О ПОРЯДКЕ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ И ИСЧИСЛЕНИЯ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ ЗА УКАЗАННЫЕ ЗЕМЛИ. Письмо. Министерство экономического развития РФ. 19.05.10 Д06-1515

                 О ПОРЯДКЕ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКИ ЗЕМЕЛЬ
                   СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
                 НА ТЕРРИТОРИИ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
                     И ИСЧИСЛЕНИЯ АРЕНДНОЙ ПЛАТЫ
                          ЗА УКАЗАННЫЕ ЗЕМЛИ

                                ПИСЬМО

               МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РФ

                            19 мая 2010 г.
                              N Д06-1515

                                 (Д)

     Департамент корпоративного  управления  Минэкономразвития  России
рассмотрел   обращение   по   вопросам   кадастровой   оценки   земель
сельскохозяйственного  назначения  и  исчисления  арендной  платы   за
указанные земли и сообщает следующее.
     Согласно  Положению  о   Министерстве   экономического   развития
Российской  Федерации,  утвержденному   Постановлением   Правительства
Российской Федерации от 05.06.2008  N  437,  Минэкономразвития  России
является федеральным  органом  исполнительной  власти,  осуществляющим
функции по выработке государственной политики  и  нормативно-правовому
регулированию,  в  том  числе  в  сфере  оценочной   деятельности.   В
компетенцию Минэкономразвития России не входит  разъяснение  положений
действующего законодательства. В связи с этим Департамент вправе  лишь
высказать свое мнение по вопросам, указанным в обращении,  которое  не
является обязательным для правоприменителя.
     1.  По  вопросу  существенного  различия  кадастровой   стоимости
земельных участков сельскохозяйственного назначения в  зависимости  от
категории  земель  на  территории   Волгоградской   области   сообщаем
следующее.
     Результаты государственной кадастровой  оценки  земель  поселений
Волгоградской области утверждены  Постановлением  Главы  Администрации
Волгоградской области от 03.08.2005 N 779.
     Следует отметить, что на момент проведения работ  по  определению
кадастровой стоимости действовала Методика государственной кадастровой
оценки  земель  поселений,  утвержденная  Приказом  Росземкадастра  от
17.10.2002 N П/337  (далее  -  Методика),  в  соответствии  с  которой
проведение  государственной  кадастровой   оценки   земель   поселений
осуществлялось по двум технологическим линиям (в границах поселений  с
численностью жителей 10 000 человек  и  более  и  в  малых  городах  и
поселках, сельских поселениях с числом жителей до 10  000  человек)  с
применением различных подходов.
     В   настоящее   время   действуют   Методические   указания    по
государственной  кадастровой   оценке   земель   населенных   пунктов,
утвержденные Приказом Минэкономразвития  России  от  15.02.2007  N  39
(далее - Методические указания), содержащие иной подход к  определению
кадастровой стоимости, в том числе земельных участков, предназначенных
для сельскохозяйственного использования, в составе  земель  населенных
пунктов.
     Согласно пп. 2.4.3 Методических  указаний  кадастровая  стоимость
указанных  земельных  участков  устанавливается  равной   произведению
среднего значения удельного показателя кадастровой стоимости земельных
участков, занятых  сельскохозяйственными  угодьями  в  составе  земель
сельскохозяйственного назначения, в пределах  того  же  муниципального
района  на  площадь  земельных  участков,  без  разделения  населенных
пунктов по численности жителей.
     Таким образом, действующими Методическими  указаниями  установлен
единый подход к определению кадастровой стоимости земельных  участков,
предназначенных для  сельскохозяйственного  использования,  в  составе
земель населенных пунктов на основе  кадастровой  стоимости  земельных
участков в составе земель  сельскохозяйственного  назначения  того  же
муниципального района.
     Следует  отметить,  что   согласно   п.   3   Правил   проведения
государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением
Правительства   Российской   Федерации   от    08.04.2000    N    316,
государственная кадастровая оценка земель проводится  не  реже  одного
раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года.
     Однако в настоящее  время  на  территории  Волгоградской  области
действуют  результаты  государственной   кадастровой   оценки   земель
поселений, утвержденные в 2005 г.
     В соответствии  с  ч.  1  ст.  198  Арбитражного  процессуального
кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица  вправе
обратиться в арбитражный суд  с  заявлением  о  признании  незаконными
решений и  действий  (бездействия)  государственных  органов,  органов
местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают,
что оспариваемые решение и  действие  (бездействие)  не  соответствуют
закону или иному нормативному правовому акту и  нарушают  их  права  и
законные интересы в сфере  предпринимательской  и  иной  экономической
деятельности,  незаконно  возлагают  на  них  какие-либо  обязанности,
создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и  иной
экономической деятельности.
     2.  По  вопросу  установления  арендной  платы   за   пользование
земельным участком в зависимости от его кадастровой стоимости сообщаем
следующее.
     В соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской  Федерации
(далее - Кодекс) использование земли в Российской  Федерации  является
платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог
(до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
     Порядок определения размера арендной платы,  порядок,  условия  и
сроки внесения арендной платы за земли,  находящиеся  в  собственности
субъектов  Российской  Федерации  или   муниципальной   собственности,
устанавливаются   соответственно   органами   государственной   власти
субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления.
     Размер арендной платы  является  существенным  условием  договора
аренды земельного участка.
     Пунктом  5  ст.  65  Кодекса  установлено,  что  для  определения
арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или
муниципальной собственности, может применяться  кадастровая  стоимость
земельного участка.
     Таким образом, определение размера арендной  платы  за  земельные
участки, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации  и
муниципальной собственности, относится к  компетенции  соответствующих
органов  власти  субъектов  Российской   Федерации   и   муниципальных
образований и  зависит  в  том  числе  от  устанавливаемой  указанными
органами ставки арендной платы за использование земельных участков.
     Учитывая изложенное, по мнению  Департамента,  в  целях  снижения
арендной  платы  за  земельные   участки   необходимо   обращаться   в
соответствующие органы власти и местного самоуправления.
     Следует отметить,  что  Постановлением  Правительства  Российской
Федерации от 16.07.2009  N  582  (далее  -  Постановление)  утверждены
Основные принципы определения  арендной  платы  при  аренде  земельных
участков,   находящихся   в    государственной    или    муниципальной
собственности, и Правила определения размера арендной платы,  а  также
порядка,  условий  и  сроков  внесения  арендной   платы   за   земли,
находящиеся в собственности Российской Федерации.
     Арендная плата  при  аренде  земельных  участков,  находящихся  в
государственной или муниципальной собственности,  определяется  исходя
из следующих основных принципов, утвержденных Постановлением:
     принцип экономической обоснованности, в  соответствии  с  которым
арендная плата устанавливается в размере,  соответствующем  доходности
земельного  участка  с  учетом  категории  земель  и  их  разрешенного
использования;
     принцип  предсказуемости  расчета  размера  арендной   платы,   в
соответствии  с  которым  в   нормативных   правовых   актах   органов
государственной власти и органов местного самоуправления  определяются
порядок расчета арендной платы и случаи, в которых возможен  пересмотр
размера  арендной  платы  в  одностороннем   порядке   по   требованию
арендодателя;
     принцип предельно допустимой простоты расчета арендной  платы,  в
соответствии  с  которым  предусматривается  возможность   определения
арендной платы на основании кадастровой стоимости;
     принцип   недопущения    ухудшения    экономического    состояния
землепользователей и землевладельцев при переоформлении  ими  прав  на
земельные участки, в соответствии с  которым  размер  арендной  платы,
устанавливаемый в связи с переоформлением прав на  земельные  участки,
не должен превышать более чем в 2  раза  размер  земельного  налога  в
отношении таких земельных участков;
     принцип учета необходимости поддержки  социально  значимых  видов
деятельности  посредством  установления  размера  арендной   платы   в
пределах, не превышающих размер  земельного  налога,  а  также  защиты
интересов лиц, освобожденных от уплаты земельного налога.

Заместитель директора Департамента
корпоративного управления
                                                      Д.В.СКРИПИЧНИКОВ
19 мая 2010 г.
N Д06-1515