О ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ 3 мая 2000 г. N 1276 (НЦПИ) В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.95 N 233 (с последующими изменениями и дополнениями) и во исполнение Приказа Минобразования России от 23.03.99 N 712 "Об аттестации образовательных учреждений дополнительного образования детей" приказываю: 1. Утвердить прилагаемые требования, предъявляемые к образовательным учреждениям дополнительного образования детей, и критерии их отнесения к соответствующему типу, виду и категории. 2. Считать имеющими государственную аккредитацию все действующие государственные и муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей до ее прохождения в установленном порядке. 3. Управлению воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (В.А. Березиной) совместно с Управлением лицензирования, аккредитации и аттестации (В.Н. Гуничевым): 3.1. Провести в течение 2000 года семинары - совещания с руководителями образовательных учреждений дополнительного образования детей, специалистами органов управления образованием по вопросам государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей. 3.2. Систематически анализировать ход проведения государственной аккредитации в субъектах Российской Федерации в целях осуществления координации и контроля за государственной аккредитацией образовательных учреждений дополнительного образования детей. Во II квартале 2001 г. представить руководству министерства информацию о ходе проведения государственной аккредитации. 3.3. Организовать ведение реестра образовательных учреждений дополнительного образования детей, получивших свидетельство о государственной аккредитации, и его систематическую публикацию в информационно - методическом журнале "Внешкольник". 3.4. Подготовить и направить в органы управления образованием субъектов Российской Федерации до 1 сентября 2000 г. методические рекомендации по государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей. 4. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации: 4.1. Организовать семинары для специалистов органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений дополнительного образования детей по вопросам государственной аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования детей. 4.2. Направлять ежегодно до 10 июля в Минобразование России информацию об образовательных учреждениях дополнительного образования детей, получивших свидетельство о государственной аккредитации. 5. Контроль за выполнением настоящего Приказа возложить на заместителей Министра В.Д. Шадрикова и Е.Е. Чепурных. Министр образования Российской Федерации В.М. ФИЛИППОВ 3 мая 2000 г. N 1276 Приложение к Приказу Минобразования России от 3 мая 2000 года N 1276 ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ, И КРИТЕРИИ ИХ ОТНЕСЕНИЯ К СООТВЕТСТВУЮЩЕМУ ТИПУ, ВИДУ И КАТЕГОРИИ Настоящие Требования и критерии распространяются на все государственные и муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей независимо от их ведомственной подчиненности и организационно - правовых форм. Требования, предъявляемые к образовательным учреждениям дополнительного образования детей В образовательных учреждениях дополнительного образования детей: основной реализуемой образовательной программой является дополнительная образовательная программа (программы); образовательная деятельность направлена на развитие мотивации личности к познанию и творчеству, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение, адаптацию обучающихся к жизни в обществе, формирование их общей культуры; учитываются запросы детей, потребности семьи, других образовательных учреждений, детских и юношеских объединений, национально - культурные традиции; организовываются и проводятся массовые мероприятия с обучающимися; создаются необходимые условия для содержательного досуга детей и родителей; проводится работа по оказанию помощи детским и юношеским общественным объединениям, педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуговой и внеурочной работы. Критерии отнесения образовательных учреждений дополнительного образования детей к соответствующему типу, виду и категории В соответствии с п. 6 ст. 12 Закона Российской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона от 13.01.96 N 12-ФЗ государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации. Критерием отнесения образовательного учреждения к типу "образовательное учреждение дополнительного образования детей" является реализация им дополнительной образовательной программы в качестве основной. Критерием отнесения образовательного учреждения дополнительного образования детей к соответствующему виду является направленность реализуемых в нем дополнительных образовательных программ. В образовательных учреждениях дополнительного образования детей может реализовываться дополнительная образовательная программа одной или программы разной тематической направленности. Дополнительные образовательные программы могут иметь следующие направленности: научно - техническую; спортивно - техническую; физкультурно - спортивную; художественно - эстетическую; туристско - краеведческую; эколого - биологическую; военно - патриотическую; социально - педагогическую; культурологическую; естественнонаучную. Вид образовательного учреждения дополнительного образования детей определяется в соответствии с направленностью реализуемой дополнительной(ых) образовательной(ых) программы (программ), приведенной в таблице: ------------------------------------------------------------------------------ | Вид образовательного | Дополнительная | Дополнительные | | учреждения | образовательная | образовательные | | дополнительного | программа одной | программы разной | | образования детей | направленности | направленности | |----------------------|----------------------------|------------------------| | Дворец | -------------------- | всех направленностей | |----------------------|----------------------------|------------------------| | Дом | -------------------- | не менее пяти | | | | направленностей | |----------------------|----------------------------|------------------------| | Центр | -------------------- | не менее четырех | | | | направленностей | |----------------------|----------------------------|------------------------| | Школа | спортивно - технической, | ------------------ | | | физкультурно - спортивной; | | | | художественно - | | | | эстетической; военно - | | | | патриотической | | | | направленности | | |----------------------|----------------------------|------------------------| | Клуб | программы любой | ------------------ | | | направленности | | |----------------------|----------------------------|------------------------| | Станция | научно - технической, | ------------------ | | | туристско - краеведческой, | | | | эколого - биологической | | | | направленности | | |----------------------|----------------------------|------------------------| | Детская студия | художественно - | ------------------ | | | эстетической | | | | направленности | | |----------------------|----------------------------|------------------------| | Детский парк | -------------------- | не менее трех | | | | направленностей для | | | | объединений с | | | | переменным | | | | контингентом | | | | обучающихся | |----------------------|----------------------------|------------------------| | Музей | программы любой | ------------------ | | | направленности (при | | | | наличии помещений для | | | | выставочных экспозиций) | | |----------------------|----------------------------|------------------------| | Детский | -------------------- | не менее двух | | оздоровительно - | | направленностей для | | образовательный | | объединений с | | лагерь | | переменным | | | | контингентом | | | | обучающихся | ------------------------------------------------------------------------------ При государственной аккредитации образовательным учреждениям дополнительного образования детей устанавливается категория (высшая, первая, вторая, третья). Категория образовательного учреждения дополнительного образования детей устанавливается в соответствии с показателями и критериями, приведенными в таблице. ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | N | Показатели | Критерии | | п/п | |---------------------------------------------------------------------------| | | | категории | | | |---------------------------------------------------------------------------| | | | 3 | 2 | 1 | высшая | |-----|------------------------|-----------------|-------------------|-------------------|-----------------| | 1. | Полнота реализации | 80% | 85% | 90% | 95% | | | дополнительных | | | | | | | образовательных | | | | | | | программ | | | | | |-----|------------------------|-----------------|-------------------|-------------------|-----------------| | 2. | Сроки реализации | | | | | | | дополнительных | | | | | | | образовательных | | | | | | | программ: | не менее | не менее | не менее | не менее | |-----|------------------------|-----------------|-------------------|-------------------|-----------------| | | до 1 года | 45 - 50% | 40 - 50% | 30 - 40% | 20 - 30% | |-----|------------------------|-----------------|-------------------|-------------------|-----------------| | | от 1 до 3 лет | 35 - 45% | 30 - 40% | 25 - 35% | 30 - 40% | |-----|------------------------|-----------------|-------------------|-------------------|-----------------| | | от 3 и более | 5% | 10% | 25% | 30% | |-----|------------------------|-----------------|-------------------|-------------------|-----------------| | 3. | Уровни реализации | | | | | | | дополнительных | | | | | | | образовательных | | | | | | | программ: дошкольного | | | | | | | образования; | да | да | да | да | |-----|------------------------|-----------------|-------------------|-------------------|-----------------| | | начального общего | да | да | да | да | | | образования; | | | | | |-----|------------------------|-----------------|-------------------|-------------------|-----------------| | | основного общего | не менее | не менее | не менее | не менее | | | образования; | 10% | 20% | 25% | 30% | |-----|------------------------|-----------------|-------------------|-------------------|-----------------| | | среднего (полного) | не менее | не менее | не менее | не менее | | | общего образования | 5% | 10% | 15% | 20% | |-----|------------------------|-----------------|-------------------|-------------------|-----------------| | 4. | Методическое | Информационно - | Информационно - | Консультативно - | Научно - | | | обеспечение | методическая | методическая | методическая | методическая | | | образовательного | помощь | помощь | помощь | помощь | | | процесса | педагогам | педагогам | педагогам | педагогам | |-----|------------------------|-----------------|-------------------|-------------------|-----------------| | 5. | Уровень квалификации | | | | | | | педагогов: высшей | | | | | | | категории | 5% | 5 - 10% | 10 - 15% | 10 - 20% | |-----|------------------------|-----------------|-------------------|-------------------|-----------------| | | 1 категории | 10 - 15% | 10 - 20% | 15 - 25% | 20 - 30% | |-----|------------------------|-----------------|-------------------|-------------------|-----------------| | | 2 категории | 50 - 60% | 45 - 55% | 40 - 50% | 30 - 40% | |-----|------------------------|-----------------|-------------------|-------------------|-----------------| | 6. | Информационно - | Устанавливаются государственным органом | | | техническое оснащение | управления образованием на основании | | | образовательного | среднестатистических данных в регионе | | | процесса | | ------------------------------------------------------------------------------------------------------------ |