О ЗАКЛЮЧЕНИИ СОГЛАШЕНИЙ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВАМИ ГОСУДАРСТВ - УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ О ПРИНЦИПАХ ВЗИМАНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ ВО ВЗАИМНОЙ ТОРГОВЛЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 16 июня 2000 г. N 459 (НТЦС) Правительство Российской Федерации постановляет: Одобрить в качестве основы для переговоров представленный Министерством финансов Российской Федерации согласованный с Министерством иностранных дел Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по налогам и сборам и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект Соглашения между Правительством Российской Федерации и правительством государства - участника Содружества Независимых Государств о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле (прилагается). Поручить Министерству финансов Российской Федерации проводить с участием Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации переговоры о подписании межправительственных соглашений о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле и по достижении договоренности подписывать от имени Правительства Российской Федерации указанные соглашения, разрешив вносить в прилагаемый проект изменения и дополнения, не имеющие принципиального характера. Председатель Правительства Российской Федерации М. Касьянов 16 июня 2000 г. N 459 Проект СОГЛАШЕНИЕ между Правительством Российской Федерации и Правительством -------------------------- о принципах взимания косвенных (государство - участник СНГ) налогов во взаимной торговле Правительство Российской Федерации и Правительство -------------- ----------------------------, именуемые в дальнейшем Сторонами, (государство - участник СНГ) руководствуясь положениями Соглашения о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г., стремясь к дальнейшему углублению экономической интеграции, созданию равных возможностей для хозяйствующих субъектов и установлению условий добросовестной конкуренции, признавая (или принимая во внимание) общепринятые нормы и правила международной торговли, согласились о нижеследующем: Статья 1 Общие определения Для целей настоящего Соглашения используются следующие термины: "косвенные налоги" - налог на добавленную стоимость и акциз (акцизный налог или акцизный сбор); "нулевая ставка" - ставка косвенных налогов на товары (услуги), равная нулю процентов, что равнозначно освобождению от налогообложения и возмещению налога на добавленную стоимость и акцизов по материальным ресурсам, использованным при производстве и реализации товаров (оказании услуг), и означает для налогоплательщика право на зачет уплаченных налогов в счет предстоящих платежей или возмещение сумм исчисленных и уплаченных косвенных налогов; "товар" - любое движимое имущество (включая все виды энергии) и отнесенные к недвижимому имуществу воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты, являющиеся предметом внешнеторговой деятельности; "поставки товаров (услуг)" - передача права собственности на товар за плату по договорам купли-продажи или мены, а также аренда товаров и оказание услуг; "страна назначения" - государство, на таможенную территорию которого товары (услуги) ввозятся для потребления; "принцип страны назначения" - применение нулевой ставки при вывозе товаров с таможенной территории государства одной Стороны и обложение по действующей ставке и в соответствии с национальным законодательством при ввозе товаров (услуг) на таможенную территорию государства другой Стороны; "изъятия из режима свободной торговли" - перечни товаров, в отношении которых не действуют освобождения от применения мер тарифного и нетарифного регулирования, предусмотренные режимом свободной торговли. При этом к мерам тарифного регулирования относятся таможенные пошлины, а к мерам нетарифного регулирования - квотирование и лицензирование ввоза и вывоза товаров; "компетентные органы" - финансовые, таможенные и налоговые органы государств Сторон; "хозяйствующие субъекты" - налогоплательщики государств Сторон, осуществляющие поставку товаров (услуг) с таможенной территории одной Стороны на таможенную территорию государства другой Стороны. Статья 2 Предмет Соглашения Предметом настоящего Соглашения является установление принципа взимания косвенных налогов при осуществлении внешнеторговых операций между хозяйствующими субъектами государств Сторон. Статья 3 Принцип налогообложения при вывозе товаров Товары, вывозимые на таможенную территорию государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами в соответствии с национальным законодательством этого государства. При подтверждении реального факта вывоза товаров с таможенной территории государства одной Стороны и уплаты по ним налогов на таможенной территории государства другой Стороны хозяйствующие субъекты имеют право на зачет (возмещение) уплаченных сумм налогов по поставленным товарам, за исключением природного газа, нефти, включая стабильный газовый конденсат. Статья 4 Принцип налогообложения при ввозе товаров Ввозимые на таможенную территорию государства одной Стороны товары, которые вывезены с таможенной территории государства другой Стороны, облагаются косвенными налогами в стране назначения в соответствии с ее национальным законодательством. Статья 5 Порядок взимания косвенных налогов при оказании услуг 1. Порядок взимания косвенных налогов при оказании услуг одной Стороной в интересах другой Стороны оформляется отдельным протоколом. До введения в действие данного протокола услуги облагаются косвенными налогами в соответствии с законодательством государств Сторон, за исключением следующих услуг: а) услуги по транспортировке и обслуживанию товаров, вывозимых с таможенной территории государства одной Стороны на таможенную территорию государства другой Стороны, включая услуги по экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке; б) услуги по транспортировке и обслуживанию транзитных товаров, происходящих с таможенной территории государств - участников СНГ, включая услуги по их экспедированию, погрузке, разгрузке и перегрузке; в) услуги по перевозке пассажиров и багажа с таможенной территории государства одной Стороны на таможенную территорию государства другой Стороны в прямом и обратном направлении. 