МЕЖДУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИЕЙ И РЕСПУБЛИКОЙ КИПР ДЕЙСТВУЕТ СОГЛАШЕНИЕ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ ОТ 05.12.1998. СОГЛАСНО ПП. "А" П. 2 СТ. 10 СОГЛАШЕНИЯ ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И КАПИТАЛ ОТ 05.12.1998 ДИВИДЕНДЫ, ВЫПЛАЧИВАЕМЫЕ КОМПАНИЕЙ, ЯВЛЯЮЩЕЙСЯ РЕЗИДЕНТОМ ОДНОГО ДОГОВАРИВАЮЩЕГОСЯ ГОСУДАРСТВА, РЕЗИДЕНТУ ДРУГОГО ДОГОВАРИВАЮЩЕГОСЯ ГОСУДАРСТВА, МОГУТ ОБЛАГАТЬСЯ НАЛОГОМ В ПЕРВОМ УПОМЯНУТОМ ГОСУДАРСТВЕ В РАЗМЕРЕ, НЕ ПРЕВЫШАЮЩЕМ 5% ОТ ОБЩЕЙ СУММЫ ДИВИДЕНДОВ, ЕСЛИ ЛИЦО, ИМЕЮЩЕЕ ФАКТИЧЕСКОЕ ПРАВО НА ДИВИДЕНДЫ, ПРЯМО ВЛОЖИЛО В КАПИТАЛ КОМПАНИИ СУММУ, ЭКВИВАЛЕНТНУЮ НЕ МЕНЕЕ 100 000 ДОЛЛ. США. В СВОИХ ПИСЬМАХ ОТНОСИТЕЛЬНО ПОРЯДКА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ВЫПЛАТ В ВИДЕ ДИВИДЕНДОВ АКЦИОНЕРАМ - РЕЗИДЕНТАМ РЕСПУБЛИКИ КИПР ОТ 05.04.2010 N 03-08-05, ОТ 12.08.2009 N 03-08-05, ОТ 06.10.2008 N 03-08-05, ОТ 22.02.2007 N 03-08-05 МИНФИН РОССИИ УКАЗАЛ, ЧТО ПРИМЕНЕНИЕ ПОНИЖЕННОЙ СТАВКИ 5% ВОЗМОЖНО, ЕСЛИ НА МОМЕНТ ВЫПЛАТЫ ДИВИДЕНДОВ ВЛОЖЕНИЕ КИПРСКОГО УЧАСТНИКА В КАПИТАЛ РОССИЙСКОЙ КОМПАНИИ СОСТАВЛЯЕТ НЕ МЕНЕЕ 100 000 ДОЛЛ. США. СОГЛАСНО СТ. 42 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.12.1995 N 208-ФЗ "ОБ АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВАХ" РЕШЕНИЕ О ВЫПЛАТЕ (ОБЪЯВЛЕНИИ) ДИВИДЕНДОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ О РАЗМЕРЕ ДИВИДЕНДОВ И ФОРМЕ ИХ ВЫПЛАТЫ ПО АКЦИЯМ КАЖДОЙ КАТЕГОРИИ (ТИПА), ПРИНИМАЕТ ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ АКЦИОНЕРОВ. СПИСОК ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО ПОЛУЧЕНИЯ ДИВИДЕНДОВ, СОСТАВЛЯЕТСЯ НА ДАТУ СОСТАВЛЕНИЯ СПИСКА ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО УЧАСТВОВАТЬ В ОБЩЕМ СОБРАНИИ АКЦИОНЕРОВ, НА КОТОРОМ ПРИНИМАЕТСЯ РЕШЕНИЕ О ВЫПЛАТЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ДИВИДЕНДОВ. В СООТВЕТСТВИИ С ПОЛОЖЕНИЯМИ СТ. 51 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.12.1995 N 208-ФЗ ДАТА СОСТАВЛЕНИЯ СПИСКА ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА УЧАСТИЕ В ОБЩЕМ СОБРАНИИ АКЦИОНЕРОВ, НЕ МОЖЕТ БЫТЬ УСТАНОВЛЕНА РАНЕЕ ДАТЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ И БОЛЕЕ ЧЕМ ЗА 50 ДНЕЙ ДО ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, СПИСОК ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО ПОЛУЧЕНИЯ ДИВИДЕНДОВ, ФОРМИРУЕТСЯ ДО ДАТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ, НА КОТОРОМ ПРИНИМАЕТСЯ РЕШЕНИЕ О РАЗМЕРЕ, СРОКАХ И ПОРЯДКЕ ВЫПЛАТЫ ДИВИДЕНДОВ. ПОСЛЕ ДАТЫ СОСТАВЛЕНИЯ УКАЗАННОГО СПИСКА НИКАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В СТРУКТУРЕ ВЛАДЕНИЯ КОМПАНИЕЙ НЕ ПОЛУЧАЮТ ОТРАЖЕНИЯ В ДАННОМ СПИСКЕ. СРОК ВЫПЛАТЫ ДИВИДЕНДОВ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ УСТАВОМ ОБЩЕСТВА ИЛИ РЕШЕНИЕМ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ АКЦИОНЕРОВ О ВЫПЛАТЕ ДИВИДЕНДОВ. ЕСЛИ УСТАВОМ ОБЩЕСТВА СРОК ВЫПЛАТЫ ДИВИДЕНДОВ НЕ ОПРЕДЕЛЕН, ТО СОГЛАСНО П. 4 СТ. 42 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26.12.1995 N 208-ФЗ СРОК ИХ ВЫПЛАТЫ НЕ ДОЛЖЕН ПРЕВЫШАТЬ 60 ДНЕЙ СО ДНЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ВЫПЛАТЕ ДИВИДЕНДОВ. НАЛОГОВЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ УСТАНОВЛЕНО, ЧТО ИНОСТРАННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ - ПОЛУЧАТЕЛЬ ДИВИДЕНДОВ, ОБЯЗАНА ПРЕДОСТАВИТЬ НАЛОГОВОМУ АГЕНТУ ДОКУМЕНТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ПРАВА НА ПРИМЕНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЙ МЕЖДУНАРОДНЫХ СОГЛАШЕНИЙ, ДО ДАТЫ ВЫПЛАТЫ ДИВИДЕНДОВ, ПОСКОЛЬКУ НА СБОР, ПЕРЕВОД И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ ТРЕБУЕТСЯ ОПРЕДЕЛЕННОЕ ВРЕМЯ. СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ НА МОМЕНТ ВЫПЛАТЫ ДИВИДЕНДОВ ВЛОЖЕНИЯ КИПРСКОГО РЕЗИДЕНТА В РАЗМЕРЕ НЕ МЕНЕЕ 100 000 ДОЛЛ. США НЕОБХОДИМО НАЛИЧИЕ В РАСПОРЯЖЕНИИ НАЛОГОВОГО АГЕНТА НА МОМЕНТ ВЫПЛАТЫ ДИВИДЕНДОВ СООТВЕТСТВУЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ. НА КАКУЮ ДАТУ ВЛОЖЕНИЕ КИПРСКОГО УЧАСТНИКА В КАПИТАЛ РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ДОЛЖНО СОСТАВЛЯТЬ НЕ МЕНЕЕ 100 000 ДОЛЛ. США, ЧТОБЫ РОССИЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ КАК НАЛОГОВЫЙ АГЕНТ МОГЛА ПРИМЕНИТЬ СТАВКУ 5% ПРИ НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ВЫПЛАЧИВАЕМЫХ ДИВИДЕНДОВ: 1) НА ДАТУ СОСТАВЛЕНИЯ СПИСКА ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО ПОЛУЧЕНИЯ ДИВИДЕНДОВ; 2) НА ДАТУ ПРИНЯТИЯ ОБЩИМ СОБРАНИЕМ АКЦИОНЕРОВ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА РЕШЕНИЯ О ВЫПЛАТЕ ДИВИДЕНДОВ; 3) НА ИНУЮ ДАТУ? ЕСЛИ ДАТОЙ, ПОДТВЕРЖДАЮЩЕЙ ПРАВО РЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ КИПР НА ЛЬГОТНОЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, БУДЕТ ПРИЗНАНА НЕ ДАТА ВЫПЛАТЫ ДИВИДЕНДОВ, ТО СОХРАНИТ ЛИ СВОЕ ПРАВО НА ЛЬГОТУ КИПРСКИЙ УЧАСТНИК АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА, ЕСЛИ В ПЕРИОД С МОМЕНТА СОСТАВЛЕНИЯ СПИСКА ЛИЦ, ИМЕЮЩИХ ПРАВО ПОЛУЧЕНИЯ ДИВИДЕНДОВ, ДО ДАТЫ ВЫПЛАТЫ ДИВИДЕНДОВ РАЗМЕР ВЛОЖЕНИЯ КИПРСКОГО УЧАСТНИКА СТАНЕТ МЕНЕЕ 100 000 ДОЛЛ. США В РЕЗУЛЬТАТЕ ОТЧУЖДЕНИЯ ЧАСТИ ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ЕМУ АКЦИЙ? ПОСКОЛЬКУ ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ ПРЕДСТАВЛЯЮТСЯ НАЛОГОВОМУ АГЕНТУ ДО ДАТЫ ВЫПЛАТЫ ДОХОДА, ТО ЕСТЬ ЗАБЛАГОВРЕМЕННО, СЛЕДУЕТ ЛИ НАЛОГОВОМУ АГЕНТУ ПРИ РЕШЕНИИ ВОПРОСА О ПРИМЕНЕНИИ СТАВКИ 5% РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ КАКИМИ-ЛИБО ТРЕБОВАНИЯМИ ОТНОСИТЕЛЬНО СРОКА ДЕЙСТВИЯ ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ СУММУ ВЛОЖЕНИЯ КИПРСКОГО УЧАСТНИКА В РАЗМЕРЕ НЕ МЕНЕЕ 100 000 ДОЛЛ. США В КАПИТАЛ ОРГАНИЗАЦИИ? ОГРАНИЧЕН ЛИ СРОК ДЕЙСТВИЯ (АКТУАЛЬНОСТИ) ПРЕДСТАВЛЕННЫХ ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ ДОКУМЕНТОВ И КАКИМИ НОРМАТИВНЫМИ ДОКУМЕНТАМИ ЭТО РЕГЛАМЕНТИРОВАНО? ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 15 ноября 2010 г. N 03-08-05 (Д) Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно применения положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 (далее - Соглашение), позволяющих применять пониженную ставку налога на доходы в виде дивидендов, выплачиваемых российской организацией своему кипрскому акционеру, и сообщает. Согласно пп. "а" п. 2 ст. 10 Соглашения дивиденды, выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогом в первом упомянутом Государстве в размере, не превышающем 5% от общей суммы дивидендов, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо вложило в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100 000 долл. США. В соответствии с согласованным российской и кипрской сторонами Меморандумом о взаимопонимании к Соглашению от 11.07.2000 прямым вложением в капитал компании считается как приобретение акций при первичной или последующих эмиссиях, так и покупка акций через Фондовую биржу или непосредственно у предыдущего владельца акций. Критерий определения суммы, эквивалентной 100 000 долл. США, установлен в этом же Протоколе и заключается в том, что стоимостью инвестиций (вложения) является сумма, фактически уплаченная инвестором (вкладчиком) на дату приобретения акций и не подлежащая последующему пересчету в связи с колебаниями биржевого или валютного курса. В Меморандуме о взаимопонимании к Соглашению от 31.10.2001 данная позиция также подтверждена сторонами, однако с оговоркой о том, что такого рода сделка (приобретение акций) должна быть совершена на основе принципа "вытянутой руки". Под сделкой, совершенной на основе принципа "вытянутой руки", понимается сделка по приобретению акций компании при соблюдении принципа использования рыночных цен между независимыми участниками при аналогичных сделках и на аналогичных условиях. Учитывая вышеизложенное, применение льготной ставки налога в размере 5 процентов, установленной пп. "а" п. 2 ст. 10 Соглашения, возможно, если на дату выплаты дивидендов вложение кипрского участника в капитал российской организации соответствует условиям пп. "а" п. 2 ст. 10 Соглашения. В случае если на дату выплаты дивидендов доля участия кипрского резидента в капитале российской компании уменьшилась в результате отчуждения данным резидентом Кипра части акций (долей) российской организации, выплачивающей дивиденды, и составляет сумму менее 100 000 долл. США, льготная ставка налога в размере 5 процентов не применяется. В качестве документов, подтверждающих взнос в капитал российской компании, выплачивающей дивиденды, могут рассматриваться копии договоров купли-продажи акций (долей) такой российской компании и копии документов, подтверждающих оплату по договорам (копии выписок банка либо платежных поручений либо подтверждение депозитарно-клиринговой компании о произведенных расчетах). Поскольку предоставление налоговому агенту получателем дивидендов таких документов необходимо для подтверждения права на применение положений Соглашения, данные документы должны содержать актуальную и достоверную информацию на дату применения пп. "а" п. 2 ст. 10 Соглашения, устанавливающего льготную ставку налога в размере 5 процентов. Одновременно сообщаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме. Заместитель директора Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Н.А.КОМОВА 15 ноября 2010 г. N 03-08-05 |