О СОСТАВЛЕНИИ ЭКСПЕРТОМ-ОЦЕНЩИКОМ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА В РАМКАХ СУДОПРОИЗВОДСТВА; ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ И НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОЦЕНЩИКОВ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 08.10.10 Д06-3461

           О СОСТАВЛЕНИИ ЭКСПЕРТОМ-ОЦЕНЩИКОМ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПО
           ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ОБЪЕКТА В
         РАМКАХ СУДОПРОИЗВОДСТВА; ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОНТРОЛЯ И
        НАДЗОРА ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
                              ОЦЕНЩИКОВ

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ
                                   
                          8 октября 2010 г. 
                              N Д06-3461
     
                                 (Д)
                                   

     Департамент  корпоративного  управления  Минэкономразвития России
(далее  -  Департамент)  рассмотрел обращение о составлении заключения
эксперта оценщиком в рамках судопроизводства и сообщает следующее.
     Согласно   Положению   о   Министерстве  экономического  развития
Российской   Федерации,   утвержденному  Постановлением  Правительства
Российской  Федерации  от  05.06.2008  N  437  (далее  -  Положение  о
Министерстве),  Минэкономразвития  России является федеральным органом
исполнительной    власти,    осуществляющим   функции   по   выработке
государственной  политики  и нормативно-правовому регулированию, в том
числе  в сфере оценочной деятельности. В компетенцию Минэкономразвития
России  не входит разъяснение положений действующего законодательства.
В  связи  с  этим  Департамент  вправе  лишь  высказать свое мнение по
вопросам,  указанным в обращении, которое не является обязательным для
правоприменителя.
     1.  Относительно просьбы рассматривать как отчет об оценке раздел
заключения   эксперта,   касающийся  определения  рыночной  стоимости,
сообщаем.
     В   соответствии   с  Положением  о  Министерстве  в  компетенцию
Минэкономразвития  России  не входят полномочия о признании заключения
эксперта (раздела заключения эксперта) отчетом об оценке.
     Дополнительно   стоит   отметить,   что  в  рамках  гражданского,
арбитражного  и  уголовного  судопроизводства  эксперт  привлекается в
соответствии с положениями процессуального законодательства Российской
Федерации,  а  также  Федеральным  законом  от  31.05.2001  N 73-ФЗ "О
государственной    судебно-экспертной    деятельности   в   Российской
Федерации"   (далее   -   Закон   N  73-ФЗ).  Задачей  государственной
судебно-экспертной  деятельности  является  оказание содействия судам,
судьям, органам дознания, лицам, производящим дознание, следователям в
установлении  обстоятельств,  подлежащих  доказыванию  по  конкретному
делу,  посредством разрешения вопросов, требующих специальных знаний в
области  науки, техники, искусства или ремесла. Согласно ст. 25 Закона
N  73-ФЗ на основании проведенных исследований с учетом их результатов
эксперт  от  своего  имени  или  комиссия  экспертов  дают  письменное
заключение и подписывают его.
     Согласно Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной
деятельности  в  Российской  Федерации"  (далее  - Закон N 135-ФЗ) под
профессиональной   деятельностью,   направленной   на  установление  в
отношении  объектов  оценки  рыночной  или  иной стоимости, понимается
оценочная  деятельность.  Закон  N  135-ФЗ  определяет правовые основы
регулирования  оценочной  деятельности  в  отношении  объектов оценки,
принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или
муниципальным  образованиям, физическим лицам и юридическим лицам, для
целей совершения сделок с объектами оценки, а также для иных целей.
     По  мнению  Департамента,  в  случае  постановки  перед экспертом
вопроса   по   определению  рыночной  стоимости  объекта  деятельность
эксперта  осуществляется  в  соответствии  как  с законодательством об
оценочной   деятельности,   так   и   с   положениями  процессуального
законодательства Российской Федерации и Законом N 73-ФЗ.
     В   соответствии  со  ст.  204  Уголовно-процессуального  кодекса
Российской  Федерации  и  ст.  86 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации в заключении указываются в том числе содержание и
