О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ (КАДАСТРОВОЙ СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА) ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ; О НЕОБХОДИМОСТИ ОБРАЩЕНИЯ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ, СВЯЗАННЫХ С УСТАНОВЛЕНИЕМ КОНКРЕТНЫХ НАЛОГОВЫХ СТ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 29.03.10 03-05-06-02/26

          О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ (КАДАСТРОВОЙ
        СТОИМОСТИ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА) ПО ЗЕМЕЛЬНОМУ НАЛОГУ; О
           НЕОБХОДИМОСТИ ОБРАЩЕНИЯ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН
           МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ВОПРОСОВ,
        СВЯЗАННЫХ С УСТАНОВЛЕНИЕМ КОНКРЕТНЫХ НАЛОГОВЫХ СТАВОК
          И ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ЛЬГОТ; О ПОРЯДКЕ И СРОКАХ УПЛАТЫ
           ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА И АВАНСОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ ПО НАЛОГУ
    
                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                                   
                           29 марта 2010 г. 
                           N 03-05-06-02/26

                                 (Д)
                                   

     Департамент  налоговой  и  таможенно-тарифной политики рассмотрел
обращение и сообщает следующее.
     В  соответствии со ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации
(далее  - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации
является  платным.  Формами  платы  за  использование  земли  являются
земельный налог и арендная плата.
     Порядок  исчисления  и  уплаты  земельного налога устанавливается
законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
     Согласно  ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Налоговый кодекс) земельный налог относится к местным налогам.
     Данный  налог  является одним из основных источников формирования
доходной   базы   местных   бюджетов,   средства  от  уплаты  которого
направляются  на  решение социально-экономических задач, стоящих перед
органами местного самоуправления.
     На  основании ст. 387 гл. 31 "Земельный налог" Налогового кодекса
земельный  налог  устанавливается  Налоговым  кодексом  и нормативными
правовыми  актами  представительных  органов муниципальных образований
(законами  городов  федерального  значения Москвы и Санкт-Петербурга),
вводится   в  действие  и  прекращает  действовать  в  соответствии  с
Налоговым  кодексом  и  нормативными правовыми актами представительных
органов   муниципальных  образований  (законами  городов  федерального
значения   Москвы   и  Санкт-Петербурга)  и  обязателен  к  уплате  на
территориях  этих  муниципальных  образований  и  указанных  субъектов
Российской Федерации.
     Налогоплательщиками  земельного  налога  признаются организации и
физические   лица,   обладающие  земельными  участками,  признаваемыми
объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 Налогового кодекса,
на  праве  собственности,  праве постоянного (бессрочного) пользования
или  праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 Налогового
кодекса).
     Налоговая  база для исчисления земельного налога определяется как
кадастровая   стоимость   земельных  участков,  признаваемых  объектом
налогообложения. Кадастровая стоимость земельного участка определяется
в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (ст.
390 Налогового кодекса).
     Налоговая  база  для  исчисления земельного налога определяется в
отношении  каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по
состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
     Согласно   п.  2  ст.  66  Земельного  кодекса  для  установления
кадастровой  стоимости  земельных  участков проводится государственная
кадастровая   оценка   земель.   Порядок   проведения  государственной
кадастровой  оценки  земель  устанавливается Правительством Российской
Федерации.
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N
316   утверждены  Правила  проведения  кадастровой  оценки  земель,  в
соответствии  с  которыми  государственная  кадастровая  оценка земель
основывается  на  классификации  земель  по целевому назначению и виду
функционального использования и проводится не реже одного раза в 5 лет
и не чаще одного раза в 3 года.
     Органы  исполнительной  власти  субъектов Российской Федерации по
представлению территориальных органов Росреестра утверждают результаты
государственной кадастровой оценки земель.
     Споры,  возникающие  при  проведении  государственной кадастровой
оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
