ЗАО ОСУЩЕСТВЛЯЕТ ТОРГОВЛЮ ТОВАРАМИ ПО ПОЧТЕ. В ЭТИХ ЦЕЛЯХ ОНО ИЗГОТАВЛИВАЕТ КАТАЛОГИ С ИНФОРМАЦИЕЙ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ТОВАРАХ, КОТОРЫЕ РАССЫЛАЮТСЯ ПУТЕМ АДРЕСНОЙ (ПО КЛИЕНТСКОЙ БАЗЕ) И БЕЗАДРЕСНОЙ (ЧЕРЕЗ ПОЧТОВОГО АГЕНТА) РАССЫЛКИ. РАСХОДЫ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ КАТАЛОГОВ, СОДЕРЖАЩИХ ИНФОРМАЦИЮ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ТОВАРАХ, ОТНОСЯТСЯ ЗАО К РАСХОДАМ НА РЕКЛАМУ, УЧИТЫВАЕМЫМ ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ НА ОСНОВАНИИ П. 4 СТ. 264 НК РФ, НЕЗАВИСИМО ОТ СПОСОБА РАСПРОСТРАНЕНИЯ КАТАЛОГОВ. ОБЩЕСТВО СЧИТАЕТ, ЧТО ОНО ДЕЙСТВУЕТ В УКАЗАННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ ПРАВОМЕРНО, ИМЕЯ В ВИДУ СЛЕДУЮЩИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА. В СООТВЕТСТВИИ С П. 1 СТ. 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 13.03.2006 N 38-ФЗ "О РЕКЛАМЕ" РЕКЛАМОЙ ПРИЗНАЕТСЯ ИНФОРМАЦИЯ, РАСПРОСТРАНЕННАЯ ЛЮБЫМ СПОСОБОМ, В ЛЮБОЙ ФОРМЕ И С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЛЮБЫХ СРЕДСТВ, АДРЕСОВАННАЯ НЕОПРЕДЕЛЕННОМУ КРУГУ ЛИЦ И НАПРАВЛЕННАЯ НА ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНИМАНИЯ К ОБЪЕКТУ РЕКЛАМИРОВАНИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ ИЛИ ПОДДЕРЖАНИЕ ИНТЕРЕСА К НЕМУ И ЕГО ПРОДВИЖЕНИЕ НА РЫНКЕ. ЦЕЛЬЮ КАК АДРЕСНОЙ, ТАК И БЕЗАДРЕСНОЙ РАССЫЛКИ КАТАЛОГОВ ЯВЛЯЕТСЯ ДОВЕДЕНИЕ ДО ПОТРЕБИТЕЛЯ ИНФОРМАЦИИ О ТОВАРАХ, ФОРМИРОВАНИЕ ИЛИ ПОДДЕРЖАНИЕ ИНТЕРЕСА К ОБЪЕКТУ РЕКЛАМИРОВАНИЯ, ПРОДВИЖЕНИЕ ЕГО НА РЫНКЕ, ЧТО В СООТВЕТСТВИИ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ РЕКЛАМЫ, ДАННЫМ В СТ. 3 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О РЕКЛАМЕ", СОСТАВЛЯЕТ ПРИЗНАКИ РЕКЛАМЫ. ПРИ ЭТОМ В КАТАЛОГАХ, РАСПРОСТРАНЯЕМЫХ ПОСРЕДСТВОМ АДРЕСНОЙ РАССЫЛКИ, СОДЕРЖИТСЯ ТОТ ЖЕ ОБЪЕМ ИНФОРМАЦИИ О ТОВАРАХ, ЧТО И В КАТАЛОГАХ, РАСПРОСТРАНЯЕМЫХ ПОСРЕДСТВОМ БЕЗАДРЕСНОЙ РАССЫЛКИ. В КОНЦЕ КАЖДОГО КАТАЛОГА (РАСПРОСТРАНЯЕМОГО КАК ПОСРЕДСТВОМ АДРЕСНОЙ, ТАК И ПОСРЕДСТВОМ БЕЗАДРЕСНОЙ РАССЫЛКИ) СОДЕРЖИТСЯ БЛАНК ЗАКАЗА, ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ КОТОРЫМ МОЖЕТ ЛЮБОЕ ЛИЦО, А НЕ ТОЛЬКО ПОЛУЧАТЕЛЬ КАТАЛОГА. В КАТАЛОГАХ, РАСПРОСТРАНЯЕМЫХ ПУТЕМ АДРЕСНОЙ РАССЫЛКИ, ПОМИМО БЛАНКА ЗАКАЗА, ДЛЯ ПОЛУЧАТЕЛЯ КАТАЛОГА СОДЕРЖИТСЯ ТАКЖЕ "БЛАНК ЗАКАЗА ДЛЯ ДРУГА". ЭТИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ПОДТВЕРЖДАЮТ, ЧТО РЕКЛАМОДАТЕЛЬ ГОТОВ ЗАКЛЮЧИТЬ ДОГОВОР С ЛЮБЫМ ЛИЦОМ, ОТКЛИКНУВШИМСЯ НА РЕКЛАМУ, А НЕ ТОЛЬКО С ТЕМ, КОМУ БЫЛ ВЫСЛАН КАТАЛОГ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИНФОРМАЦИЯ О ТОВАРАХ, СОДЕРЖАЩАЯСЯ КАТАЛОГАХ, И В СЛУЧАЯХ АДРЕСНОЙ РАССЫЛКИ АДРЕСОВАНА НЕОПРЕДЕЛЕННОМУ КРУГУ ЛИЦ, ЧТО ТАКЖЕ СОСТАВЛЯЕТ ПРИЗНАК РЕКЛАМЫ. САМИ ПО СЕБЕ РАССЫЛАЕМЫЕ КАТАЛОГИ СООТВЕТСТВУЮТ ПОНЯТИЮ РЕКЛАМЫ, ПОСКОЛЬКУ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ ДОВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О РЕАЛИЗУЕМЫХ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ ТОВАРАХ ДО НЕОПРЕДЕЛЕННОГО КРУГА ЛИЦ. ТОТ ФАКТ, ЧТО КАТАЛОГИ РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ПОСРЕДСТВОМ АДРЕСНОЙ РАССЫЛКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АДРЕСА КОНКРЕТНОГО ПОЛУЧАТЕЛЯ, СОДЕРЖАЩЕГОСЯ В КЛИЕНТСКОЙ БАЗЕ, НЕ МЕНЯЕТ ПРИНЦИПИАЛЬНЫМ ОБРАЗОМ СУТИ САМИХ КАТАЛОГОВ КАК РЕКЛАМНЫХ МАТЕРИАЛОВ. ОБОСНОВАННО ЛИ ОТНЕСЕНИЕ В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ РАСХОДОВ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ КАТАЛОГОВ С ИНФОРМАЦИЕЙ О РЕАЛИЗУЕМЫХ ТОВАРАХ НА РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НА РЕКЛАМУ В СООТВЕТСТВИИ С П. 4 СТ. 264 НК РФ НЕЗАВИСИМО ОТ СПОСОБА РАСПРОСТРАНЕНИЯ КАТАЛОГОВ? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 3 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/688 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения налогом на прибыль операций по изготовлению и распространению каталогов, содержащих информацию о реализуемых организацией товарах, и сообщает следующее. В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса). При этом расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. На основании пп. 28 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений п. 4 ст. 264 Кодекса. В п. 4 ст. 264 Кодекса указано, что к расходам организации на рекламу в целях налогообложения прибыли организации относятся, в частности, расходы на изготовление рекламных брошюр и каталогов, содержащих информацию о реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания и (или) о самой организации. Согласно положениям п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Как следует из письма, организация осуществляет торговлю товарами по почте. В этих целях она изготавливает каталоги с информацией о реализуемых товарах, которые рассылаются путем адресной (по клиентской базе) и безадресной (через почтового агента) рассылки. Учитывая изложенное, в случае распространения каталогов путем безадресной рассылки расходы на изготовление данных каталогов могут быть приняты в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль как рекламные расходы, поскольку способ их распространения отвечает условиям, установленным Законом N 38-ФЗ. Что же касается расходов на изготовление и распространение каталогов, распространяемых путем адресной рассылки, сообщаем, что согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 04.06.2007 N 320-О-П нормы, содержащиеся в абз. 2 и 3 п. 1 ст. 252 Кодекса, не допускают их произвольного толкования, поскольку требуют установления объективной связи понесенных налогоплательщиком расходов с направленностью его деятельности на получение прибыли, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики С.В.РАЗГУЛИН 3 ноября 2010 г. N 03-03-06/1/688 |