ОРГАНИЗАЦИЯ ПОНЕСЛА РАСХОДЫ В ВИДЕ СТОИМОСТИ ОСТАТКОВ НЕИСПОЛЬЗОВАННОГО ПИЩЕВОГО СЫРЬЯ, СПИСАННЫХ В СВЯЗИ С НЕВОЗМОЖНОСТЬЮ ДАЛЬНЕЙШЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ БЕЗ ВРЕДА ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ (СКОРОПОРТЯЩИЕСЯ ПРОДУКТЫ ВО ВСКРЫТОЙ УПАКОВКЕ, НЕ ПОЛНОСТЬЮ ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ТЕЧЕНИЕ 12 ЧАСОВ ДЛЯ ПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ). ВПРАВЕ ЛИ ОНА УЧИТЫВАТЬ В ЦЕЛЯХ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ДАННЫЕ РАСХОДЫ? ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 28 июня 2010 г. N 16-15/067495@ (Д) В соответствии с положениями ст. 268 НК РФ стоимость приобретения товаров учитывается в уменьшение доходов от реализации при реализации покупных товаров. При этом на основании п. 1 ст. 252 НК РФ в целях налогообложения прибыли налогоплательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных в ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными согласно обычаям делового оборота, применяемым в иностранном государстве, на территории которого произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. При этом обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, оценивается с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях организации получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности. Постановлением Главного санитарного врача РФ от 22.05.2003 N 98 с 25.06.2003 введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов" СанПиН 2.3.2.1324-03 (далее - Правила). Так, данные Правила устанавливают гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов в целях обеспечения безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов в процессе производства, хранения, транспортировки и оборота, а также при их разработке и постановке на производство. Об этом сказано в п. 1.2 Правил. Также Правила предназначены для индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, деятельность которых осуществляется в области производства, хранения, транспортировки и реализации пищевых продуктов (п. 1.4 Правил). В определенном законодательством Российской Федерации порядке на пищевые продукты, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается и ими приобретаются свойства, опасные для здоровья человека, в связи с чем утрачивается пригодность для использования по назначению, устанавливаются сроки годности. Об этом сказано в п. 1.5 Правил. Так, срок годности пищевого продукта определяется периодом времени, исчисляемым со дня его изготовления, в течение которого пищевой продукт пригоден к использованию, либо с даты, до наступления которой пищевой продукт пригоден к использованию (п. 3.1.1 Правил). На основании п. 3.1.3 Правил сроки годности скоропортящихся пищевых продуктов распространяются на продукты в тех видах потребительской и транспортной тары и упаковки, которые указаны в нормативной и технической документации на эти виды продуктов, и не распространяются на продукцию во вскрытой в процессе их реализации таре и упаковке или при нарушении ее целостности. В соответствии с п. 3.1.5 Правил скоропортящиеся пищевые продукты после вскрытия упаковки в процессе реализации следует реализовать в течение 12 часов с момента ее вскрытия при соблюдении условий хранения (температура, влажность). Учитывая, что в налоговом законодательстве не используется понятие экономической целесообразности и не регулируются порядок и условия ведения финансово-хозяйственной деятельности, обоснованность расходов, уменьшающих в целях налогообложения полученные доходы, не может оцениваться с точки зрения их целесообразности, рациональности, эффективности или полученного результата. Учитывая принцип свободы экономической деятельности (ст. 8 Конституции РФ), налогоплательщик осуществляет ее самостоятельно на свой риск и вправе самостоятельно и единолично оценивать ее эффективность и целесообразность. При этом проверка экономической обоснованности произведенных налогоплательщиком расходов осуществляется налоговыми органами во время мероприятий налогового контроля, порядок проведения которого установлен в НК РФ. Таким образом, расходы в виде стоимости остатков пищевых продуктов, которые (пищевые продукты в целостной упаковке) приобретены с целью использования в производственной деятельности школьно-базовой столовой, в связи с невозможностью их дальнейшего использования по истечении 12 часов после вскрытия, а также расходы, связанные с уничтожением этих остатков, учитываются для целей налогообложения прибыли при условии, что данные расходы подтверждены надлежащим образом оформленными документами. И.о. заместителя руководителя Управления советник государственной гражданской службы РФ 1 класса О.В.ЧЕРНИЧУК 28 июня 2010 г. N 16-15/067495@ |