ОБ ОБРАЩЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "К ПРЕДСЕДАТЕЛЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ М.М. КАСЬЯНОВУ ОБ ИЗМЕНЕНИИ ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСИРОВАНИЯ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОСОБИЯХ ГРАЖДАНАМ, ИМЕЮЩИМ ДЕТЕЙ", ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ВЕТЕРАНАХ" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РФ 21 июня 2000 г. N 482-III ГД (НТЦС) Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет: 1. Принять обращение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "К Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову об изменении источников финансирования, связанных с реализацией Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона "О ветеранах". 2. Направить настоящее Постановление и указанное Обращение Председателю Правительства Российской Федерации М.М.Касьянову. 3. Опубликовать настоящее Постановление и указанное Обращение в "Парламентской газете" и "Российской газете". 4. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его принятия. Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезнев 21 июня 2000 г. N 482-III ГД Приложение ОБРАЩЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ К Председателю Правительства Российской Федерации М.М. Касьянову об изменении источников финансирования, связанных с реализацией Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федерального закона "О ветеранах" Уважаемый Михаил Михайлович! Многочисленные обращения избирателей, глав администраций субъектов Российской Федерации и председателей законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации подтверждают тот факт, что, несмотря на ряд мер, предпринятых Правительством Российской Федерации и Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации, Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федеральный закон "О ветеранах" не исполняются. Ситуацию с выплатой ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей, и выделением социальных трансфертов на эти цели можно охарактеризовать как кризисную. К 1 апреля 2000 года объем кредиторской задолженности бюджетов субъектов Российской Федерации по ежемесячным пособиям гражданам, имеющим детей, достиг 29 млрд. рублей. Потребность в финансовых средствах на выплату из бюджетов субъектов Российской Федерации ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей, составила в 1999 году 27,3 млрд. рублей, в 2000 году 21,1 млрд. рублей. Несмотря на приостановление роста задолженности по выплате ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей, которое было достигнуто за последние пять месяцев 1999 года, когда действовала норма, дающая право на ежемесячные пособия на детей гражданам, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, коренным образом решить эту проблему не удалось. Из 89 субъектов Российской Федерации кредиторскую задолженность по выплате ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей, на сегодняшний день имеют 82 региона. Критическое положение с выплатой ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей, сложилось в Рязанской, Курганской, Свердловской, Омской областях, Республике Калмыкия, Республике Северная Осетия - Алания, Республике Алтай, Республике Тыва. В этих регионах суммарная задолженность по выплате ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей, превышает двухгодичный объем выплат сумм этих пособий. И только в семи регионах Российской Федерации долга нет: в городах Москве и Санкт-Петербурге, Самарской области, Пермской области, Ненецком автономном округе, Таймырском (Долгано-Ненецком) автономном округе и Ямало-Ненецком автономном округе. Неблагоприятная ситуация сложилась в субъектах Российской Федерации и с исполнением Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона "О ветеранах". Одна из самых сложных проблем для ветеранов - обеспечение их лекарственными средствами. Удовлетворение потребности ветеранов в лекарственных средствах по льготным рецептам составляет всего 60 процентов. Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не содержит нормы, предусматривающей разграничение источников финансирования льгот инвалидам. Поэтому нет возможности и проконтролировать его исполнение. Общая сумма финансовых средств, необходимых для исполнения указанного Федерального закона, с учетом всех источников финансирования составляет 10,5 млрд. рублей в год. Реально финансирование осуществляется не более чем на 25-30 процентов. Такое положение сложилось в большей степени из-за того, что в соответствии с законодательством Российской Федерации ежемесячные пособия гражданам, имеющим детей, а также определенный набор льгот ветеранам и инвалидам (бесплатный проезд на транспорте общего пользования, оплата жилья и коммунальных услуг) финансируются из средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Однако финансирование этих социально значимых статей расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации в силу объективных и субъективных причин осуществляется не в полном объеме и несвоевременно, несмотря на то, что часть затрат на эти цели компенсируется субъектам Российской Федерации в виде трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. Кроме того, средства, поступающие в субъекты Российской Федерации в виде финансовой помощи из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, обезличены. Они не носят целевого характера и могут использоваться по усмотрению глав администраций субъектов Российской Федерации на решение любых задач. Вследствие этого невозможно осуществлять контроль за тем, как использовались трансферты, выделенные на финансирование расходов, связанных с исполнением Федерального закона "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федерального закона "О ветеранах", и привлекать к ответственности должностных лиц, виновных в неисполнении указанных федеральных законов. В связи с вышеизложенным Государственная Дума считает, что в первоочередном порядке Правительству Российской Федерации необходимо предпринять следующие меры: внести проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и Федеральный закон "О ветеранах", предусматривающие изменение источников и порядка финансирования указанных федеральных законов; рассмотреть вопрос о перераспределении планируемых налоговых доходов между бюджетами всех уровней при разработке проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2001 год с целью предусмотреть расходы в федеральном бюджете на исполнение указанных выше федеральных законов; внести проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О бюджетной классификации в Российской Федерации", предусматривающий в федеральном бюджете финансирование выплат ежемесячных пособий гражданам, имеющим детей, а также финансирование всех компенсаций и льгот инвалидам и ветеранам. Принимая во внимание необходимость оперативного решения указанных проблем, просим Вас, уважаемый Михаил Михайлович, в пакете проектов федеральных законов, которые будут вноситься в Государственную Думу вместе с проектом федерального закона о федеральном бюджете на 2001 год, представить все необходимые материалы по комплексному решению проблем, связанных с изменением источников финансирования указанных выше федеральных законов. 21 июня 2000 года |