ЗАО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ТОРГОВЛЮ ТОВАРАМИ ПО ПОЧТЕ. В ЭТИХ ЦЕЛЯХ ОНО ИЗГОТАВЛИВАЕТ КАТАЛОГИ С ИНФОРМАЦИЕЙ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ТОВАРАХ, КОТОРЫЕ РАССЫЛАЮТСЯ ПУТЕМ АДРЕСНОЙ (ПО КЛИЕНТСКОЙ БАЗЕ) И БЕЗАДРЕСНОЙ (ЧЕРЕЗ ПОЧТОВОГО АГЕНТА) РАССЫЛКИ. РАСХОДЫ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 03.11.10 03-03-06/1/688

         ЗАО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ТОРГОВЛЮ ТОВАРАМИ ПО ПОЧТЕ. В ЭТИХ
           ЦЕЛЯХ ОНО ИЗГОТАВЛИВАЕТ КАТАЛОГИ С ИНФОРМАЦИЕЙ О
            РЕАЛИЗУЕМЫХ ТОВАРАХ, КОТОРЫЕ РАССЫЛАЮТСЯ ПУТЕМ
          АДРЕСНОЙ (ПО КЛИЕНТСКОЙ БАЗЕ) И БЕЗАДРЕСНОЙ (ЧЕРЕЗ
                     ПОЧТОВОГО АГЕНТА) РАССЫЛКИ.
            РАСХОДЫ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ КАТАЛОГОВ, СОДЕРЖАЩИХ
          ИНФОРМАЦИЮ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ТОВАРАХ, ОТНОСЯТСЯ ЗАО К
         РАСХОДАМ НА РЕКЛАМУ, УЧИТЫВАЕМЫМ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ
         ПРИБЫЛИ НА ОСНОВАНИИ П. 4 СТ. 264 НК РФ, НЕЗАВИСИМО
                ОТ СПОСОБА РАСПРОСТРАНЕНИЯ КАТАЛОГОВ.
           ОБЩЕСТВО СЧИТАЕТ, ЧТО ОНО ДЕЙСТВУЕТ В УКАЗАННЫХ
          ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ПРАВОМЕРНО, ИМЕЯ В ВИДУ СЛЕДУЮЩИЕ
                           ОБСТОЯТЕЛЬСТВА.
           В СООТВЕТСТВИИ С П. 1 СТ. 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА
        ОТ 13.03.2006 N 38-ФЗ "О РЕКЛАМЕ" РЕКЛАМОЙ ПРИЗНАЕТСЯ
         ИНФОРМАЦИЯ, РАСПРОСТРАНЕННАЯ ЛЮБЫМ СПОСОБОМ, В ЛЮБОЙ
         ФОРМЕ И С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЮБЫХ СРЕДСТВ, АДРЕСОВАННАЯ
             НЕОПРЕДЕЛЕННОМУ КРУГУ ЛИЦ И НАПРАВЛЕННАЯ НА
            ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ К ОБЪЕКТУ РЕКЛАМИРОВАНИЯ,
          ФОРМИРОВАНИЕ ИЛИ ПОДДЕРЖАНИЕ ИНТЕРЕСА К НЕМУ И ЕГО
                        ПРОДВИЖЕНИЕ НА РЫНКЕ.
            ЦЕЛЬЮ КАК АДРЕСНОЙ, ТАК И БЕЗАДРЕСНОЙ РАССЫЛКИ
        КАТАЛОГОВ ЯВЛЯЕТСЯ ДОВЕДЕНИЕ ДО ПОТРЕБИТЕЛЯ ИНФОРМАЦИИ
          О ТОВАРАХ, ФОРМИРОВАНИЕ ИЛИ ПОДДЕРЖАНИЕ ИНТЕРЕСА К
        ОБЪЕКТУ РЕКЛАМИРОВАНИЯ, ПРОДВИЖЕНИЕ ЕГО НА РЫНКЕ, ЧТО
        В СООТВЕТСТВИИ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ РЕКЛАМЫ, ДАННЫМ В СТ. 3
         ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РЕКЛАМЕ", СОСТАВЛЯЕТ ПРИЗНАКИ
           РЕКЛАМЫ. ПРИ ЭТОМ В КАТАЛОГАХ, РАСПРОСТРАНЯЕМЫХ
        ПОСРЕДСТВОМ АДРЕСНОЙ РАССЫЛКИ, СОДЕРЖИТСЯ ТОТ ЖЕ ОБЪЕМ
               ИНФОРМАЦИИ О ТОВАРАХ, ЧТО И В КАТАЛОГАХ,
         РАСПРОСТРАНЯЕМЫХ ПОСРЕДСТВОМ БЕЗАДРЕСНОЙ РАССЫЛКИ. В
            КОНЦЕ КАЖДОГО КАТАЛОГА (РАСПРОСТРАНЯЕМОГО КАК
         ПОСРЕДСТВОМ АДРЕСНОЙ, ТАК И ПОСРЕДСТВОМ БЕЗАДРЕСНОЙ
          РАССЫЛКИ) СОДЕРЖИТСЯ БЛАНК ЗАКАЗА, ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ
           КОТОРЫМ МОЖЕТ ЛЮБОЕ ЛИЦО, А НЕ ТОЛЬКО ПОЛУЧАТЕЛЬ
        КАТАЛОГА. В КАТАЛОГАХ, РАСПРОСТРАНЯЕМЫХ ПУТЕМ АДРЕСНОЙ
            РАССЫЛКИ, ПОМИМО БЛАНКА ЗАКАЗА, ДЛЯ ПОЛУЧАТЕЛЯ
         КАТАЛОГА СОДЕРЖИТСЯ ТАКЖЕ "БЛАНК ЗАКАЗА ДЛЯ ДРУГА".
          ЭТИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПОДТВЕРЖДАЮТ, ЧТО РЕКЛАМОДАТЕЛЬ
        ГОТОВ ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОР С ЛЮБЫМ ЛИЦОМ, ОТКЛИКНУВШИМСЯ
            НА РЕКЛАМУ, А НЕ ТОЛЬКО С ТЕМ, КОМУ БЫЛ ВЫСЛАН
            КАТАЛОГ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИНФОРМАЦИЯ О ТОВАРАХ,
             СОДЕРЖАЩАЯСЯ КАТАЛОГАХ, И В СЛУЧАЯХ АДРЕСНОЙ
              РАССЫЛКИ АДРЕСОВАНА НЕОПРЕДЕЛЕННОМУ КРУГУ
              ЛИЦ, ЧТО ТАКЖЕ СОСТАВЛЯЕТ ПРИЗНАК РЕКЛАМЫ.
           САМИ ПО СЕБЕ РАССЫЛАЕМЫЕ КАТАЛОГИ СООТВЕТСТВУЮТ
        ПОНЯТИЮ РЕКЛАМЫ, ПОСКОЛЬКУ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ ДОВЕДЕНИЯ
        ИНФОРМАЦИИ О РЕАЛИЗУЕМЫХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ ТОВАРАХ ДО
          НЕОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ЛИЦ. ТОТ ФАКТ, ЧТО КАТАЛОГИ
           РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ПОСРЕДСТВОМ АДРЕСНОЙ РАССЫЛКИ С
            ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АДРЕСА КОНКРЕТНОГО ПОЛУЧАТЕЛЯ,
              СОДЕРЖАЩЕГОСЯ В КЛИЕНТСКОЙ БАЗЕ, НЕ МЕНЯЕТ
             ПРИНЦИПИАЛЬНЫМ ОБРАЗОМ СУТИ САМИХ КАТАЛОГОВ
                      КАК РЕКЛАМНЫХ МАТЕРИАЛОВ.
               ОБОСНОВАННО ЛИ ОТНЕСЕНИЕ В ЦЕЛЯХ НАЛОГА
           НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДОВ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ КАТАЛОГОВ С
             ИНФОРМАЦИЕЙ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ТОВАРАХ НА РАСХОДЫ
         ОРГАНИЗАЦИИ НА РЕКЛАМУ В СООТВЕТСТВИИ С П. 4 СТ. 264
        НК РФ НЕЗАВИСИМО ОТ СПОСОБА РАСПРОСТРАНЕНИЯ КАТАЛОГОВ?