2. Услуги, перечисленные в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 1 настоящей статьи, облагаются налогом на добавленную стоимость. При подтверждении факта их оказания другой Стороне и уплаты налога на таможенной территории государства другой Стороны хозяйствующие субъекты, оказывающие такие услуги, имеют право на зачет (возмещение) уплаченных сумм налогов. Статья 6 Контроль за перемещением товаров и уплатой косвенных налогов 1. В целях осуществления контроля за перемещением товаров, ведения учета и обмена информацией Стороны будут использовать Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ). 2. Косвенные налоги по товарам, ввозимым на таможенные территории государств Сторон, взимают таможенные органы страны назначения или ее налоговые органы. 3. При таможенном оформлении таможенными органами применяются единые формы грузовой таможенной декларации, установленные и заполняемые в соответствии с Инструкцией о порядке заявления грузовых таможенных деклараций, утвержденной решением Совета руководителей таможенных служб государств - участников СНГ от 15 февраля 1996 г. Статья 7 Исполнение Соглашения 1. Настоящее Соглашение не препятствует праву Сторон в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права применять необходимые меры для защиты интересов внутренних производителей и национального рынка. 2. Разногласия в связи с толкованием или применением настоящего Соглашения Стороны будут решать путем переговоров. 3. Стороны будут при необходимости проводить консультации для оценки хода реализации настоящего Соглашения и целесообразности внесения в него изменений и дополнений. 4. Порядок взимания косвенных налогов при осуществлении внешнеторговых операций между хозяйствующими субъектами государств Сторон определяется Приложением к настоящему Соглашению. Статья 8 Внесение изменений и дополнений в Соглашение Стороны при взаимном согласии вносят в настоящее Соглашение необходимые дополнения и изменения, которые оформляются отдельными Протоколами, являющимися неотъемлемой частью Соглашения. Статья 9 Срок действия Соглашения 1. Настоящее Соглашение вступает в силу одновременно с вступлением в силу Протокола об изъятиях из режима свободной торговли, предусмотренного Соглашением о создании зоны свободной торговли от 15 апреля 1994 г., с 1 января года, следующего за годом выполнения Сторонами необходимых внутригосударственных процедур. 2. Настоящее Соглашение заключается сроком на пять лет и автоматически продлевается на последующие пятилетние сроки, если ни одна из Сторон не уведомит в письменной форме по дипломатическим каналам не менее чем за 6 месяцев до истечения очередного срока о своем намерении прекратить его действие. Совершено в г. ----------------------- 2000 года в двух подлинных экземплярах, каждый на русском и ------------------- языках, причем оба текста имеют одинаковую силу. За Правительство Российской Федерации За Правительство ------------------------- Приложение к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством -------------------------------------- (государство - участник СНГ) о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле ПОРЯДОК взимания косвенных налогов при осуществлении внешнеторговых операций между хозяйствующими субъектами государств Сторон Настоящий Порядок является неотъемлемой частью Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством ----------------- ------------------------- о принципах взимания косвенных налогов во (государство - участник СНГ) взаимной торговле (далее именуется - Соглашение). Статья 1 Порядок взимания налога на добавленную стоимость в стране вывоза товаров (оказания услуг) по принципу страны назначения 1. Поставка товаров (оказание услуг) на таможенную территорию государств Сторон облагается налогом на добавленную стоимость (далее именуется - НДС) в соответствии со статьями 3 и 5 Соглашения. 2. Поставщик товаров (услуг) исчисляет НДС по ставкам, установленным национальным законодательством, и уплачивает НДС в бюджет своего государства независимо от учетной политики. 3. При поставке товаров (оказании услуг) в расчетных документах и первичных учетных документах, в том числе счетах-фактурах, на товары, ввезенные на территорию государства другой Стороны (оказанные услуги), указывается стоимость отгруженных товаров (оказанных услуг) с НДС. 4. В целях подтверждения факта вывоза товаров (оказания услуг) и уплаты по ним НДС в стране назначения для последующего получения зачета в счет предстоящих платежей или возмещения уплаченного НДС поставщик представляет в национальный компетентный орган документы, указанные в статье 3 настоящего Порядка. 