     При  этом  отмечаем,  что  в  случае  изменения налоговой базы по
земельному налогу (кадастровой стоимости земельного участка) в течение
налогового  периода  не вследствие исправления технических ошибок либо
судебного  решения для исчисления земельного налога должна применяться
налоговая  база, определенная на начало налогового периода, то есть на
1 января года, являющегося налоговым периодом.
     Одновременно   сообщаем,   что  в  соответствии  с  Положением  о
Министерстве    экономического    развития    Российской    Федерации,
утвержденным  Постановлением  Правительства  Российской  Федерации  от
05.06.2008   N   437,   федеральным   органом  исполнительной  власти,
осуществляющим   функции   по  выработке  государственной  политики  и
нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой
оценки земель, является Минэкономразвития России.
     Таким  образом,  по вопросам, связанным с увеличением кадастровой
стоимости  земельного  участка, следует обращаться в Минэкономразвития
России.
     Также  обращаем  внимание,  что  на  основании ст. 394 Налогового
кодекса    налоговые   ставки   для   исчисления   земельного   налога
устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов
муниципальных  образований  в  пределах,  установленных  п.  1 ст. 394
Налогового     кодекса.     При    этом    допускается    установление
дифференцированных  налоговых ставок в зависимости от категории земель
и (или) разрешенного использования земельного участка.
     Статьей  395  Налогового  кодекса  установлен  перечень категорий
налогоплательщиков, которые освобождаются от уплаты земельного налога.
Такие  категории налогоплательщиков, как пенсионеры, участники Великой
Отечественной    войны,    инвалиды,    труженики    тыла,   а   также
малообеспеченные и многодетные семьи, в данный перечень не включены.
     Вместе с тем в соответствии с п. 5 ст. 391 Налогового кодекса для
категорий  налогоплательщиков,  указанных  в  данном пункте, налоговая
база  при  исчислении  земельного  налога уменьшается на не облагаемую
налогом  сумму  в  размере  10 000 руб. на одного налогоплательщика на
территории  одного  муниципального  образования  (городов федерального
значения  Москвы  и  Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка,
находящегося  в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или
пожизненном наследуемом владении.
     К  таким  налогоплательщикам,  в  частности,  относятся инвалиды,
имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а
также  лица, которые имеют I или II группу инвалидности, установленную
до  1  января  2004  г. без вынесения заключения о степени ограничения
способности  к  трудовой  деятельности, инвалиды с детства, ветераны и
инвалиды  Великой  Отечественной  войны,  ветераны  и  инвалиды боевых
действий.
     При  этом  следует  иметь  в  виду, что на основании п. 2 ст. 387
Налогового  кодекса  при  установлении  земельного налога нормативными
правовыми  актами  представительных  органов муниципальных образований
могут   устанавливаться  налоговые  льготы,  основания  и  порядок  их
применения,  включая  установление  размера  не  облагаемой  земельным
налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
     Учитывая   изложенное,   для   решения   вопросов,   связанных  с
установлением конкретных налоговых ставок для уплаты земельного налога
и  предоставлением  налоговых  льгот  по  земельному  налогу,  следует
обращаться  в  представительный  орган  муниципального образования, на
территории которого располагается земельный участок.
     В  отношении  сроков  уплаты  земельного  налога  отмечаем, что в
соответствии  с  п.  1  ст.  397  Налогового кодекса земельный налог и
авансовые  платежи  по  налогу  подлежат  уплате налогоплательщиками в
порядке  и  сроки,  которые  установлены нормативными правовыми актами
представительных  органов  муниципальных образований (законами городов
федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).
     Налогоплательщики,   являющиеся  физическими  лицами,  уплачивают
налог   и   авансовые   платежи  по  налогу  на  основании  налогового
уведомления,  направленного налоговым органом (п. 4 ст. 397 Налогового
кодекса).
     В  случае если обязанность по исчислению суммы налога возлагается
на  налоговый  орган,  не позднее 30 дней до наступления срока платежа
налоговый  орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В
налоговом  уведомлении  должны быть указаны размер налога, подлежащего
уплате,  расчет  налоговой  базы,  а  также срок уплаты налога (ст. 52
Налогового кодекса).

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
                                                          С.В.РАЗГУЛИН
29 марта 2010 г. 
N 03-05-06-02/26