ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ 7 июня 2010 г. N 16-15/059819@ (Д) В соответствии со ст. 246 НК РФ плательщиками налога на прибыль в Российской Федерации признаются иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в России. Если иностранная организация является резидентом государства, с которым у России заключен международный договор, регулирующий вопросы налогообложения, то при налогообложении прибыли (доходов) такой иностранной организации в Российской Федерации учитываются положения такого международного договора (ст. 7 НК РФ). Между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия действует Соглашение об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 (далее - Соглашение). На основании ст. 7 Соглашения прибыль предприятия Договаривающегося Государства может облагаться налогом только в этом Государстве, если только предприятие не осуществляет свою деятельность в другом Договаривающемся Государстве через расположенное в нем постоянное представительство. Согласно ст. 5 Соглашения для целей Соглашения выражение "постоянное представительство" означает постоянное место предпринимательской деятельности, через которое деятельность предприятия осуществляется полностью или частично. Также лицо, не являющееся "агентом с независимым статусом" в одном Государстве и осуществляющее деятельность для предприятия - резидента другого Государства, имеющее полномочия на заключение контрактов от имени этого предприятия и обычно осуществляющее указанные полномочия в первом Государстве, рассматривается как образующее постоянное представительство для предприятия нерезидента. В основе Соглашения лежит типовая модель Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). При применении Соглашения компетентные органы Договаривающихся Государств, в частности, руководствуются комментариями ОЭСР к указанной модели. Так, фраза "полномочия заключать контракты от имени предприятия" не ограничивает применение пункта к агенту, непосредственно заключающему контракты от имени предприятия, пункт также применяется к агенту, заключающему контракты, которые накладывают обязательства на это предприятие, даже если контракты не заключены от имени предприятия. Основным критерием, определяющим, приводит ли осуществление той или иной деятельности к образованию постоянного представительства, является критерий регулярности такой деятельности на территории другого Государства. Из представленных материалов следует, что российская организация, выступающая в качестве агента на основании заключенного с иностранной организацией (резидентом Германии) агентского договора, на регулярной основе осуществляет действия по продвижению услуг принципала (иностранной организации) на территории РФ и СНГ, заключает договоры с пациентами (клиентами) иностранной организации, выставляет счета на оплату услуг иностранной организации, получает их оплату. Учитывая положения п. 5 ст. 5 Соглашения, а также характер деятельности российской организации (агента), деятельность российской организации (агента), осуществляемая в пользу иностранной организации (принципала), рассматривается как приводящая к образованию постоянного представительства такой иностранной организации для целей налогообложения в России. Поэтому иностранная организация признается самостоятельным плательщиком налога на прибыль в Российской Федерации. Заместитель руководителя Управления советник государственной гражданской службы РФ 1 класса А.Н.ЧУГУНОВА 7 июня 2010 г. N 16-15/059819@ |