5. При отсутствии подтверждения поставщиком факта вывоза товаров (оказания услуг) с таможенной территории государства одной Стороны и уплаты по ним НДС на таможенной территории государства другой Стороны сумма НДС зачету или возмещению не подлежит. 6. В случае представления поставщиком документов, подтверждающих факт вывоза товаров (оказания услуг) с таможенной территории государства одной Стороны, и уплаты НДС на таможенной территории государства другой Стороны, сумма уплаченного НДС засчитывается ему в счет предстоящих платежей или возмещается в порядке, установленном национальным законодательством. Статья 2 Порядок взимания акцизов при поставке товаров 1. Поставка товаров на таможенную территорию государств Сторон облагается акцизами в соответствии со статьей 3 Соглашения. 2. При поставке товаров на таможенную территорию государства другой Стороны в расчетных документах и первичных учетных документах, в том числе счетах-фактурах, указывается стоимость товаров без акцизов. Расчеты между продавцом и покупателем производятся без учета акцизов. 3. Производитель, поставляющий произведенный им товар, начисляет и уплачивает акцизы на отгруженные товары по национальным ставкам в порядке и сроки, установленные для товаров, реализуемых на внутреннем рынке. 4. В целях подтверждения факта вывоза товаров с таможенной территории государства одной Стороны и уплаты акциза на таможенной территории государства другой Стороны для последующего получения зачета в счет предстоящих платежей или возмещения уплаченного акциза производитель представляет в национальный компетентный орган документы, указанные в статье 3 настоящего Порядка. 5. При отсутствии подтверждения производителем факта вывоза товаров с таможенной территории государства одной Стороны и уплаты акциза на таможенной территории государства другой Стороны уплаченный в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи акциз зачету или возмещению не подлежит. 6. В случае представления производителем документов, подтверждающих факт вывоза товаров и уплату акциза в стране назначения, уплаченный акциз засчитывается ему в счет предстоящих платежей или возмещается за счет общих поступлений налогов. Статья 3 Документальное подтверждение факта вывоза товаров с таможенной территории государства одной Стороны и уплаты налога на таможенной территории государства другой Стороны 1. Факт вывоза товаров и уплаты по ним налога подтверждается продавцом или производителем путем представления в национальный компетентный орган следующих документов: а) контракт купли-продажи или мены (копия контракта) продавца с покупателем; б) копии транспортных и товаросопроводительных документов, заверенные руководителем и главным бухгалтером организации-продавца (производителя), с отметками таможенного органа государства покупателя товаров, подтверждающими факт ввоза товара через пограничный пост государства покупателя; в) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки от реализации товара на счет продавца (производителя), а в случае товарообменных (бартерных) сделок - справка, подписанная руководителем и главным бухгалтером организации-продавца (производителя), об оприходовании на соответствующих счетах бухгалтерского учета ввезенного товара, эквивалентного стоимости вывезенного товара; г) копии платежных поручений покупателя, подтверждающих уплату НДС и акцизов в бюджет государства покупателя товаров, с отметкой банка о произведенных платежах; д) грузовая таможенная декларация или ее копия, заверенная руководителем и главным бухгалтером организации-продавца (производителя), с отметками таможенного органа, осуществившего выпуск товара в режиме экспорта, и пограничного таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории государства продавца товаров; е) контракт (копия контракта) производителя с покупателем на поставку подакцизных товаров, в котором предусмотрено, что право собственности переходит к покупателю не ранее пересечения грузом границы государства продавца товаров. 2. В случае, если поставка товаров осуществляется по договору комиссии (поручения), производитель (собственник) этих товаров представляет в компетентные органы также договор комиссии (поручения) (или его копию) между комиссионером и производителем (собственником) товара. Статья 4 Документальное подтверждение факта оказания услуг Факт оказания услуг подтверждается продавцом путем представления в национальный компетентный орган следующих документов: а) контракт (копия контракта) на оказание услуг (по услугам, предусмотренным в подпунктах "а" и "б" пункта 1 статьи 5 Соглашения); б) выписка банка, подтверждающая фактическое поступление выручки за оказанные услуги (по услугам, предусмотренным в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 1 статьи 5 Соглашения); в) копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов, подтверждающих вывоз грузов за пределы территории государства продавца услуг (по услугам, предусмотренным в подпунктах "а" и "б" статьи 5 Соглашения); г) копии единых международных перевозочных документов по перевозке пассажиров и багажа, остающихся в распоряжении организации, выполняющей указанные услуги (по услугам, предусмотренным в подпункте "в" пункта 1 статьи 5 Соглашения); д) документы, подтверждающие уплату НДС в государстве покупателя услуг (по услугам, предусмотренным в подпунктах "а", "б" и "в" пункта 1 статьи 5 Соглашения). Статья 5 Исполнение Порядка Стороны могут применять необходимые меры для защиты интересов внутренних производителей и национального рынка. |