результаты  исследований  с указанием примененных методик. Материалы и
документы,  иллюстрирующие  заключение  эксперта,  также прилагаются к
заключению и служат его составной частью.
     Согласно   ст.   25   Закона  N  73-ФЗ  эксперт  государственного
судебно-экспертного  учреждения  в  заключении  также  должен отразить
содержание и результаты исследований с указанием примененных методов и
приложить материалы, иллюстрирующие это заключение.
     Таким  образом,  при  постановке  вопроса по определению рыночной
стоимости   в   рамках  судопроизводства  эксперт-оценщик,  по  мнению
Департамента, должен приложить к своему заключению отчет об оценке как
материал,  иллюстрирующий  это  заключение.  В  свою очередь, отчет об
оценке  должен соответствовать Закону N 135-ФЗ, федеральным стандартам
оценки  (Приказы  Минэкономразвития России от 20.07.2007 N N 254, 255,
256)  и  стандартам и правилам саморегулируемой организации оценщиков,
членом которой является оценщик.
     В   настоящее   время   отсутствует  законодательное  закрепление
возможности  распространения  положений  ст.  24.3  Закона N 135-ФЗ на
проверку   заключения,   составленного  экспертом-оценщиком  в  рамках
судопроизводства.  Однако  саморегулируемые  организации  оценщиков  в
рамках  положений  ст.  24.3  Закона  об  оценочной деятельности могут
осуществлять  проверку  отчета  об оценке, в том числе составленного в
рамках гражданского, арбитражного и уголовного судопроизводства.
     2.  В  ответ  на  просьбу  рекомендовать сделать профессиональную
проверку  выводов  оценщика  на  соответствие  федеральным  законам  и
стандартам сообщаем, что в рамках Закона N 135-ФЗ, в частности ст. 18,
предусмотрено несколько уровней регулирования оценочной деятельности:
     государственное     регулирование     в     части    надзора    и
нормативно-правового    регулирования,   осуществляемое   федеральными
органами   исполнительной   власти,   уполномоченными   Правительством
Российской Федерации;
     регулирование  Национальным  Советом  по оценочной деятельности в
части разработки федеральных стандартов оценки;
     регулирование  саморегулируемыми организациями оценщиков (далее -
СРО  оценщиков)  в  части разработки и утверждения стандартов и правил
оценочной деятельности.
     Минэкономразвития   России   осуществляет  функции  по  выработке
государственной  политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
оценочной деятельности на основании Положения о Министерстве.
     В  соответствии с Положением о Федеральной службе государственной
регистрации,   кадастра   и   картографии  (Росреестре),  утвержденным
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457,
Росреестр   является   федеральным   органом   исполнительной  власти,
осуществляющим  функции  по  надзору за деятельностью саморегулируемых
организаций оценщиков.
     Согласно   ст.  24.10  Закона  N  135-ФЗ  Национальный  Совет  по
оценочной  деятельности (далее - Национальный Совет) образован в целях
обеспечения  общественных  интересов,  формирования  единых подходов к
осуществлению   оценочной   деятельности,   выработки  единой  позиции
оценщиков  по  вопросам  регулирования  их  деятельности,  координации
деятельности  саморегулируемых  организаций оценщиков, а также в целях
взаимодействия   СРО  оценщиков  с  органами  государственной  власти,
местного  самоуправления  и  потребителями  услуг  в области оценочной
деятельности.
     В   свою   очередь,   саморегулируемыми  организациями  оценщиков
осуществляется регулирование оценочной деятельности в части разработки
и  утверждения  стандартов  и  правил  оценочной  деятельности (ст. 20
Закона   N   135-ФЗ).   Также  следует  отметить,  что  СРО  оценщиков
контролируют  осуществление  своими  членами  -  оценщиками  оценочной
деятельности (ст. ст. 24.3 и 24.4 Закона N 135-ФЗ).
     Таким  образом,  учитывая изложенное, Минэкономразвития России не
обладает  контрольными  или надзорными функциями и, соответственно, не
вправе принимать какие-либо меры в отношении СРО оценщиков.

Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
                                                      Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
8 октября 2010 г. 
N Д06-3461