О СОСТАВЛЕНИИ ЭКСПЕРТОМ-ОЦЕНЩИКОМ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА В РАМКАХ СУДОПРОИЗВОДСТВА; ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОЦЕНЩИКОВ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ 8 октября 2010 г. N Д06-3461 (Д) Департамент корпоративного управления Минэкономразвития России (далее - Департамент) рассмотрел обращение о составлении заключения эксперта оценщиком в рамках судопроизводства и сообщает следующее. Согласно Положению о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 437 (далее - Положение о Министерстве), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития России не входит разъяснение положений действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе лишь высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении, которое не является обязательным для правоприменителя. 1. Относительно просьбы рассматривать как отчет об оценке раздел заключения эксперта, касающийся определения рыночной стоимости, сообщаем. В соответствии с Положением о Министерстве в компетенцию Минэкономразвития России не входят полномочия о признании заключения эксперта (раздела заключения эксперта) отчетом об оценке. Дополнительно стоит отметить, что в рамках гражданского, арбитражного и уголовного судопроизводства эксперт привлекается в соответствии с положениями процессуального законодательства Российской Федерации, а также Федеральным законом от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ). Задачей государственной судебно-экспертной деятельности является оказание содействия судам, судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в установлении обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу, посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла. Согласно ст. 25 Закона N 73-ФЗ на основании проведенных исследований с учетом их результатов эксперт от своего имени или комиссия экспертов дают письменное заключение и подписывают его. Согласно Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ) под профессиональной деятельностью, направленной на установление в отношении объектов оценки рыночной или иной стоимости, понимается оценочная деятельность. Закон N 135-ФЗ определяет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей. По мнению Департамента, в случае постановки перед экспертом вопроса по определению рыночной стоимости объекта деятельность эксперта осуществляется в соответствии как с законодательством об оценочной деятельности, так и с положениями процессуального законодательства Российской Федерации и Законом N 73-ФЗ. В соответствии со ст. 204 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 86 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в заключении указываются в том числе содержание и результаты исследований с указанием примененных методик. Материалы и документы, иллюстрирующие заключение эксперта, также прилагаются к заключению и служат его составной частью. Согласно ст. 25 Закона N 73-ФЗ эксперт государственного судебно-экспертного учреждения в заключении также должен отразить содержание и результаты исследований с указанием примененных методов и приложить материалы, иллюстрирующие это заключение. Таким образом, при постановке вопроса по определению рыночной стоимости в рамках судопроизводства эксперт-оценщик, по мнению Департамента, должен приложить к своему заключению отчет об оценке как материал, иллюстрирующий это заключение. В свою очередь, отчет об оценке должен соответствовать Закону N 135-ФЗ, федеральным стандартам оценки (Приказы Минэкономразвития России от 20.07.2007 N N 254, 255, 256) и стандартам и правилам саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик. В настоящее время отсутствует законодательное закрепление возможности распространения положений ст. 24.3 Закона N 135-ФЗ на проверку заключения, составленного экспертом-оценщиком в рамках судопроизводства. Однако саморегулируемые организации оценщиков в рамках положений ст. 24.3 Закона об оценочной деятельности могут осуществлять проверку отчета об оценке, в том числе составленного в рамках гражданского, арбитражного и уголовного судопроизводства. 2. В ответ на просьбу рекомендовать сделать профессиональную проверку выводов оценщика на соответствие федеральным законам и стандартам сообщаем, что в рамках Закона N 135-ФЗ, в частности ст. 18, предусмотрено несколько уровней регулирования оценочной деятельности: государственное регулирование в части надзора и нормативно-правового регулирования, осуществляемое федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными Правительством Российской Федерации; регулирование Национальным Советом по оценочной деятельности в части разработки федеральных стандартов оценки; регулирование саморегулируемыми организациями оценщиков (далее - СРО оценщиков) в части разработки и утверждения стандартов и правил оценочной деятельности. Минэкономразвития России осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности на основании Положения о Министерстве. В соответствии с Положением о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестре), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457, Росреестр является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по надзору за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков. Согласно ст. 24.10 Закона N 135-ФЗ Национальный Совет по оценочной деятельности (далее - Национальный Совет) образован в целях обеспечения общественных интересов, формирования единых подходов к осуществлению оценочной деятельности, выработки единой позиции оценщиков по вопросам регулирования их деятельности, координации деятельности саморегулируемых организаций оценщиков, а также в целях взаимодействия СРО оценщиков с органами государственной власти, местного самоуправления и потребителями услуг в области оценочной деятельности. В свою очередь, саморегулируемыми организациями оценщиков осуществляется регулирование оценочной деятельности в части разработки и утверждения стандартов и правил оценочной деятельности (ст. 20 Закона N 135-ФЗ). Также следует отметить, что СРО оценщиков контролируют осуществление своими членами - оценщиками оценочной деятельности (ст. ст. 24.3 и 24.4 Закона N 135-ФЗ). Таким образом, учитывая изложенное, Минэкономразвития России не обладает контрольными или надзорными функциями и, соответственно, не вправе принимать какие-либо меры в отношении СРО оценщиков. Заместитель директора Департамента корпоративного управления Д.В.СКРИПИЧНИКОВ 8 октября 2010 г. N Д06-3461 |