской Федерации внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 342 и 361 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". В рамках изменений предусматривается снижение базовых ставок транспортного налога по отдельным видам транспортных средств, а также предусматривается в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. включительно предоставить законодательным (представительным) органам власти субъектов Российской Федерации право устанавливать пониженные ставки транспортного налога, вплоть до нулевой ставки. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 27 октября 2010 г. N 03-05-06-04/254 |