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                           3 ноября 2010 г.
                           N 03-03-06/1/688

                                 (Д)


     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
письмо  по  вопросу  налогообложения  налогом  на  прибыль операций по
изготовлению  и  распространению  каталогов,  содержащих  информацию о
реализуемых организацией товарах, и сообщает следующее.
     В  соответствии  с  п.  1  ст.  252 Налогового кодекса Российской
Федерации   (далее   -   Кодекс)   в   целях  налогообложения  прибыли
налогоплательщик  уменьшает  полученные  доходы на сумму произведенных
расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
     При   этом  расходами  признаются  обоснованные  и  документально
подтвержденные  затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса,
убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
     На  основании  пп.  28  п.  1  ст. 264 Кодекса к прочим расходам,
связанным  с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу
производимых  (приобретенных)  и  (или)  реализуемых  товаров  (работ,
услуг),   деятельности  налогоплательщика,  товарного  знака  и  знака
обслуживания,  включая  участие  в  выставках  и  ярмарках,  с  учетом
положений п. 4 ст. 264 Кодекса.
     В  п.  4  ст.  264 Кодекса указано, что к расходам организации на
рекламу  в  целях  налогообложения  прибыли  организации  относятся, в
частности,  расходы  на  изготовление  рекламных  брошюр  и каталогов,
содержащих  информацию  о  реализуемых  товарах,  выполняемых работах,
оказываемых  услугах,  товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о
самой организации.
     Согласно  положениям п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006
N  38-ФЗ  "О  рекламе"  (далее  -  Закон  N 38-ФЗ) рекламой признается
информация,  распространенная  любым  способом,  в  любой  форме  и  с
использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и
направленная   на   привлечение  внимания  к  объекту  рекламирования,
формирование  или  поддержание  интереса  к  нему и его продвижение на
рынке.
     Как следует из письма, организация осуществляет торговлю товарами
по  почте.  В  этих  целях  она изготавливает каталоги с информацией о
реализуемых товарах, которые рассылаются путем адресной (по клиентской
базе) и безадресной (через почтового агента) рассылки.
     Учитывая  изложенное,  в  случае  распространения каталогов путем
безадресной  рассылки  расходы  на изготовление данных каталогов могут
быть  приняты  в  уменьшение  налоговой  базы по налогу на прибыль как
рекламные   расходы,  поскольку  способ  их  распространения  отвечает
условиям, установленным Законом N 38-ФЗ.
     Что  же  касается  расходов  на  изготовление  и  распространение
каталогов,  распространяемых  путем  адресной  рассылки, сообщаем, что
согласно  Определению  Конституционного  Суда  Российской Федерации от
04.06.2007  N  320-О-П  нормы,  содержащиеся в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 252
Кодекса,  не  допускают их произвольного толкования, поскольку требуют
установления  объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов
с  направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя
доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на
налоговые органы.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
3 ноября 2010 г.
N 03-03-06/1/688