ПРАВОМЕРНО ЛИ ПРИЗНАВАТЬ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИМИ РАСХОДАМИ В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРОВЕДЕНИЕ УЖИНОВ В ПОЗДНЕЕ (В ТОМ ЧИСЛЕ НОЧНОЕ) ВРЕМЯ С КОНТРАГЕНТАМИ, А ТАКЖЕ РАСХОДЫ НА ПРОВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ ВО ВРЕМЯ УЖИНОВ В КОМАНДИРОВКАХ В ДРУГИХ ГОРОДАХ? ДОКУМЕНТАЛЬНО ВСЕ РАСХОДЫ ПОДТВЕРЖДЕНЫ И ОФОРМЛЕНЫ ДОЛЖНЫМ ОБРАЗОМ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 1 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/675 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросу, относящемуся к своей компетенции, сообщает следующее. В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Подпункт 22 п. 1 ст. 264 Кодекса позволяет учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества, в порядке, предусмотренном п. 2 данной статьи. Согласно п. 2 ст. 264 Кодекса к представительским расходам относятся расходы налогоплательщика на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, независимо от места указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц организации-налогоплательщика, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий. При этом указанные расходы не должны превышать 4% от расходов налогоплательщика на оплату труда за отчетный (налоговый) период. Согласно ст. 313 Кодекса основанием определения налоговой базы по налогу на прибыль служат данные первичных документов, сгруппированных в порядке, предусмотренном Кодексом. Подтверждением данных налогового учета являются: 1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); 2) аналитические регистры налогового учета; 3) расчет налоговой базы. Документами, служащими для подтверждения представительских расходов, могут являться, в частности: - приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на указанные цели; - смета представительских расходов; - первичные документы, в том числе в случае использования приобретенных на стороне каких-либо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций; - отчет о представительских расходах по проведенным представительским мероприятиям, в котором отражаются: - цель представительских мероприятий, результаты их проведения; - иные необходимые данные о проведенном мероприятии, а также сумма расходов на представительские цели. При этом все расходы, перечисленные в отчете, должны быть подтверждены соответствующими первичными документами. Если проведенные мероприятия (ужин в ресторане) не носят официального характера либо отсутствуют документы, подтверждающие проведение официальных деловых переговоров, расходы по их проведению не учитываются для целей налогообложения прибыли. Что касается проведения переговоров в рамках производственных командировок, то, по нашему мнению, следует применять аналогичный порядок признания таких расходов. Учитывая вышеизложенное, соответствующие расходы учитываются в составе представительских расходов согласно п. 2 ст. 264 Кодекса при наличии оформленных в рамках действующего законодательства первичных документов, подтверждающих расходы на проведение деловых ужинов в рамках переговоров с клиентами, в том числе и с потенциальными, во время служебных командировок, при условии их соответствия требованиям п. 1 ст. 252 Кодекса. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 1 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/675 |